Новости » Общество 18 августа, 2018, 10:13
Дарья Алешкина: В Париже были удивлены, что в Украине есть такой вид искусства, как «вытынанка»

Вытынанки из бумаги львовской художницы Дарьи Алешкиной увидели люди во многих странах мира. Две большие работы Дарьи стоят на втором этаже Львовского городского совета. Эти панно не только украшают, но и служат своеобразной визиткой города, в котором живут и творят красоту много талантливых людей.

Детство Дарьи прошло в Винницкой области, позже переехала во Львов, где училась во Львовской национальной академии искусств по специальности скульптура. Во время учебы познакомилась с Гордеем Старухом, художником, внуком Эммануила Мисько. У них родились трое деток – Росава, Вакула, Эней. Эта семья живет творчеством – Гордей создает колесные лиры, кобзы, бандуры, играет на гитаре в этно-группе «Йорий Клоц», а для Дарьи после рождения детей спасением стала «вытынанка».

Больше об этом древнем украинском искусстве и своем творчестве Дарья рассказала в разговоре  IA ZIK.
 

Дарья, вы по специальности скульптор. Откуда у вас любовь к "вытынанке"?

– Я окончила Вижницкий колледж прикладного искусства им. В.Ю. Шкирбляка, а позже – Львовскую национальную академию искусств по специальности «монументально-декоративная скульптура». После рождения детей, скульптурой заниматься было сложно. Поэтому хотела найти такое хобби дома, чтобы творчески развиваться. Параллельно с материнством мне хотелось творческой самореализации, каждый раз всплывали творческие идеи. И вспомнила о своем хобби детства-  «вытынанке». Я выросла на Подолье, мои родители – творческие люди – занимались скульптурой и «вытынанкой». Кстати, Подолье – это колыбель вышивки, там она достигла наибольшего расцвета. Это занятие приносило мне больше популярности, чем скульптура. К тому же, оно не такое затратное, как другие виды искусства – бумага доступна.

<nbsp;>

Откуда черпаете идеи узоров, композиционных решений в «вытынанках»?

– В колледже я четыре года изучала художественное ткачество, потом скульптуру, основы композиции. Вдохновляюсь также "пысанкарством". "Вытынанка" – это такое кружево, которое должно переплетаться. Традиционные узоры всегда присутствуют в моих "«вытынанках». Эти символы для меня – это жизненная энергия. Но я вплетаю их со своими образами. Часто присутствует в моих работах символ женщины-берегини, люблю вырезать цветы.

Вы были инициатором создания театра теней. Он сейчас еще работает?

– Теперь должна была поставить его на творческую паузу. Когда дети были совсем маленькие, то театр еще работал. Но за 9 лет, с момента основания театра, жизни участников коллектива театра изменились, каждый создал свою семью. Поэтому я решила поставить театр на паузу и больше времени посвятить "вытынанке".

Ваши «вытынанки» поражают и красотой, и размером. Насколько сложно создать такую большую «вытынанку»?

<nbsp;>

– Традиционно вытынанка не была больших размеров. Размером я хотела привлечь внимание к «вытынанке» и одновременно возродить это искусство, осовременивая его в свой образ. Есть такая тайна с «вытынанкой» – наименьшая работа требует значительно больше усилий, чем большая. Вырезать маленькие отверстия очень сложно, поэтому маленькие работы крайне редко делаю. Мне как монументалисту проще вырезать большие по размеру отверстия. Большую работу, если все хорошо спланировать, можно сделать за пять дней. Трое моих детей требуют много внимания и домашней работы, поэтому должна все планировать и стараюсь каждый день найти время для того, чтобы поработать с «вытынанкой». Недавно подготовила работы для Франции, семь работ для выставки в США. Впереди 10 дней презентаций и мастер-классов в Польше.

Ваши работы уже увидели во многих городах Украины и мира? Расскажите, где именно вы побывали с выставками, кто вам помогал с организацией?

– Социальные сети – это моя творческая платформа, где каждый день я делюсь своими работами с читателями. Выставки проходили как-то спонтанно – кто-то увидел в Интернете, рассказал другим, написал мне в Фейсбуке.

Как воспринимали ваши работы за рубежом? Насколько это искусство популярно в мире?

<nbsp;>

– В Беларуси существует мощная школа традиционной «вытынанки». За рубежом это искусство более модное, современное. Там создают объемные, пространственные композиции из бумаги. В Европе уже пошли на десять шагов вперед в этом плане. Мы сейчас догоняем их. Однако, в своей работе придерживаюсь традиционной техники складывания бумаги, использования орнаментальных элементов. Например, на выставке в Сеуле в Южной Корее – стране, где родилась бумага, – очень ценят изделия из бумаги. У них в интерьере повсюду бумажные изделия. (Работу Дарьи купил премьер-министр Южной Кореи – ред.). В Украине мне довольно трудно продавать свои работы потому, что наши люди не привыкли к работам из бумаги, считают его непрочным, а искусство – «на века». Поэтому я вынуждена работать и делать все для того, чтобы такие изделия вызывали интерес. В Южной Корее половину моей выставки раскупили, такого не было ни в одной другой стране.

