вторник, 4 сентября, 2018, 18:16 Политика
Курс в НАТО: что реально дадут изменения к Конституции?

Президент Петр Порошенко предлагает закрепить в Конституции стратегический курс Украины на полноправное членство в ЕС и НАТО. Соответствующий законопроект уже появился на сайте Верховной Рады. Информагентство ZIK собрала мнения дипломатов и международных экспертов о том, какие шансы на прохождение инициативы в парламенте и предложенные изменения могут повлиять на реальные перспективы членства в этих объединениях.

Отметим прежде всего, что изменения будут внесены в ст. 85, 102, 116, которыми предусмотрена ответственность ВРУ, Президента Украины, а также КМУ относительно закрепления евроатлантического направления.

Также предлагается изъять положение, которое предусматривает использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды в соответствии с международными договорами.

«Подразумевается пребывание Черноморского флота России на территории Крымского полуострова», – заявила представитель президента Украины в ВРУ Ирина Луценко, комментируя этот законопроект.
 

Богдан Яременко, экс-генконсул Украины в Стамбуле, председатель правления БФ «Майдан иностранных дел»:

– Предлагаемые президентом изменения в Конституции – очередной образец искаженного гибридного мышления.

Собственно предложений относительно изменений – пять.

1. В преамбуле добавить фразу «и подтверждая европейскую идентичность Украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины».

Ну, европейская идентичность – это, возможно, и приятно, но к делу не приложишь. Ее существование и в чем она заключается – эти вопросы скорее для диспута, нежели для Конституции.

А что такое европейский и евроатлантический курс Украины? Курс на приближение, на применение стандартов, на полноправное членство в каких-то европейских и евроатлантических организациях? Возможно. А возможно и нет. Кто же знает?

А в каких организациях? В некоторых европейский и евроатлантических организациях, как Совет Европы и ОБСЕ, мы уже являемся членами. Может это ЕС и НАТО? То почему не написать «необратимость курса на получение полноправного членства в ЕС и НАТО»?

Или есть сомнение, что Конституция может так ограничивать геополитический выбор? То зачем тогда вся эта игра?

А что, когда вскоре в Европе возникнет какая-то военная организация, которую предлагает Макрон, где не будет США, но будет стратегический партнер Россия, то нам тоже в эту европейскую организацию?

Предложенная президентом формулировка преамбулы породит больше новых вопросов, чем даст ответов.

2. Это про полномочия Верховной Рады. До сих пор в части внешней политики было лишь определение ее основ. Теперь предлагается добавить «реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора».

Но сразу же возникает вопрос, а откуда это берется? Что определило стратегичность этого курса? Мы же помним, что в преамбуле таких дефиниций нет. Нет и в других статьях Конституции констатации, что курс на полноправное членство в ЕС и НАТО является стратегическим. Об этом говорится в нескольких государственных документах, но их юридическая сила ниже Конституции.

То же самое с предложениями 3 и 4 относительно полномочий Президента и Кабинета Министров. Один гарантирует, а другие реализуют курс на полноправное членство, который неизвестно откуда взялся.

В общем предложения 2, 3 и 4 на самом деле являются очень декларативными. Например, за всю историю полномочий определять принципы внешней политики Верховная Рада воспользовалась ими дважды. Все президенты должны гарантировать соблюдение Конституции и прав человека, но все мы знаем, как это выглядит на практике. Ну, а с Кабмином все тоже нелегко. Поэтому декларирование таких вещей в Конституции совсем не означает, что все именно так и будет происходить.

Пятое предложение отменяет п.14 Переходных положений «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

Речь идет о России? Исторически знаем, что так. Но ведь Россия, если мне не изменяет память, в одностороннем порядке разорвала все соглашения о базировании ЧФ РФ в Крыму?

Можно ли это понять, например, что говорится про иностранные государства – члены НАТО? И если мы собираемся в НАТО и нам оно нужно для борьбы с Россией, то, может, нам, наоборот, следует предусмотреть какой-то особый упрощенный порядок предоставления согласия на размещение баз или пребывания военных подразделений НАТО на своей территории?

Но этого в предложениях нет.

Как нет и тени намека на обязательства, которые Украина понесет в случае приобретения членства в ЕС и НАТО, ничего не сказано о возможности делегирование части национальных полномочий органам ЕС и НАТО. Возможно, потому, что авторы понимают туманность перспектив обретения членства в этих организациях?

Президент во второй раз пытается внести изменения в Конституцию. Прогресс заключается в том, что если первая попытка (связанная с реализацией так называемых Минских договоренностей) была действительно вредна, то вторая, как у нас в детстве говорили «Оболонская вода – нет ни пользы, ни вреда».

