пятница, 10 августа, 2018, 14:10 Львов
Фантазия, которая просится в реальность: ретро-железная дорога «Подзамче-Лычаков»

Во Львове уже не впервые поднимают вопрос о том, как вернуть к жизни заброшенную железнодорожную колею Подзамче-Лычаков. Недавно снова вернулись к этому вопросу. Однако, удастся ли в этот раз реализовать этот, как многие считают, сумасшедший замысел?

Напомним, в конце 2000-х годов открытием на железной дороге движения туристических поездов заинтересовались Львовский городской совет, администрация парка «Знесенье» и общественная организация «Форум Карпатский трамвай», которая уже возродила узкоколейку в Выгоде (более известную как «Карпатский трамвай»). В 2009 году они объявили о планах привлечь инвестора для оборудования платформ и создание инфраструктуры (сувениры, кафе). В 2014 году вроде бы уже были готовы воплотить этот замысел в жизнь, но события на Майдане и война на Донбассе помешали этому.

Немного истории о железной дороге «Подзамче-Лычаков»

Закинута залізнична колія Підзамче-Личаків у Львові. Фото: dali-bude.livejournal.com
Заброшенная железнодорожная колея Подзамче-Лычаков во Львове. Фото: dali-bude.livejournal.com

Железная дорога «Подзамче-Лычаков» – извилистая неелектрифицированная железнодорожная ветка во Львове длиной 7,5 км, которая ответвляется от линии Львов-Красне в районе Нового Знесенья и заканчивается в Винниковском лесопарке вблизи дрожжевого завода «Энзим». Это – уцелевший после Второй мировой войны элемент железнодорожной линии Подзамче-Подгайцы. На большом участке проходит по региональному ландшафтному парку «Вознесение» мимо ряда природных, культурных и археологических памятников. Существуют планы создания на базе железной дороги туристического экскурсионного маршрута.

Вопрос о строительстве железной дороги Персенковка-Винники-Перемышляны - Бережаны-Подгайцы возник в 1901 году, когда была выдана концессия на этот проект. Следующие четыре года велись переговоры с государством и потенциальными инвесторами, в том числе с Львовским магистратом, который при условии своего участия в проекте потребовал строительство нового вокзала непременно на территории города.

Строительные работы начались в 1905 году и продолжались до 1908 года, однако из-за реконструкции станции Подзамче, которая тогда продолжалась, открытие ветки отложили еще на год. Линию провели так, что от магистрали Львов-Красне она ответвляясь в районе Кривчиц, дальше шла до Верхнего Лычакова, где был построен Лычаковский вокзал, которого хотел магистрат. На этом участке линия чрезвычайно петляет: так в районе современной улицы Тракт Глинянский существует огромная петля, два отрезка которой на линии по прямой отделяют 200 метров, хотя по рельсам – это 2,5 км. Поэтому сразу после открытия львовская пресса окрестила железную дорогу «морским змеем». Далее линия шла вдоль шоссе через Винники и Подберезцы в Николаев, откуда поворачивала на Куровичи, а далее через Лагодов и Коросное выходила к Перемышлянам. Потом через Волков, Белое, Дунаев, Бище, Гиновичи, Бережаны и Потуторы выходила на Подгайцы. Планы продления до Монастыриска и Бучача, а также сочетание с Персенковкой так и не были реализованы.

В 1920-х-1930-х годах для проезда отдыхающих в рекреационные зоны Знесенья, Лычакова и Винники на линии курсировали специальные туристические пригородные поезда. В частности, известно об эксплуатации парового трамвая с вертикальным котлом.

В 1944 году немецкие войска, отступая, уничтожили линию на отрезке от Винников до Подгайцев. В 1970-х годах летом до Винниковского (тогда – Комсомольского) озера ходили поезда, однако маршрут быстро закрыли. С 1990-х годов линию используют для нужд дрожжевого завода «Энзим»: несколько раз в неделю курсирует грузовой поезд с локомотивом ЧМЭ3.

Железная дорога имеет большое туристическое значение. Во-первых, она проходит через две большие рекреационные зоны: региональный ландшафтный парк «Знесенье» (3,6 км проходит по границе парка, а в 1,2 км – в границах парка и Винниковский лесопарк. Во-вторых, линия проходит мимо несколько объектов, которые являются культурным наследием, в частности, следы городища IX–X веков на горе Баба, городище-капище V–VI веков на Световидном поле, Церковь святого Ильи XIX века и Музей народной архитектуры и быта им. Климентия Шептицкого. Об этом пишет Википедия.

