понедельник, 3 сентября, 2018, 16:35 Экономика
Коррупция и бездействие: Как Украина потеряла грант в 0,75 млрд на модернизацию таможни

В начале 2018 года Европейский Союз объявил о том, что закрывает ряд проектов модернизации пограничных контрольно-пропускных пунктов с Украиной. Эти программы были направлены на содействие интеграции украинской экономики со странами ЕС путем построения или модернизации контрольных пунктов на границах с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Причиной этого стала череда задержек, ошибок и перерасхода с участием местных чиновников и подрядчиков.

Грант был выделен на период 2007-2013 годы и можно было бы считать, что его освоение завалила преступная власть команды Януковича. Но не все так просто. Гуманные европейцы после Революции Достоинства вошли в положение и продлили срок реализации до 2016 года. И, к сожалению во многих аспектах работы государственной машины ничего не изменилось, и вот уже ведомство Насирова, кстати, накануне его задержания, отчиталось, что ничего у них не получается. Или долго искали «своих» подрядчиков, которые никогда не делали смет и не махали шуфлею, или это чиновники ЕС хорошо изучили специфику освоения средств в Украине и создали ряд препятствий для отмывания средств, но и эта новая-старая власть не смогла ничего сделать.

Об этом сообщает «Европейская правда» со ссылкой на Reuters и приводит пример ситуации с выполнением одного из проектов.

Пример неудачной реализации проекта

КПП «Дьяковцы» должны были завершить летом 2016 года. Но проект закрыли после ряда задержек, ошибок и перерасхода с участием местных чиновников и подрядчиков. Агентство ссылается на внутреннюю корреспонденцию правительства Украины и переписки между Европейской комиссией и украинской властью.

Представители Евросоюза заявили: «После нашей оценки мы сделали вывод, что проекты не могут быть завершены вовремя. Шесть проектов сейчас готовятся к закрытию, а не использованные деньги вернутся».

Государственная фискальная служба (ГФС) отметила в своем заявлении, что среди причин были смена персонала внутри службы, а также длительное время, необходимое для оформления контрактов и получения одобрения.

Роман Насиров, бывший руководитель ГФС, заявил в интервью, что проекты контрольных пунктов осложняются тем, что в Украине порой невозможно обеспечить необходимое софинансирование. Он дал комментарий Reuters незадолго до увольнения с поста 31 января.

Крупнейший контракт на два контрольных пункта получила фирма «Энергомонтажвентиляция», которая специализируется на установке вентиляционных агрегатов и не имела никакого опыта получения государственных тендеров на строительство, согласно с онлайн-реестром государственных контрактов.

Финансовый директор «Енергомонтажвентиляции» Сергей Романенко в октябре прошлого года обвинил должностных лиц Украины и ЕС в препятствовании завершению работ на двух КПП на румынской границе.

«Контрольно-пропускные пункты «Дьяковцы» и «Красноильский» выполнены на 80-85%, но на сегодняшний день мы не получили ни копейки», – сказал он.

ГФС сообщила, что не заплатила «Енергомонтажвентиляции», поскольку компания не предоставила документы, подтверждающие завершение работы.

Судебные документы показывают, что компания зарегистрировала и проиграла иск в прошлом году против ГФС за неуплату денежных средств, которые, по мнению фирмы, должны за работу на контрольных пунктах. ГФС подтвердила, что подрядчик проиграл суд, но не предоставила дополнительных сведений.

Общие данные о программах ЕС для модернизации таможенных переходов

Журналисты ИА ZIK заинтересовались этой темой и подали запросы в Министерство финансов и ГФС. Из полученных ответов следует.

  • Ответственными за реализацию Программ была сегоднешняя ГФС и аналогичные структуры в предыдущие годы.
  • В рамках указанных Программ Государственной фискальной службой Украины осуществляется реализация шести проектов международной технической помощи на общую сумму около 0,75 млрд гривен:
  • «Реконструкция международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Устилуг»;
  • «Создание функционального модуля «Фильтр пункта пропуска» в международном автомобильном пункте пропуска «Рава-Русская», предоставление оборудования и средств пунктам пропуска «Краковец», «Шегини» и «Ягодин»;
  • «Развитие ИТ-инфраструктуры украинских таможенной и пограничной служб на украинско-польской границе»;
  • «Развитие инфраструктуры границы между Украиной и Румынией (реконструкция пунктов пропуска «Красноильск» и «Дьяковцы»)»;
  • «Модернизация и реконструкция пунктов пропуска на словацко-украинской границе»;
  • «Эффективная и безопасная граница между Венгрией и Украиной».
  • Средства были предоставлены в форме гранта: 90% финансирования шло от институтов ЕС, а 10% – от местных органов власти
  • Во всех этих проектах конечный срок реализации, который истекал в 2013 году, был перенесен на 2016 год, то есть, кроме таможенника времен Януковича Александра Клименко, ответственность в нереализованности гранта лежит и на правительстве Яценюка и Гройсмана, а именно тогдашних начальниках ведомства Игоре Билоуса и Романе Насирову.