Много шума из ничего.

Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова:

– Сейчас сложно говорить о каких-то конкретных последствиях этой инициативы. Понятно, что идея европейской и евроатлантической интеграции достаточно популярна. Ее поддерживают разные политические силы, поэтому шансы на прохождение этого законопроекта в нынешней Верховной Раде есть. С другой стороны, очевидно, что этот законопроект имеет определенный предвыборный характер.

Другое дело, что принять такие предлагаемые изменения можно было бы и раньше, учитывая ситуацию, которая сложилась, и геополитическую динамику. Но говорить, что такое решение запоздалое, тоже, наверное нельзя. Украина уже ранее обозначила курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, поэтому зафиксировать это в Конституции выглядит достаточно логичным.

Будут ли какие-то конкретные геополитические дивиденды от принятия этого решения? Можно говорить о том, что Украина четко зафиксирует свой курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию и этот курс уже будет выглядеть необратимым. Это будет свидетельством того, что Украина движется в этом направлении и движения назад не предвидится. Это действительно важно.

Вместе с тем вряд ли можно давать какие-то радужные прогнозы о приближении перспектив членства в НАТО и в ЕС.

В случае с ЕС это проблема не сегодняшняя и не завтрашняя. Сейчас никто не скажет с точностью до года, когда реальное вступление Украины в Евросоюз. И для этого есть много причин. В Украине много внутренних проблем, которые тормозят движение. В то же время сам Европейский Союз меняется и переживает довольно сложные времена.

Ситуация с НАТО в определенной степени похожа. Поэтому принятие изменений к Конституции относительно курса в ЕС и НАТО – это, скорее всего, задел на будущее, заявление о намерениях, которые должны подкрепляться очень конкретной и каждодневной работой. Прежде всего – внутренними реформами.

Относительно изменений, которые касаются военных баз на территории Украины, то этот вопрос надо рассматривать в комплексе. С одной стороны мы декларируем интеграцию в НАТО, с другой – запрещаем военные базы на нашей территории. То есть движение на Запад и одновременно попытка показать России, что мы не несем ей никакой угрозы и что присутствие баз НАТО на украинской территории не предусматривается. Так эту формулу следует рассматривать.

Хотя, я думаю, что это довольно сложная и проблемная формула, потому что в будущем, когда Украина вступит в НАТО, на ее территории могли бы размещаться базы НАТО. Они были бы дополнительной гарантией безопасности. Но это тоже опять же вопрос не этого дня, а дальнейшая перспектива.

Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел Украины:

– Поскольку адекватные политические силы – кроме, конечно, Оппозиционного блока – в своих программах и предыдущих предвыборных обещаниях говорили, что они за европейскую и евроатлантическую интеграцию, то, скорее всего, они должны были бы поддержать эти изменения в Конституции. Но как это произойдет – сказать трудно. Наша Верховная Рада очень непредсказуемая и очень трудно в ней проводить даже те решения, которые объективно нужны.

Что касается самих предложенных изменений, то мне кажется, что это правильный шаг. И контрпредложения отдельных политических лидерок все перевести в меморандум, который никого и ни к чему не обязывает, думаю, свидетельствуют лишь о том, что принимать такие изменения надо таки на уровне Конституции. Тогда любое правительство и любой президент будет обязан выполнять эту работу и вести страну к вступлению в ЕС и НАТО.

Можно было бы, конечно, провести это все и через всеукраинский референдум. Но если удастся закрепить эти изменения в Конституции, а впоследствии, возможно, и референдум провести, то это будет явный сигнал для всех наших западных партнеров, что это серьезно, что это не зависит от фамилий, а является определенным общегосударственным курсом.

Наши западные партнеры нам иногда упрекали, что мы не можем сами между собой разобраться, куда мы хотим. Ющенко хотел в НАТО, Янукович не хотел. Поэтому нам надо действительно наконец четко зафиксировать этот курс и тогда любые попытки под определенными предлогами – иногда совсем необъективными – отложить этот процесс со стороны Запада будут отвергнуты.

Если речь идет про иностранные базы страны-агрессора, то про их размещение на территории Украины вообще не может быть и речи. Кстати, договор о базировании Черноморского флота Россией денонсирован. Итак, после возвращения Крыма вопрос о ЧФ РФ вообще не будет стоять на повестке дня. Но если речь идет о базах НАТО, то я лично был бы за то, чтобы они обязательно были на территории Украины, и для этого не надо менять Конституцию.

Подготовила Татьяна Штыфурко,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-24 17:23 :08