А как вы попали с выставкой в Париж?

– Также через Интернет меня пригласили. В Париже работ не раскупали, но там были очень удивлены, что в Украине есть такой вид искусства. Презентовала там три панно на окна, которые очень красиво выглядят, когда свет проходит сквозь кружево, создавая такой своеобразный эффект от светотени. Удивлялись также, что это обычная бумага. Можно было, конечно, обратиться к синтетическим материалам, которые более долговечны и их можно использовать на открытом пространстве, работать с лазером, но все-таки бумага имеет душу, и я хочу придерживаться наших рукотворных традиций. Хотя, наверное, со временем нужно будет прибегать к таким изделиям, которые можно будет использовать с практической целью, изготовленным из современных материалов. Скажем, роллеты на окна.

– Ваш муж тоже скульптор, видимо, обсуждаете и планируете какие-то совместные проекты?

– Да, он по специальности скульптор - изготавливает колесные лиры, кобзы, бандуры, то есть возрождает аутентичные украинские музыкальные инструменты, осовременивает их. Вот в Южную Корею мы ездили вместе, он играл на сцене, я показывала выставку «вытынанкок». Когда ездим представлять Украину, то это выглядит довольно гармонично – музыка и «вытынанка». К тому же, мои родители занимаются керамикой. Бываем вместе с ними на различных ярмарках.

И каждый год с мужем участвуете в создании ледовых скульптур в центре Львова...

– Так, уже 8-9 лет подряд участвуем в этом конкурсе. Это для меня такая отрада, когда можно попилить, потому что на самом деле скучаю немного по скульпторской работе. Мечтаю, что дети вырастут, и когда-то я еще смогу поработать со скульптурой. Нам с мужем очень хорошо вместе творчески работается. Мы так и познакомились.

Как вам удается работать над такими масштабными «вытынанками» с тремя еще маленькими детьми?

– Лучше всего работается, когда они рядом. Так мне спокойнее. Мы стараемся не лезть в их личное пространство – но они наблюдают за нами и пытаются сами творить. Росава рисует, Вакула больше склонен к конструированию, младшенький Эней играл вместе с папой на сцене. Мы не принуждаем их ни к чему, в этом нет необходимости. Стараемся, чтобы они были самостоятельными.

<nbsp;>

 Как считаете, сейчас возрос интерес к аутентичности в разных формах?

– Знаете, в Польше с большим восторгом относятся ко всему традиционному и раскупают такие вещи. Скажем, на ярмарке каждая семья покупала своему ребенку глиняный свисток. Сначала удивлялась, что они покупают ребенку что-то такое, а не пластмассовую вещь. Думаю, это связано с культурой нации, культурой воспитания вообще.

– Дарья, вы неоднократно презентовали украинское искусство в мире, о вас писали западные СМИ. А культурные институты украинского государства интересовались вами, каким-то образом вас поддержали?

– Наша семья не имеет ни жилья, ни мастерской. Никакого интереса к нам со стороны культурных иституций нашего государства не чувствую. Мы рассчитываем только на себя. Когда нас приглашали в Польшу, Южную Корею или в другие страны, то они оплачивали нашу поездку и проживание. Ежедневно я получаю письма с приглашением приехать с выставкой, скажем, в Мариуполь, Одессу и прочее. Должна им отказывать, потому что не хватает средств, чтобы оплатить переезд, монтаж выставки. В Украине удается организовать лишь две-три выставки в год. Больше, увы, не получается. Если бы существовал проект, по которому мне бы оплачивали расходы на дорогу, я бы с удовольствием показывала свои работы в разных городах Украины, проводила мастер-классы.

<nbsp;>

Беседовала Галина Палажий,
ИА ZIK
 

Справка

Алешкина Дарья Алексеевна родилась в 1982 году в г. Киеве в семье скульпторов. Позже семья перебралась в Винницкую область, где и прошло детство художницы. Окончила Вижницкий колледж прикладного искусства им. В.Ю. Шкирбляка, а позже – Львовскую национальную академию искусств по специальности «монументально-декоративная скульптура». Работает в области станковой и монументальной скульптуры, «вытынанки», графики.


Реклама

Если вы хотите защитить вашу квартиру от попадания прямых солнечных лучей, рекомендуем вам использовать жалюзи. Приобрести жалюзи вы можете на сайте http://sundef.kiev.ua. Компания SUNDEF предлагает вам широкий выбор тканевых ролетов, жалюзи. Высокое качество, отличная цена.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-10-20 14:51 :18