live

Лановой: Государство-должник является слабым. Как вырваться из этого гибельного круга?

Сейчас Украина переживает нелегкие времена экономической нестабильности и колебаний, которые проявляются в срывах цен, курса гривны, отказа в получении траншей от МВФ и тому подобное. Нередко слышны панические крики от правительственных чиновников, и простым гражданам кажется, что ничего не остается, как впасть в отчаяние и пессимизм. При этом глашатаи от власти нас уверяют, что выхода нет, что будет только хуже, а без уступок Запада нам не выжить.

Об этом на своей странице в Facebook пишет экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, который анализирует, какой является сегодняшняя ситуация и почему она возникает.

Итак, по словам Ланового, на нашу жизнь сильнее всего влияют такие финансовые явления:

  • девальвация валютного курса национальной денежной единицы, которую нам постоянно обещает и последовательно осуществляет сегодняшняя власть;
  • постоянная скачкообразная инфляция потребительских цен, в том числе централизованное установление неправомерно высоких тарифов на услуги ЖКХ, которые вызывают сверхбольшие суммы бюджетных субсидий населению;
  • чрезвычайно высокие процентные ставки по банковским кредитам предприятиям и гражданам;
  • чрезмерные темпы роста объемов и очень высокие (самые высокие в Европе) средние проценты по государственным внутренним и внешним долгам, которые превратились в удавку на шее государства, которая все сильнее затягивается.

Все эти процессы – негативные, они постоянно ухудшают состояние экономики и уровень жизни. Между собой они взаимосвязаны и вместе устраивают свое негативное действие. Но имеют ли эти процессы как объективную, независимую от власти природу? И откуда они возникают?

Так, известно, что:

  • тенденции снижения валютного курса гривны заложены как константы в перспективные планы Кабинета Министров и Национального банка, а следовательно девальвация – политическая цель власти;
  • чрезмерные монополистические тарифы на услуги ЖКХ и услуги других компаний-естественных монополий поддерживаются правительством и национальными регуляторами;
  • подталкивание вверх цен на большинство потребительских товаров и услуг является следствием монополистических сговоров между поставщиками при пассивном наблюдении правительства и его антимонопольных органов;
  • сверхвысокие процентные ставки по банковским ссудам являются результатом действия как инфляционных сил, так и выпуска в обращение избыточных кредитных средств центробанком;
  • действующая власть без зазрения совести ежегодно залезает в долги и бешеными темпами наращивает их и внутри страны, и за рубежом.

Таким образом, наша финансово-экономическая деградация имеет чисто субъективную природу. Для того, чтобы ее преодолеть, необходимо выяснить, как действуют негативные факторы и как они детерминированы между собой.

1. Перманентной первопричиной перечисленных выше финансовых дефицитов и девальваций в наших условиях выступает, очевидно, формирование высокодефицитного бюджета. Бюджет высокого дефицита нужен власти для расходов, не оправданных сегодняшней производительностью экономики. Прежде всего, это расходы бюрократов на самих себя, на весь чиновничий, полицейско-правоохранительный и налоговый аппарат, а также на надуманные жилищные субсидии и дорогостоящее обслуживание непомерного государственного долга. Каждый год дефицит увеличивается на 30-35 млрд грн (в 2018 году он достигнет 135 млрд грн) и задача его сокращения и ликвидации, к сожалению, вообще не обсуждается. Таким образом бюджетная несбалансированность в виде превышения расходов над доходами является проявлением наглости и ненасытности власти (сейчас дефицит составляет 13-15% от расходов госбюджета). А главное, что высокое дефицитное формирования бюджета влечет за собой крайне негативные последствия. В частности, этот дефицит – первопричина приумножения внутренних и внешних долгов государства, которые образуются соответствующими заимствованиями. В свою очередь прирост внутреннего и внешнего долга приносит свои отрицательные финансовые результаты. Рассмотрим их отдельно в отношении внутренних и внешних источников долгового финансирования.

Увеличение внутреннего правительственного долга требует масштабных заимствований правительства на внутреннем рынке, но в условиях сегодняшней банковской и девальвационной кризиса необходимые свободные внутренние ресурсы отсутствуют. Такая ситуация побуждает денежного регулятора выпускать в обращение дополнительные гривневые средства, осуществляя материально необеспеченную денежно-кредитную эмиссию. Такая избыточная эмиссия искусственно увеличивает денежный спрос в экономике, а потому она подталкивает инфляцию внутренних цен. Одновременно рост внутренних государственных заимствований повышает спрос на банковские кредитные средства, а это (вместе с инфляцией цен) подталкивает вверх процентные ставки (по кредитам предприятиям и населению они достигают сейчас почти 50%) и делает их недоступными для большинства субъектов хозяйствования.

