пятница, 12 октября, 2018, 15:02 Общество
Любомир Кушлык: Волнует будущее моей коллекции, а это 1000 старинных музыкальных инструментов

Этномузыколог из Львова Любомир Кушлык владеет крупнейшей в Украине коллекцией аутентичных музыкальных инструментов, является членом Национального союза композиторов Украины и Международного совета традиционной музыки при ЮНЕСКО. В коллекции господина Любомира – около 1000 экспонатов. Среди них – бандуры, скрипки, трембиты, дрымбы, цимбалы, свистульки, десятки различных свирелей, экзотические инструменты и много других предметов, из которых добывали звук, скажем, рубель, коса или подкова. Господин Любомир волнуется за будущее своей коллекции, говорит, что у него нет времени, чтобы сделать каталог, описать и сфотографировать каждый инструмент.

Пану Любомиру принадлежит около 50 научных статей: в них он описал результаты своих научных поисков. Но он не просто собирает, исследует народные инструменты, но и научился играть на многих из них, поэтому демонстрирует аутентичное звучание различных инструментов во время фестивалей и мастер-классов. Он не имеет ни дачи, ни автомобиля, ни каких-то состояний, самая большая его страсть – коллекционирование музыкальных инструментов, которому посвятил большую часть своей жизни. Поэтому и всей душой болеет за судьбу своей коллекции.

Об этом и другом Любомир Кушлык рассказал в интервью ИA ZIK.
 

Пан Любомир, как, собственно, у вас началось коллекционирование аутентичных музыкальных инструментов?

– Учился в Национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко, отслужил армию, а после этого работал заведующим кабинета народного творчества, Львовской национальной музыкальной академии им. М.В. Лысенко. В 1991 году в музыкальной академии во Львове открыли первую в Украине кафедру музыкальной фольклористики, я работал там преподавателем, доцентом. В 2006 году перешел работать во Львовский национальный университет им. И. Франко на кафедре украинской фольклористики имени академика Филарета Колессы. Состоялось два выпуска студентов, но мест работы не было. Чтобы не закрыть факультет совсем, открыли отдел этнохореологии (раздел фольклористики, изучающая народный танец – ред.). Последние шесть лет работаю в фольклорно-этнографической студии «Горница» Центра творчества детей и юношества Галичины.

Колекція автентичних музичних інструментів Любомира Кушлика. Фото: ZIK
Часть коллекции аутентичных музыкальных инструментов Любомира Кушлыка. Фото: ZIK

Возможно любовь к музыке вам привили родители еще в детстве?

– Да, учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Отец пел в капелле «Трембита», часто с ним ходил на концерты, в театр. В юности пробовал играть на барабане, литаврах, ксилофоне. Хотел быть дирижером, но хорошо, что не стал – симфоническим дирижером быть еще сложнее, чем музыкальным фольклористом. Специальность музыкальный фольклорист является одной из самых сложных, потому, что никто не знает, чем он занимается. Люди думают, что фольклор – это, что как раз им не является. То, что мы слышим сейчас со сцены – это на 30% уже обработанный фольклор, то есть это уже фольклоризм. Я побывал в более 100 фольклорных экспедициях в разных уголках Украины, даже в двух экспедициях был в Польше.

Но в экспедициях я нашел очень мало инструментов. Впервые мне подарили трембиту во время экспедиции на Гуцульщину в 1978 году. А «заразил» меня болезнью коллекционирования один народный музыкант из Коломыи, родом из села Мышин. Он играл на свадьбах и инструменты легко удавалось купить. Когда я впервые увидел его коллекцию, в которой было более 100 инструментов, то был поражен тем, как можно играть на всех этих инструментах. Еще один человек меня поразил тем, что собрал более 500 инструментов одного народа коми.

Говорят, что хорошую трембиту можно сделать только из того дерева, в которое попала молния

– Не всегда, дело в том, если молния попадает в дерево, то по нему одномоментно проходит напряжение в 300 тысяч Вольт и происходит внезапная высушка. При этом структура древесины нарушается и это не так хорошо, как все описывают. Лучше, если трембиту делать из ели, которая растет возле водопада, там равномерная влажность в течение года. Весной или осенью обрезают около 20 см коры и так дерево само сушится на протяжении 2-4 лет. Поэтому этот инструмент недешевый. Помогала мне в коллекционировании жена.

Есть ли в вашй коллекции любимые для вас инструменты, экзотические?

– Когда учился в университете, то не знал, что в Карпатах есть такой народный духовой инструмент как тилинка – свирель без дыр. Ведь в каждом регионе Украины были свои уникальные музыкальные инструменты, через них отражалось мышление тамошних людей. А в школе обучают игре на свирели, которая уже унифицирована, имеет черные и белые клавиши. А народные инструменты имеют только белые клавиши. Когда начинал собирать, то покупал все, что шло в руки. Иностранные инструменты покупал для того, чтобы показать и сравнить с украинскими. Скажем, свирель – это не только украинский народный музыкальный инструмент, такой есть у поляков, словаков, немцев, чехов и тому подобное. Даже кобза имеет прототипы в Европе. Вот украинские фольклористы, инструментоведы, музыковеды не могут прийти к согласию относительно происхождения бандуры, потому, не возникла ли она из кобзы.

