пятница, 17 августа, 2018, 15:19 Общество
Как продвигается «тюремная» реформа и что будет на месте исторического Львовского СИЗО

Реформа пенитенциарной системы в Украине не принадлежит к числу наиболее популярных и обсуждаемых – за годы обещаний чиновников в сфере исполнения наказаний изменилось мало. В Минюсте рассказывают о целях и задачах реформы до 2021 года, тем временем на сегодня учреждения исполнения наказаний финансируются на 48% от потребности. Европейские эксперты приравнивают условия в украинских тюрьмах к пыткам, а задача должна состоять в исправлении людей, совершивших преступления. Ужасными остаются и условия работы сотрудников пенитенциарной системы, отбывающих там свой «срок», часто подвергая опасности жизнь и здоровье.

В Минюсте ответили на информационный запрос корреспондента ИA ZIK относительно реформы и сообщили, что изменится с принятием закона о пенитенциарной системе, когда во Львове появится новый СИЗО и что будет на месте исторического здания старого следственного изолятора.

Как продвигается реформирование пенитенциарной системы? Когда этот вопрос появится в повестке дня?

Реформирование пенитенциарной системы – один из приоритетов деятельности Министерства юстиции Украины. Реформирование предусмотрено Среднесрочным планом приоритетных действий Правительства до 2020 года, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 2017 г. № 275-р, Стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы, одобренной Указом Президента Украины от 20 мая 2015 года № 276/2015, Концепцией реформирования (развития) пенитенциарной системы Украины, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2017 г. № 654-р. и другими стратегическими и программными документами.

Кроме того, при поддержке экспертов проекта Европейского Союза «Право-Justice» разрабатываются ежегодные планы и проводится мониторинг реализации Стратегии.

С целью реформирования пенитенциарной системы и пробации разработана логическая модель (паспорт) реформы, утвержденная решением коллегии Минюста от 29 марта 2018 (протокол №1/2018), в соответствии с которой определены стратегические цели, операционные цели и задачи реформы до 2021 года. Логическая модель и дальнейшее планирование ее реализации разрабатывается совместно с экспертами EDGE (Проект экспертной поддержки управления и экономического развития) согласно лучших мировых практик стратегического планирования ориентированного на результат (results-based management).

Также сообщаем, что проект Закона Украины «О пенитенциарной системе» (рег. № 7337 от 24.11.2017), поданный народными депутатами Украины Кожемякиным А.А., Мосийчуком И.В., Богомолец А.В., Мирошниченко Ю.Г. и другими, был рассмотрен на заседании Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, 20 декабря 2017 года принято решение рекомендовать Верховной Раде Украины по результатам рассмотрения в первом чтении проект Закона принять его за основу.

На сегодня законопроект ожидает своего рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины. (Итак, в декабре 2018 года исполнится год, как у нардепов не доходят до этого законопроекта, – ИA ZIK)

Назовите ключевые пункты, что изменится с принятием упомянутого законопроекта?

Проектом Закона предусматривается оптимизация структуры пенитенциарной системы, которая направлена на упрощение управления совокупностью ее подразделений; внедрение новых подходов к поощрению персонала пенитенциарной системы; внедрение эффективного управления государственными предприятиями учреждений исполнения наказаний; обеспечение реализации мероприятий, направленных на улучшение условий отбывания наказаний осужденными и содержания под стражей лиц, взятых под стражу.

Также, проектом Закона предлагается урегулировать вопрос предоставления ряда социальных гарантий лицам рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, в частности, таких как: установление размера должностного оклада лиц рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы не ниже размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, определенной Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, установление льготного зачета выслуги лет для назначения пенсий, жилищного и медицинского обеспечения, бесплатного проезда (статьи 53 – 55, 61, 62 проекта Закона).

Кроме того, разделом VII проекта Закона (Заключительные и переходные положения) предлагается внести изменения в 48 законодательным актам, регулирующих деятельность пенитенциарной системы, в частности, в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Уголовно-исполнительный кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Земельный кодекс Украины и тому подобное.