Прирост внешнего государственного долга происходит в основном за счет иностранных валютных заимствований (другие минимальные источники валютных поступлений – валютные государственные заимствования с внутреннего рынка и валютные доходы от приватизации государственных предприятий). Обслуживание и погашение внешних долговых обязательств правительства требует ежегодных затрат из бюджета и изъятия валютных фондов с внутреннего рынка. По этим причинам растут расходы государственного бюджета, а это приводит к большему дефициту последнего, а также уменьшаются золото-валютные резервы НБУ (они обмениваются на рублевые фонды правительства, которому валюта нужна для оплаты внешних обязательств).

Уменьшение золото-валютных резервов НБУ и покупка правительством значительных сумм валюты на внутреннем рынке приводит к ее дефициту в экономике и, как следствие, – к снижению валютного курса гривны. Критичность иностранной валюты через такие обстоятельства требует новых международных заимствований правительства. Такие заимствования предоставляются из-за низкого кредитного рейтинга украинских государственных долговых бумаг, а потому проценты по кредитам – непомерно высокие. Правительство Януковича, например, устраивали на ставки в рекордные 14%. Следствие сегодня – еще больше рост бюджетных гривневых и центробанковских валютных расходов на обслуживание долга. Валютный курс гривны при сегодняшней пассивной позиции правительства и денежного регулятора относительно последствий донецкого хозяйничанья в стране не может не падать.

Снижение валютного курса национальных денежных средств влечет за собой подорожание импорта товаров и услуг и уменьшение его физических объемов, что бьет по уровню потребления в стране. Однако это не приводит к уменьшению импорта газа, что было бы логичным. Не приводит, потому что увеличение при этом гривневых цен на голубое топливо не оплачивается потребителями, а государственным бюджетом через субсидии населению. Как раз на этой стадии появляется Международный Валютный Фонд, который и требует повышения внутренних тарифов на газ для населения. МВФ при этом заботится о недопущении падения доходности НАК «Нафтогаз Украины». Это странно, поскольку увеличение субсидий потребителям ухудшает бюджетный баланс (возрастает дефицит), о котором якобы заботится этот некоммерческий, нейтральный кредитор.

Сверхдоходность НАК «Нафтогаза», которая достигается благодаря чрезмерным тарифам на газ, бюджетному субсидированию потребителей и заимствованиям МВФ, выглядит главной целью действующей власти. На то, что при этом подталкивается инфляция, бюджетный дефицит и внешний государственный долг, правительство не обращает внимания. Монополистическая сверхдоходность НАК «Нафтогаза», как и обесценивание национальной денежной единицы, – фактор разрушения финансовой системы страны и путь к дефолту и потере суверенитета. И такое разрушение финансов сделает доходы «Нафтогаза» призрачными, порождая такие казусы, как сегодняшний платежный конфликт между ним и ОАО «Киевэнерго», цена которого достигает миллиардов гривен (по информации СМИ, общая накопленная задолженность по оплате услуг ЖКХ уже достигла 38 млрд грн). То есть монополист «убивает» потребителей и разрушает рынок, а власть, нарушая все нормы, отказывает людям в предоставлении субсидий и порождает новые массовые неплатежи. Напрашивается шуточный вопрос: может кредиты МВФ, ЕС И США стоит прямо направлять на оплату российского газа – все равно долг будет расти, однако не будет инфляции, бюджетного дефицита, субсидий, как при действующей власти.

Как можно увидеть, обе схемы связей при финансировании дефицита бюджета (за счет наращивания внутреннего и внешнего государственного долга), усиливая друг друга, показывают их совместное действие (а так оно и происходит) в направлениях девальвации валютного курса, инфляции, рост дефицита бюджета, прироста государственного долга, повышение тарифов на услуги ЖКХ и содержание заоблачных банковских ссудных процентных ставок. Все элементы в приведенных схемах финансирования дефицита бюджета находятся во взаимосвязи и под взаимным влиянием, действуют циклично и неотвратимо.

Воду на мельницу финансового разрушения льют и самочинные факторы, которые не являются следствием принятия высокодефицитного бюджета:

  1. Так, избыточная денежная эмиссия не только служит покрытию бюджетного дефицита, но и используется для завышенного централизованного рефинансирования коммерческих банков, что было в 2014-1015 годах (ежегодные объемы рефинансирования в эти годы достигали более 200 млрд. грн. при реальной потребности в 20-25 млрд. грн.), когда эмиссия привела к гиперинфляции и гипердевальвации.
  2. Также своевольным, вне изменением валютного курса и независимо от дефицита бюджета, но в интересах энергетических монополий было осуществлено многократное повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2015 и последующих годах.
  3. В 2010-2013 годах украинское правительство времен Януковича без необходимости финансировать дефицит бюджета обращалось к иностранным частным кредиторам, что скачкообразно (почти в 2 раза за 4 года) увеличило внешний долг страны. Бизнес-партнеры того правительства активно экспортировали полученные в Украине доходы, а для конвертации последних правительство подавало им для обмена твердую валюту.