Колекція автентичних музичних інструментів Любомира Кушлика. Фото: ZIK
Часть коллекции аутентичных музыкальных инструментов Любомира Кушлыка. Фото: ZIK

Среди музыкальных инструментов, кроме бандуры, какие сейчас, по вашему мнению, наиболее популярны?

– Возрождение началось еще в конце 60-70-х годов прошлого века, тогда во Львове организовали музыкальное хоровое общество, начали думать, как восстановить подлинные народные инструменты, организовывали экспедиции по селам. Но, скажем, такой примитивный инструмент как козобас – такая бочечка, перекрытая кожей, сверху на палке коза, две-три или четыре струны – они подают, как особый народный инструмент. А это инструмент, который использовали только на карнавальный праздник Маланки. В каждой культуре есть подобный инструмент.

Есть ли в вашй коллекции инструмент, который для вас особенно ценен?

– Для меня, скажем, это инструмент, который я очень долго искал, он самый дешевый, потому что я сам его теперь могу сделать за 8 минут. Это кукурузная скрипочка – очень простой, примитивный инструмент, для использования которого берут стебель кукурузы. В частности, третье и четвертое колено снизу имеет такие наросты, которые надо подрезать. Пиликает этот инструмент 5-6 дней, а потом засыхает. На то время, когда я его нашел, у меня уже было около 300 инструментов. Я всегда на базарах, фестивалях расспрашивал людей о музыкальных инструментах. Больше всего имею инструментов с Львовщины, есть немного бойковских, волынских, подольских, буковинских. Люблю играть на трембите, дрымбе, свирели. Среди экзотических инструментов, скажем, имею малимбу, сделанную из тыквы.

Колекція автентичних музичних інструментів Любомира Кушлика. Фото: ZIK
Часть коллекции аутентичных музыкальных инструментов Любомира Кушлыка. Фото: ZIK

Насколько сложно содержать вси эти инструменты в хорошем состоянии?

– Я еще работаю в Музее народной архитектуры и быта им. Климентия Шептицкого и там храню часть инструментов. Конечно, из-за высокой влажности инструменты могут разрушаться. В коллекции имею около 40 дрымб, 200 свистулек, 15 скрипок, 16 цимбал, 9 трембит и другие инструменты. Когда езжу на мастер-классы, то беру специальную походную сумку, в которой держу отдельные инструменты – цимбалы, дрымбы, свирели, а за спиной – трембиту, рог тура. Были большие выставки моих инструментов в музеях Львова, в Запорожье, в Долине и других городах Украины. Часто меня приглашают на фестивали и мастер-классы.

Разговаривала Соломия Андриевская,
для ИA ZIK

 

Справка

Любомир Кушлык родился 8 декабря 1946 года. Получил классическое образование музиковеда: в 1966 году закончил теоретическое отделение Львовского государственного музыкального училища, а в 1971 – историко-теоретический факультет Львовской государственной консерватории им. Н.В. Лысенко, где учился, среди других, и в выдающихся Станислава Людкевича и Владимира Гошовского.

Наибольшую часть своей жизни (от 1973 до 2006 года) отдал работе на разных должностях родной alma mater, нынешней Львовской национальной музыкальной академии им. Н.В. Лысенко (старший преподаватель, доцент и почти 20-летний заведующий Кабинета народного творчества, ныне – Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкальной этнологии). И неиссякаемой энергии и энтузиазма юбиляра хватило и для параллельной работы во многих других культурно-образовательных заведениях Львова (1977-1991 – ведущий и автор сюжетов ежемесячного тележурнала Львовского ТВ «Краски радуги», 1982-1998 – организатор и руководитель ансамбля и оркестра украинских народных инструментов СШ № 8, 1995-2005 – преподаватель военно-дирижерской кафедры Военного института. гетмана П. Сагайдачного Национального университета «Львовская политехника»; 2006-2011 – преподаватель факультета культуры и искусств Львовского национального университета им. И. Франко и др.).

И по сей день господин Любомир активно работает на нескольких работах – с 2010 года в фольклорно-этнографической студии «Светлица» Центра творчества детей и юношества Галичины, более 2 лет проводит мастер-классы и экспозиции выставок инструментов в Музее народной архитектуры и быта во Львове «Шевченковский гай», систематически участвует в различных общественных мероприятиях и фестивалях.

Крупнейшие творческие достижения Любомира Кушлика:

  • Уникальная частная коллекция аутентичных музыкальных инструментов, преимущественно из западноукраинского региона, начатая в 1989 году, насчитывает более 1000 экспонатов. На базе этой коллекции п. Любомир проводит постоянные выставки, открытые уроки и мастер-классы.
  • Интенсивная работа колекционера (более 100 экспедиций, в которых собрал около 5 тысяч образцов народного музикального творчества).
  • Плодотворная педагогическая и общественная деятельность.
  • Важный научный задел (около 50-ти статей, тезисов, выступлений на конференциях).
Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-10-21 15:34 :35