В частности, предусматривается право осужденных на психологическое сопровождение во время отбывания наказания в виде ограничения или лишения свободы; усовершенствования порядка применения к осужденным условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким (предоставление органами пробации выводов относительно риска повторного совершения уголовного правонарушения осужденными, претендующих на условно-досрочное освобождение и замену наказания более мягким); предоставление аттестованному составу пенитенциарной системы возможности в свободное от выполнения служебных обязанностей время получать психологическую и пастырскую помощь от психологов и капелланов учреждений; привлечение религиозных организаций к реализации пробационнных программ; предоставление органам пробации полномочий по содействию лицам, уволенным после лишения или ограничения свободы, в ведении законопослушного образа жизни путем предоставления информационных и консультационных услуг, привлекать к мероприятиям социально-воспитательное влияние во взаимодействии с другими государственными органами и учреждениями, общественными организациями.

13 сентября 2017 года Кабмин одобрил Концепцию реформирования пенитенциарной системы, предусмотрев дополнительное финансирование на 2018 год в размереири 6,5 млрд грн. На что расходуются эти средства?

Концепцией реформирования (развития) пенитенциарной системы Украины Министерству финансов поручено предусматривать дополнительное финансирование мероприятий для дальнейшего реформирования пенитенциарной системы, в частности, в 2018 году в сумме 6451,1 млн грн от потребностей, предусмотренных в основных направлениях бюджетной политики.

Письмом Министерства финансов Украины от 18.07.2017 № 04110-09-9/19298 доведены предельные объемы расходов и предоставление кредитов общего фонда проекта государственного бюджета на 2018 год по бюджетным программа в общей сумме 4 105,1 млн грн, что составило 33,9% от расчетной потребности по указанным бюджетным программам.

По результатам согласительных совещаний в Министерстве финансов Украины расходы Министерству юстиции по бюджетным программам было увеличено на 1 716,8 млн грн, в том числе на: оплату труда персонала, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, приобретение продуктов питания.

Выделение указанных средств повысило уровень обеспеченности органов и учреждений исполнения наказаний до 48% от расчетной потребности и позволит в 2018 году выполнить ряд мероприятий, в частности:

  • улучшить уровень расчетов за потребленные коммунальные услуги и энергоносители;
  • провести инвентаризацию объектов недвижимости и земельных участков Государственной уголовно-исполнительной службы Украины;
  • повысить расходы на питание осужденных и лиц, взятых под стражу;
  • персонала органов и учреждений исполнения наказаний среднюю заработную плату и денежное обеспечение;
  • повысить персонала органов пробации среднюю заработную плату и денежное обеспечение.

Есть ли сдвиги относительно условий содержания заключенных и осужденных в СИЗО и колониях? Сколько украинских учреждений исполнения наказаний соответствуют европейским требованиям к таким заведениям? И сколько признаны непригодными?

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 07.06.2017

№ 396, Министерством юстиции Украины принято решение (приказ Минюста от 13.09.2017 № 2865/5) об осуществлении оптимизации количества учреждений исполнения наказаний (приведение ее до экономически обоснованного уровня) путем консервации 12 колоний и перепрофилирования одной.

Решением коллегии Министерства юстиции Украины от 29.03.2018, утвержден паспорт реформы пенитенциарной системы и пробации, которым предусмотрено переоборудование зданий структурных участков учреждений исполнения наказаний для блочного размещения осужденных в 70 государственных учреждениях.

В соответствии с Титульными списками строек, Планами капитальных и текущих ремонтов, финансирование которых в 2018 году планируется осуществлять за счет средств общего и специального фондов госбюджета, а также средств предприятий учреждений исполнения наказаний Государственной уголовно-исполнительной службы Украины предусмотрено провести ремонтно-строительные работы на 1969 объектах Государственной уголовно-исполнительной службы Украины на сумму 97,1 млн грн, из которых 13 объектов строительства (реконструкции) на сумму 8,5 млн грн, 12 объектов капитального ремонта – 7,6 млн грн и 1944 объектах – 86,9 млн гривен.

В течение семи месяцев текущего года за счет средств государственного бюджета и средств предприятий было привлечено 21,7 млн грн на проведение строительства (реконструкции) четырех объектов, капитального ремонта пяти объектов и текущего ремонта 995 объектов.