Причины провала реализации проектов

По информации Минэкономразвития (как координатора реализации ППС), по результатам проведенной миссией ЕС проверки состояния выполнения работ по проектам, Стороной ЕС было принято решение о прекращении реализации упомянутых проектов из-за неудовлетворительного состояния их внедрения.

По информации ДФС причинами, которые препятствовали успешной реализации проекта, были:

  • ненадлежащее исполнение договоров генподрядчиками (в связи с чем в некоторых случаях Генпрокуратурой начато досудебное расследование);
  • неоднократные неудачные попытки ГФС проведения процедур закупок;
  • необходимость корректировки проектно-сметных работ;
  • длительное заключение договоров после завершения тендерных процедур;
  • заключение договоров и/или прекращении заключенных договоров в связи с отсутствием решения Европейской Комиссии относительно пролонгации проектов и соответственно необходимость проведения новых процедур закупок.

Если же анализировать официальные объяснения чиновников на примере украинских реалий, то можно предположить следующее. Каждая следующая власть работала по классической схеме: выбирала своего подрядчика, который должен умело освоить средства. Очень часто эти фирмы не имели ни специалистов, ни опыта. Соответственно, разработка проектов и согласования длились бесконечно долго. В худшем случае они начинали выполнять работы, но, можно предположить, не соблюдая баланс между сделанным и украденным, не могли сдать их в эксплуатацию.

Соответственно, проекты, работы и отчеты выполнены не должным образом – поэтому доноры из ЕС отказались оплачивать их.

Вместо «бедных» европейцев халтуру оплатит «богатый» бюджет Украины

В ответах из обоих ведомств говорится о том, что сторона ЕС отказалась продолжать проекты и оплачивать проведенные работы, а, следовательно, их завершения и оплату сделанного должен взять на себя бюджет Украины.

Кто работал со средствами ЕС, тот знает, что процедура их получения и отчета является сложной и забюрократизированной. Для ее прохождения нужны квалифицированные специалисты и реальные результаты работы. Для авантюристов, которые привыкли работать с освоением бюджетных средств в Украине, выполнить их крайне сложно. Оттуда и результат: обмануть европейцев не удалось, проекты отменены, а деньги надо возвращать.

И не все так плохо для исполнителей. Они не смогли работать по правилам, которыми пользуется весь мир, но вписываются в законы украинского бизнеса. А, следовательно, никто не останется обиженным – все расходы будут компенсированы из государственной казны.

«Учитывая прекращение финансирования проектов Европейской Комиссией, завершения соответствующих работ должно рассматриваться за счет бюджетных средств. С учетом важности указанных инфраструктурных проектов, необходимым является выполнение комплекса мероприятий по определению стоимости работ, требующих выполнения, заключение соответствующих договоров подряда и завершения строительных работ. При этом за каждым проектом ГФС целесообразно составить детальный календарный план-график выполнения работ. Финансирование работ в пунктах пропуска должно обеспечиваться Государственной фискальной службой в пределах имеющегося бюджетного ресурса», – пишут в Министерстве финансов.

«Сейчас прорабатывается возможность завершения реализации проектов за счет средств Государственного бюджета Украины», – сообщают в ГФС.

А что же со средствами ЕС? Их надо будет вернуть!

Что это означает? Украина могла получить бесповоротно!! (кредит или заем) почти 0,75 млрд грн, которые помогли бы хотя бы частично улучшить условия работы на шести таможенных переходах, а, следовательно, и облегчить жизнь для тех граждан Украины, которые пересекают границу, фактически затратив лишь 10% от стоимости. Вместо этого, решение, которое считается одним из ключевых для развития государства и свободы перемещения граждан, попало в руки нечестных на руку чиновников и предпринимателей. И сейчас их нелепые потуги должно бы еще и оплатить государство из наших налогов.

То есть то, за что в развитых странах, увольняют и сажают в тюрьму (что и продемонстрировал демарш кураторов проекта с ЕС), у нас и дальше мы продолжается и щедро финансируется из бюджета.

Аналитическая группа ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-19 05:50 :44