Выводы

Можно сказать, что сегодняшняя модель движения государственных финансов является заколдованным кругом их потерь, обесценивания, ростом государственного долга и зависимости от кредиторов. Это модель для разворовывания общественных ценностей, поскольку потери от роста внешнего и внутреннего долга уменьшают ресурсы для общественного развития. Долговые же обязательства не возлагаются на заемщиков-чиновников.

Государство-должник выглядит слабым, неспособным ни защищать национальные интересы, ни удовлетворять человеческие потребности. И при этом, вылетая в трубу, такое государство не собирается ничего делать. Оно существует ради собственных коррупционно-олигархических интересов, существует за счет народа, высасывает из него соки, не оставляя ему сил для собственного расцвета, обогащения и возвышения.

Как вырваться из этого гиблого заколдованного круга и размотать украинский клубок финансовых проблем?

Принять на законодательном уровне новые стратегические цели для функционирования системы государственных финансов, которые надо достигать ежегодно в течение длительного периода (как минимум, 5-7 лет):

  1. неуклонного укрепления валютного курса национальной денежной единицы;
  2. снижение средних процентных ставок по коммерческим банковским кредитам;
  3. обеспечение низких темпов роста ценовой инфляции;
  4. снижение текущих расходов бюджета на оплату и обслуживание государственного долга.

Добиться ежегодного составление профицитного (бездефицитного) бюджета, используя часть его доходов для погашения дорогостоящих государственных долговых обязательств и уменьшения этим текущих расходов на обслуживание государственного долга, что будет способствовать снижению банковских процентных ставок. При этом профицит бюджета должен достигаться через уменьшение непроизводительных, избыточных расходов правительства, в том числе на финансирование жилищно-коммунальных субсидий, и благодаря реальному росту производства, но не должен формироваться благодаря росту налоговой нагрузки на экономику и высокой ценовой инфляции.

Разработать и последовательно реализовывать оптимизационную модель управления (сокращения) государственного долга, целью которой является уменьшение текущих гривневых и валютных затрат на ежегодное обслуживание этого долга. То есть в такой модели будет решаться задача сокращения и объема, и стоимости долга и сроков его погашения путем нахождения наиболее экономного варианта. Это даст возможность иметь ресурсы для укрепления валютного курса гривны, ограничить денежную эмиссию и снизить банковские процентные ставки. Тенденция уменьшения государственного долга без сокращения золотовалютных резервов НБУ повысит кредитный рейтинг украинского правительства и создаст предпосылки для пересмотра жестких условий по срокам и стоимости заимствований. Проблема дефолта будет снята.

Перейти к политике роста валютного курса гривны. Постепенное, но последовательное повышение курса гривни повысит платежеспособность украинского рынка и в торговых, и инвестиционных, и в долговых операциях (в том числе по государственным обязательствам). К сожалению, действующая власть последовательно ослабляет гривню, будто намеренно разрушая экономику.

Снизить общий уровень монополистически установленных тарифов на природный газ и другие энергетические услуги, в том числе на услуги ЖКХ, до объективного уровня, который соответствует условиям добычи и распределения ресурсов на внутреннем рынке и который позволит максимальному количеству граждан оплачивать эти услуги из собственных доходов, а также уменьшить расходы бюджета на субсидии населению для оплаты этих услуг. Одновременно украинское правительство и всеобъемлющая нефтегазовая монополия должны отказаться от единоличной покупки импортного газа, передав эти полномочия частным снабженческим компаниям, которые должны находить промышленных потребителей импортного газа, а самим сосредоточиться на распределении между населением и социально-бюджетными потребителями украинского газа на условиях внутреннего рынка.

Трансформировать деятельность Нацбанка Украины, в первую очередь в выполнении функции денежно-кредитного обеспечения экономики и обеспечения сбалансированного состояния денежного рынка, установив, в частности, ограничения в увеличении или уменьшении денежной массы любыми манипулятивными методами (оказанием централизованных ссуд банкам, покупкой в последних правительственных облигаций или валюты на внутреннем рынке, продажей депозитных сертификатов и другими). Следствием будет стабилизация цен, валютного курса, процентных ставок, увеличения объемов коммерческих кредитных ресурсов в национальной экономике.


Реклама

Ваш четвероногий друг приболел? Нужно срочно сдать анализы? Поможет в этом следующая ссылка http://www.vetdrug.com.ua/. Обратитесь за помощью к специалистам.

Loading...