Что изменилось относительно условий службы и обеспечение работников пенитенциарной службы? Хватает ли кадров? Заботится ли государство об их медицинском обслуживании, поскольку они находятся в условиях риска?

С целью предупреждения текучести персонала, формирование устойчивого и мотивированного кадрового состава органов и учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы Украины Министерством юстиции Украины было инициировано и Кабинетом Министров Украины принято постановление от 30.08.2017 № 704 «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц».

Для надлежащей реализации положений данного постановления Министерством юстиции Украины издан приказ от 13.03.2018 № 685/5 «Об утверждении схем тарифных разрядов по должностям лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 13.03.2018 № 289/31741. Согласно указанного приказа увеличены размеры денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

Разработан проект Порядка исчисления стажа службы для выплаты надбавки за выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, который находится на согласовании в профильных структурных подразделениях Министерства юстиции Украины.

По вопросу медицинского обслуживания лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. В сентябре 2017 года в рамках дальнейшего реформирования системы исполнения наказаний и ее приведения в соответствие к европейским стандартам Правительство Украины поддержало предложение Министерства юстиции Украины о создании государственного учреждения «Центр здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины» (распоряжение Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2017 года № 684-р). Одной из задач Центра является осуществление медицинского обеспечения и профилактического оздоровления персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. На 2019 год для проведения санаторно-курортного лечения персонала планируется выделить более 350 тыс. грн.

Когда начинается строительство новых СИЗО? Проект ранее анонсированных будет ли ближайшим к воплощению?

На данный момент Министерством юстиции Украины объявлен конкурс по сбору предпроектных предложений на реализацию инвестиционного проекта переноса указанного учреждения за пределы центральной части г. Львов на принципах государственно-частного партнерства. Министерством экономического развития и торговли Украины вместе с другими центральными органами исполнительной власти проработаны предложения частной компании и письмом от 18.04.2018 № 3904-05/16972-03 сообщено в Министерство юстиции Украины о поддержке строительства нового следственного изолятора в городе Львов при условии устранения замечаний и предложений предоставленных документов.

Кроме того, на ведомственном сайте Министерства юстиции Украины размещено объявление о проведении конкурса по сбору предпроектных предложений в части реализации инвестиционного проекта по переносу государственного учреждения «Киевский следственный изолятор» за пределы центральной части г. Киева, однако до настоящего времени соответствующие предложения от заинтересованных частных партнеров в Министерство юстиции Украины не поступали.

На чем остановились планы относительно строительства нового СИЗО во Львове? Была информация, что появился инвестор – кто это?

Частная компания предоставила в Министерство юстиции Украины предпроектные предложения, предполагающие строительство имущественного комплекса нового следственного изолятора с плановым наполнением 850 мест на земельном участке, предоставленном в постоянное пользование государственному учреждению «Лычаковская исправительная колония (№ 30)» на ул. Шевченко, 156 во Львове.

Согласно предоставленных расчетов, построить объекты нового следственного изолятора частной компанией планируется в течение трех лет, а на земельном участке по ул. Городоцкая, 20 в г. Львов указанной компанией предусмотрено сооружение торгово-развлекательного центра, а также Музея жертв политических репрессий, который после ввода в эксплуатацию на безвозмездной основе будет передан местной общине.

Какие временные рамки реформирования пенитенциарной службы? Сколько на это нужно средств?

С целью реформирования пенитенциарной системы и пробации разработана логическая модель (паспорт) реформы, утвержденную решением коллегии Минюста от 29 марта 2018 (протокол №1/2018), в соответствии с которой определены стратегические цели, операционные цели и задачи реформы до 2021 года.

В то же время нужно отметить, что пенитенциарная система практически не реформировалась в течение 27 лет независимости Украины, поэтому перед Минюстом стоит сегодня много задач и вызовов. Для начала разработана стратегия на три года, о которой говорилось выше, однако это лишь начало реформы, ведь нужно понимать, что только строительство новых и перестройка старых заведений в соответствии с нормами ЕС – это работа далеко не нескольких лет.

Наталья Шутка,
ИA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-19 03:56 :52