четверг, 20 сентября, 2018, 14:57 Общество
Феминизм в хиджабе, или Как протестуют исламские женщины

19 сентября в рамках BookForumLviv активистка ГО «Феминистическая Мастерская» Мария Демишева провела презентацию исследования «Женщины, Ближний Восток и Феминизм: теоретические положения и повседневные практики бытия женщины в мусульманских странах (Ближний Восток и Магриб)».

Исследовательница рассказала о положении женщин в странах Ближнего Востока и Магриба и вариациях феминистических движений в этом регионе.

Положение в отношении женщины в основных текстах ислама (Коран и Хадисы)

Вообще, как бы это странно не звучало, Коран имеет прогрессивные положения относительно прав женщины, ее свобод: провозглашает возможность женщины владеть имуществом, делать собственный выбор в отношении мужчины, важность образования и многое другое, что на то время было чрезвычайно прогрессивным для общества Аравийского полуострова.

Однако, с другой стороны, идеализация Корана невозможна, поскольку он, наряду с прогрессивными утверждениями, прямо провозглашает неравенство полов в семье и социуме.

Не столько Кораном, сколько мусульманским обществом продиктованы патриархальные традиции. На интерпретацию этого писания, влияет скорее патриархальный мировоззрение и устоявшиеся практики, которые нормализовали дискриминацию женщины.

Источники ислама можно интерпретировать по-разному, Кораном пользуются как исламисты, так и феминистки, пытаясь таким образом доказать истинность собственных взглядов.

И как бы там не было: Коран делает из женщины собственность; Коран обращается к мужчине, чтобы тот сказал женщине, что ей делать; женщина – это полмужчины в социальном плане; голос женщины ничего не весит без мужа; наследство сына равно доле наследства двух дочерей; если мужчина хочет иметь жен, то может иметь 2, 3, 4...; чем больше жен, тем более уважаем мужчина.

Кроме этого, как в Коране, так и в устном народном творчестве, абсолютно нормально избиение женщины. Человек, который не «колотит» жену – не уважаем, не достаточно мужчина.

Почему же смогли когда-то внедрить это учение? В давние времена, до Корана, судьба женщин была значительно хуже. Коран пришел как просветление, ведь теперь после смерти мужа женщина не передавалась по наследству его родственникам, и прекратили заживо хоронить новорожденных девочек, которые считались более низкими, чем парни.

Именно учитывая такую перспективу, новое верование казалось просветлением и прорывом.

А насчет хиджаба – он считался признаком лучшести, состоятельности, характеризовал более достойную женщину.

Традиции и практики стран Ближнего Востока и Магриба относительно роли женщины в семье и социуме

Проблема роли женщины зависит от развитости государства – где-то они проявляются остро с реальным физическим вредом женщине, где-то – в ограничении прав.

Реальная проблема – ранние браки. Девочек уже с 12-15 лет отдают замуж. В ответ на это в Тунисе началось феминистическое движение «Девочки – не жены».

В исламе – женщина не должна получать физическое удовольствие от половых отношений, она вообще не должна думать о таких вещах, кроме как для продолжения рода или удовлетворения мужчины. Желание женщиной половых отношений – расценивается как грязь и нечестивость. Именно поэтому до сих пор практикуется женское обрезание, которое хоть и запрещено, однако на практике оно никуда не делось.

Понятно, что запрещенные процедуры – не могут быть профессиональными или, как минимум, стерильными. Многие женщины умирают от такой ужасной традиции, в частности, самой распространенной она остается в Магрибе и Пакистане.

Что же до развода, то в Коране не сказано, что это запрещено. Однако, культ целомудрия женщины не дает ей возможность взять повторный брак. Она будет считаться нечистым, недостойным. Поэтому ей останется разве вернуться к родственникам, где они вместе с соседями будут перемывать несчастной женщине косточки, с презрением относясь к ней, поскольку не смогла угодить мужу.

Относительно моногамии мужчины, то существуют брачные контракты, где женщина может указывать, что не желает, чтобы кроме нее был еще кто-то, или же согласовывать/не согласовывать выбор мужа. Однако, все эти контракты почти ничего не дают, ведь закон, в первую очередь, руководствуется Кораном, а тогда уже какими-то контрактами. Поэтому, если в Коране разрешено, то никакие соглашения не помогут.

До сих пор во многих странах Ближнего Востока женщина не может выехать за границу без подписи ответственного за нее мужчины, и нет разницы, муж или отец, или даже сын.

Сейчас можно наблюдать изменения в правах и отношении к женщинам, однако все же – это только в более развитых государствах, в больших городах. В провинциях до сих пор действуют жестокие законы, учреждения, и самое главное – некоторые женщины уверены, что так и должно быть. Избиения, непрофессиональное хирургическое вмешательство в организм, моногамия мужчины, моральное унижение – только маленький перечень того, чем живут женщины Востока.

Феминистические движения в регионе

Несмотря на патриархальные традиции, которых нужно строго придерживаться, мусульманки и не мусульманки, вместе продолжают свою борьбу за собственные права. Феминизм в мусульманских обществах имеет такую же богатую историю, как и в Западных: еще с конца XIX века в этом регионе сформировалось много женских инициатив, которые отстаивали и продолжают отстаивать права и возможности женщины быть включенными в функционирование государства и общества.

