Новости » Общество Читати новину українською

О проклятых «rebels» от BBC, деколонизации Украины и возвращении к пуританству, – отголосок Форума издателей

Кто устанавливает границы в журналистике и искусстве, нужна ли цензура в СМИ и о проблемах современного искусства рассказывали в рамках 25 Book Forum во Львове актер, телеведущий и писатель Антин Мухарский, главный редактор журнала «Український тиждень» Дмитрий Крапивенко и художник-иллюстратор Андрей Ермоленко.

Корреспондент ИА ZIK посетила дискуссию и предлагает читателям интересные мысли вышеупомянутых ораторов.
 

Антин Мухарский: Охлократия все упрощает...

Мир – многогранен и неоднообразен. Он делится не только на свет и тьму, добро и зло, но и имеет множество цветов, оттенков, которые в итоге и создают общую жизненную гамму. И всегда находятся в жизни человечества институты или персоны, которые пытаются узурпировать право на истину. Именно любые современные институты, пытающиеся внедрять определенные формы социальной цензуры произведений, являются объектом наших художественно-творческих споров.

Касаясь темы «разрешенного в искусстве», я скажу – в искусстве разрешено все! По моему мнению, если это вызывает общественную дискуссию и акцентирует внимание общества на проблемных зонах, которые время от времени возникают с развитием социума в демократических обществах, то к чему ограничения?

Демократическое общество имеет свою глубокую проблематику, потому что современная демократия превратилась в охлократию – власть необразованных, составляющих основное количество электората политических сил.

Проблематика современного искусства апеллирует, прежде всего, к человеку. Человеку, понимающему, что мир не простой, а наоборот – чрезвычайно сложный механизм. А задача охлократии – все упрощать. И вот, когда она пересекается с проявлениями современного искусства, апеллирующим к сложным материям (философским, социальным, политическим) – это у нее вызывает если не сразу, то, позже, по крайней мере, конфликтность. Она начинает кричать, что нарушаются все законы и каноны.

Так и хочется спросить: Какие законы? Чьи каноны нарушаются?

Головний редактор журналу «Український тиждень» Дмитро Крапивенко, актор, телеведучий та письменник Антін Мухарський та художник-ілюстратор Андрій Єрмоленко. Фото: ZIK
Главный редактор журнала «Український тиждень» Дмитрий Крапивенко, актер, телеведущий и писатель Антин Мухарский и художник-иллюстратор Андрей Ермоленко. Фото: ZIK

Дмитрий Крапивенко: Задача колонизатора заставить порабощенный народ говорить на его языке

Атмосфера постправды, тотального плюрализма на грани со вседозволенностью порождает шизофрению, и ее выразители, к сожалению, работают в респектабельных СМИ и говорят о том, что террористов мы не можем называть террористами, врагов мы не можем называть врагами, потому что это – язык ненависти.

Таким образом они смещают акценты, поскольку есть язык войны, которая обоснована реальным врагом, и нужно писать, как есть. Но и согласен, что рядом с ним существует язык ненависти («Лугандония» и т.д.). То есть, когда вышла статья уважаемого украинского профессора с использованием слов «языка ненависти», я не понял зачем. Это наша земля, часть Украины и мы не можем отзываться о ней, о людях, которые там живут, с таким неуважением.

Кроме этого, задача любого колонизатора – заставить порабощенный народ говорить на языке колонизатора. У нас, например, некоторые СМИ считают приемлемым употреблять слово «губернатор». Украина на губернии была поделена еще при Российской империи, в Галиции же вообще такого не было! Тоже самое с советским термином «ОУН-УПА», который для большинства россиян означает одно и тоже – бандеровцы, фашисты, поэтому и пишут как одно.

Также, стоит упомянуть и о более авторитетных иностранных СМИ, многие из которых употребляют неправильную терминологию относительно войны на востоке Украины. В частности, это треклятое слово «rebels» (повстанцы), которое использовали и ВВС, и CNN. Например, Захарченко называли лидером пророссийских повстанцев. Для украинцев повстанец имеет принципиально другое значение, поэтому когда в мировых медиа создаются такие ляпы, то наша задача – эти ляпы исправлять.

Мы – бывшая колония, хотя многие люди пытаются это отрицать, мол, какая же колония, колония – это дикая Гвинея или страны Карибского бассейна. Здесь также будет уместен термин «реконкиста» – исторически: освобождение испанцев от мусульманского владычества, по-сути, можно характеризовать как освобождение более развитого народа от господства менее развитой нации. Мы, украинцы, должны пройти деколонизацию, а это значит – не слепо брать пример с других стран, у которых все хорошо, а исходить из личного опыта.

Мы – бывшая колония, как бы это грустно не звучало, и мы должны проиграть этот опыт с собственных позиций. И уже исходя из этого, например, устанавливать квоты – позитивную дискриминацию в языковом пространстве. Я считаю, это нашим своеобразным достижением. Наконец-то украинские политики начали употреблять термин «деколонизация», объясняя процессы, которые происходят в нашей стране и почему это важно. А это, стоит отметить, важно не только для нас, но и для всех других, чтобы мир понимал происходящее в Украине.

Головний редактор журналу «Український тиждень» Дмитро Крапивенко та художник-ілюстратор Андрій Єрмоленко. Фото: ZIK
Главный редактор журнала «Український тиждень» Дмитрий Крапивенко и художник-иллюстратор Андрей Ермоленко. Фото: ZIK

Андрей Ермоленко: Не надо кастрировать художника! Художник делает то, что он считает нужным

Для меня, как для творческого человека, в искусстве должно быть разрешено все. Но надо понимать место и время, когда это приемлемо. Например, один из ярких примеров, когда во время теперешней войны прошла выставка, где автор сравнил украинских военных и российских захватчиков, сказав, что, в принципе, это одно и тоже. Разве это допустимо уравнивать человека, который защищает свою землю, с человеком, который нападает на чужую территорию?

Так же и музыканты, которые ездят выступать в страну-агрессора и удивляются, что здесь такого, ведь это не их война. Нет, это наша война, которую мы должны выиграть, и за ее успех должны бороться все украинцы, а не только военные на фронте.

Мы сейчас вернулись в очень пуританское общество. Сегодня в Интернете тебя могут забанить за что угодно. В абсолютно разные времена искусство создавало такие шедевры, которые не совсем уложились бы в сегодняшние рамки, если бы тот или иной художник творил сейчас. Однако, созданное когда-то – оно стало мировой классикой. Сейчас же тебя могут заклевывать разнообразные активисты из различных организаций: нельзя, потому что дети увидят, нельзя – потому что это сексизм, и еще сотни таких «нельзя» по разным причинам.

На самом деле, мы сталкиваемся с тем, что очень многие люди не понимает, что их окружает, а художник – рефлексирует то, что видит, документирует это. И то, почему люди возмущаются в искусстве, на самом деле присутствует в их повседневной жизни. Просто никто не хочет проводить параллели.

В общем, хочу сказать: не нужно кастрировать художника! Художник делает то, что он считает нужным. Это и есть настоящий художник.

Подготовила Елена Водвуд,
ИА ZIK


Реклама

Если вы хотите вдохнуть в вашу кухонную обстановку новую жизнь, но сейчас совершенно не до ремонта, вам помогут модульные картины для кухни. Вы сможете украсить ваш интерьер и наполнить его яркими красками.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...