Фото: dali-bude.livejournal.com
Фото: dali-bude.livejournal.com

Фантазии и реалии, связанные с ретро-поездом Подзамче-Лычаков

В июле этого года во Львове состоялось совещание-встреча по ревитализации забытой железнодорожной колеи Подзамче-Лычаков вместе с британским фондом NERHT и представителями городской власти Львова и Винников.

Об этом в комментарии ИA ЗИК рассказал активист ЛГО «Форум «Карпатский трамвай», работник «Львовской железной дороги» Ярослав Городчук.

По его словам, на совещании присутствовал городской председатель Винников Владимир Квурт, который заинтересован в том, чтобы эта железнодорожная ветка была продлена до Винников и дальше, потому что общественный транспорт в направлении Винников-Лисиничи не может обеспечить потребности жителей, каждый раз из-за сложности доезда до Львова возникает большое напряжение. «Однако сейчас на Львовской железной дороге говорят, что это – фантазии. Но любая фантазия со временем может превратиться в реальность», – отметил Ярослав Городчук.

«Использование Лычаковской дороги в качестве городского транспорта – очень привлекательная идея: ни один другой общественный транспорт не доставит пассажира из Кривчиц до ТЦ «Форум Львов» за 20 минут. Но здесь главной проблемой станет подвижной состав и тарификация перевозок, а также механизм дотаций. Житель – не турист, много платить за проезд не будет. Чтобы запустить такой маршрут и не повторить ошибки «рельсового автобуса» Сихов-Подзамчье – требуется прежде всего четкое понимание территориальных общин, сколько и куда они готовы инвестировать в этом проекте (подвижной состав, дотации, обслуживание в пути). Это же касается и достройки линии до Винников и соединение с колеей до Ходорова, которые потребуют огромных капиталовложений», – написал по этому поводу в Фейсбуке экономический эксперт Виктор Гальчинский.

Закинута залізнична колія Підзамче-Личаків у Львові. Фото: dali-bude.livejournal.com
Заброшенная железнодорожная колея Подзамче-Лычаков во Львове. Фото: dali-bude.livejournal.com

Использование этой железнодорожной ветки с туристической целью требует меньше капиталовложений, поэтому его легче воплотить в жизнь. Ярослав Городчук считает, чтобы можно было реализовать этот проект, Львов должен предоставить определенные инвестиции, скажем, для построения платформ на остановках. Одним из необходимых условий перевозки туристов будет наличие платформ для безопасного выхода людей на остановках. Относительно этого в «Укрзализныце» установлены жесткие правила безопасности.

«А технику можно найти», – сказал Ярослав Городчук. По его словам, сейчас на дороге есть два отреставрированных паровоза, можно также научить людей паровозному делу. Главное в этом деле, желание чиновников городского совета Львова сотрудничать с «Укрзализныцей». Также нужно услышать мнение общины Львова по этому поводу.

Ярослав Городчук считает, что по этой ветке можно объединить крупнейшие водные резервуары, которые есть вокруг Львова: Винниковское озеро и Ясниский карьер, часть которого можно было бы рекультивировать под зону отдыха. Это может быть одна железнодорожная линия: Вокзал-Ясниский карьер-Подзамче-Лычаков. «Благодаря этому туристско-экскурсионному маршруту можно было бы разгрузить город в фестивальные дни, повысить статус Знесенья. Можно также насытить его другими интересными достопримечательностями, скажем, поездка начинается утром, а заканчивается вечером, с тем, чтобы люди провели день на Знесеньи или в Музее народной архитектуры и быта им. К. Шептицкого», – сказал Ярослав Городчук.

Проект «Карпатский трамвай» тоже когда-то считали нереальным, а теперь в нем все места в вагонах зарезервированы заранее, трижды в неделю он проводит по два рейса и зарабатывает деньги.

За рубежом ретро-железные дороги пользуются бешеной популярностью и их сотни. Во Львове и окрестностях туристам тоже есть что показать, да и «Укрзализныця» имеет ретро-поезда (их только надо привести в надлежащее состояние). Конечно, для этого нужны деньги и желание всех заинтересованных сторон, – перераспределить денежные потоки так, чтобы было комфортно жить всем, а не только избранным.

Закинута залізнична колія Підзамче-Личаків у Львові. Фото: dali-bude.livejournal.com
Заброшенная железнодорожная колея Подзамче-Лычаков во Львове. Фото: dali-bude.livejournal.com

Еще когда-то великий музейщик Борис Возницкий говорил, что мечтает, чтобы во Львове был музей техники. А почему бы его не создать? По словам Ярослава Городчука, под музей можно отдать часть депо Львов-Запад. Оттуда можно и начинать туристические экскурсии на ретро-поезде.

Подготовила Галина Палажій

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-08-14 20:50 :39