Сейчас в мусульманском мире есть много феминистских движений и индивидуальных инициатив различной направленности. Женщины борются за равенство и справедливое общество многими способами, включая феминистическое искусство, которое особенно развилось в этом регионе. В основном потому, что оно часто является единственным способом, с помощью которого женщина может выразить свои проблемы и переживания.

Феминизм на Ближнем Востоке и Магрибе начался именно с попытки доказать, что Коран защищает женщину и ее права, и что настоящий ислам не существует без равенства полов. Сегодня это течение называется «Мусульманский холистический феминизм» (по терминологии египетской феминистки Марго Бадран).

Ислам – основное направление этого течения, однако не единственное. Деятельность этого направления заключается в реинтерпретации коранических источников сквозь призму феминизма и гендерного равенства. Обычно к нему относятся исследовательницы, имеющие академическую степень. Однако, кроме этого, входят также многие общественные активистки и активисты, известные деятельницы и деятели.

Например, Малалу Юсуфзай тоже можно причислить к этому течению, поскольку она часто делает акцент на том, что ислам – религия мира, пропагандирующая равенство. Сегодня это течение работает на противовес тем радикальным интерпретациям ислама, которые распространяют насилие и гендерные роли. Такая стратегия – наиболее успешна по своим масштабам, поскольку ее активно поддерживают мировые институты, такие как ООН и ряд международных неправительственных организаций по правам человека.

Также, во время движения за независимость возникли и другие формы феминизма – например, исламский, поклонницы которого утверждали, что в «неправильных» формах трактовки ислама, который ставит женщину в зависимость от мужа, виноват патриархальный Запад. Они утверждали, что определенные нормы, которые заключались в экономической системе, системе государственного управления, которые с колониальных времен установлены в мусульманских государствах великими империями, были репрессивны в отношении женщины и не соответствовали ценностям ислама.

Более позитивные практики борьбы против западного капитализма и патриархальных устоев в мусульманском обществе представляют левые постколониальные инициативы в регионе и за его пределами. Кроме того, левые движения отличаются тем, что они не пользуются Кораном, чтобы доказать свои права на то, чтобы быть свободными от патриархального гнета. Что бы там не говорили, но «из Мухаммеда не получится сделать лидирующего феминиста», – говорит Севинк Карака – турецкая анархо-феминистка.

«Мы не хотим служить в армии, мы не хотим сидеть в парламентах, которые принимают решение идти на войну и тратят государственный бюджет на то, чтобы купить больше оружия, мы не хотим Мирового банка и долгов, законы ВТО, которые воруют еду с наших столов. Мы хотим и нуждаемся в фундаментальных правах, экономических свободах, образовании, работе и доступной здоровой пище», – говорит она.

Египетская левая феминистка Наваль Эль-Саддави также говорит, что сколько не разбирать Коран, агрессивные нормы все равно будут существовать, поскольку они идут именно от традиций и устоев общества и неравенства.

Также многие женщины, которые борются за свои права, используют искусство. Одна из популярных деятельниц в этой сфере – сирийка, проживающая сейчас в Америке, Мона Гайдар. На волне дискуссий о хиджабах и выборах Трампа, она сняла клип, который стал очень популярным в мире. Мона Гайдар указывает на нелепость позиции Запада запретить мусульманкам ношение хиджаба, что и изображает в своем клипе.

 

Также популярны работы Ханны «Хабиби» Хопкин, которая делает поп-арт, где поднимает темы мусульманской женщины и стереотипов западных обществ относительно нее и многое другое.

<nbsp;>

И, пожалуй, наиболее важно искусство для тех женщин, которые проживают в наиболее консервативных политических режимах, таких как Иран и Саудовская Аравия. Оно является едва ли не единственным способом для женщины выразить свои мысли и повлиять на практики общества.

Например, в Саудовской Аравии песня Маджед Аль-Исы «Hwages» («Озабоченность») всего за неделю набрала более двух миллионов просмотров на YouTube. Женская музыкальная группа создала клип, в котором они в разноцветных бурках делают то, что в повседневной жизни королевства им запрещено делать – играть в волейбол, водить машину и др. «Боже, избавь нас от мужчин», – поют ее исполнительницы на бедуинском диалекте.

 

Иранки, также прибегают к искусству и разного рода активность через социальные сети, которая бы, на первый взгляд, не касалась политики прямо. Например, в 2014 году иранская карикатуристка Атена Фаргхадани изобразила иранских парламентариев в виде обезьян и коз в ответ на их решение запретить контроль над рождаемостью и ограничить доступ к контрацепции. После того как она сделала мультфильм из карикатур, ее насильно забрали из дома и закрыли в тюрьме.

<nbsp;>

В целом, на Ближнем Востоке и Магрибе, так же, как и за пределами региона, мусульманские и не мусульманские женщины, активно борются с произволом патриархальной власти, даже тогда, когда условия для этого неблагоприятны.

В Иране, Саудовской Аравии, Тунисе и других странах, женщины рискуют своей жизнью, чтобы побороть жесткие гендерные нормы и сделать общество более справедливым и благоприятным для самостоятельного выбора каждой и каждого.

Подготовила Елена Водвуд,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-12-18 18:47 :38