вторник, 17 апреля, 2018, 12:11 Экономика
Представьте, что наша «Прима» по цене премиальных сигарет: чем обернется инициатива Минфина
Олег Стрекаль. Фото: censor.net.ua
Олег Стрекаль. Фото: censor.net.ua

В последние дни в Украине широкий общественный резонанс и обсуждение в экспертных кругах вызвала инициатива Министерства финансов о повышении цены на дешевые сигареты. Если новая идея ведомства будет реализована, подорожание самых бюджетных марок сигарет составит не мене 5 грн: самые дешевые сигареты вырастут в цене почти до 27 против нынешних 18-22. Какими последствиями инициатива Минфина грозит рынку, как в Европе решают вопрос повышения акцизов и что нужно знать украинцам о повышении цены на сигареты? Обо всем этом, и о многом другом мы пообщались с директором по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Центральной Европе, Украине, Молдове и странах Кавказа Олегом Стрекалем.

Добрый день, Олег, буквально на днях мы узнали, что Министерство финансов подготовило законопроект, который, если его принять, приведет к повышению цены на самые дешевые сигареты до 26-27 грн. Вы можете нам объяснить, что происходит?

– Первое что нужно понимать. Это не инициатива Минфина, это инициатива отдельных табачных компаний, которые заангажировали отдельных чиновников Минфина, и те начали продавливать такой законопроект.

Если я правильно понимаю, речь идет о том, что помимо действующего акцизного сбора (я упрощаю для читателей) Минфин намерен добавить к акцизу на самые дешевые сигареты дополнительную ставку налогообложения, которая просто не позволит продавать сигареты ниже 26-50 грн. И в законе это называется «фискальный механизм» (ФМ, – далее)?

– Да. Вы правы. И введение такого фискального механизма является в данной ситуации инструментом антиконкурентной борьбы. Поскольку, если его ввести, цены в дешевых сегментах расти будут быстрее, на них будет действовать ФМ, а цены в дорогих и премиальных вообще не будут затронуты этим коэффициентом.

Немного запутанною… Читателю, боюсь, будет сложно понять…

– Пример, очень простой для понимания. Сегодня «компания икс» может продавать пачку сигарет с фильтром по 25 грн. При этом платит все налоги, все акцизы и даже зарабатывает на этом небольшую, но все-таки маржу.

Новая законодательная инициатива заставит компанию продавать сигареты по цене минимум по 26,50 за пачку. Разница в цене в 1,5 грн – это как раз конкурентное преимущество «компании икс», потому что ее себестоимость ниже, чем у конкурентов. Этого конкурентного преимущества компанию хотят лишить и поднять цену искусственно вверх. Через два года разница между экономически обоснованной ценой продукта «компании икс» и минимальной ценой, установленной с помощью фискального механизма, будет уже 5 грн на пачке. И конкурентные преимущества компании станут вообще мизерными…

При этом с помощью фискального механизма его адепты просто нагло засовывают руку в карман потребителя, у которого и так немного денег, поскольку он и так курит недорогие сигареты. Но его кроме ежегодного повышения акциза на сигареты, еще хотят заставить платить и с этого, так называемого, «фискального коэффициента». Т.е. дважды залезают в карман потребителя.
 

Если введут «коэффициент» сейчас, через 3-4 года все сигареты подтянутся к цене премиальных сигарет


Понятно, что с такой инициативой Минфина грядет повышение: самые дешевые сигареты будут стоить 27 грн (приблизительно), а что с остальными марками среднего и премиального сегментов?

– В том то и дело, что в перспективе 3-4 лет сигаретный рынок ждут кардинальные изменения, если этот закон все-таки примут.

Если бы этот коэффициент начал работать три года назад, то сегодня все сигареты стоили бы минимум как пачка премиальных сигарет (39,69, – Ред.) и не ниже.

Точно также, если его введут этот «коэффициент» сейчас, через 3-4 года все сигареты подтянутся к цене премиальных сигарет. И вы представьте, что наша «Прима» продается по одной и той же цене, что и премиальные сигареты. Потребитель, конечно же, выберет более раскрученный бренд. Получится, что мы вообще потеряем рынок из-за такого решения. Потому что нас заставят продавать сигареты намного дороже, чем мы можем.

С точки зрения обывателя выгладит это все сомнительно, акциз на сигареты и так постоянно растет, зачем создавать еще какие-то дополнительные перекосы?

– Да, государство каждый год поднимает на сигареты цену путем повышения акцизов и мы с этим согласны. Это абсолютно нормальная, белая политика. Но если будет введен этот дополнительный «фискальный механизм», то налог с дешевых сигарет вырастет, и производители будут вынуждены поднять цены. Фактически получится ценовая дискриминация. Она отчетливо видна на примере сигарет без фильтра: в производстве они дешевле, чем фильтровые, но с «фискальным механизмом» будут стоить для потребителя одинаково…

При таком подходе логично возникает вопрос, насколько это соответствует законодательству…

– В том то и дело… Минфин фактически нарушает Хозяйственный кодекс, нарушается основополагающий закон «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольними напитками и табачными изделиями», который регулирует нашу отрасль, в котором четко и коротко говорится, что производители устанавливают максимальные розничные цены. А нас лишают права устанавливать цену, которую мы хотим и которая экономически обоснована.

Это, в принципе, нарушает наши обязательства перед Евросоюзом, поскольку установление фактически минимальных цен на сигареты противоречит номам ЕС. Еврокомиссия уже даже написала письмо в наш Минфин, где четко обозначила, что такие инициативы противоречат Соглашению про ассоциацию Украина-ЕС.

Но, тем не менее, звучат цифры, что вот такое повышение «минималки» на сигареты даст до 500 млн грн дополнительных поступлений в бюджет.

– Нужно понимать, что по большому счету, эти цифры взяты «с потолка». Никто не знает, как отреагирует рынок. Резкое подорожание в нижнем ценовом сегменте заставит потребителя искать альтернативу на нелегальном рынке.

«Серый» рынок у нас, к сожалению, никуда не делся и приносит выгоду отдельным чиновникам.

– Сейчас в Украине много возможностей для того, чтобы продавать нелегальный товар. И этот рынок никто не удержит. Его никто не контролирует.

Очевидно, мы можем предположить, что это «кормушка» для многих контролирующих органов, как у нас обычно и происходит.
 

Если мы возьмем, грубо говоря, среднюю «температуру по больнице», средняя ставка адвалора в Европе составляет приблизительно 22%


Пока перед нами удручающая картина. Но все же есть мировая практика. Тот же ЕС. Есть ли компромиссный выход из ситуации, при котором растет сбор с сигарет, но остается конкуренция и градация на рынке табачных изделий?

– Есть компромиссный вариант, который зачастую используют в ЕС. Мы предлагаем повышать поступления в бюджет за счет нормального классического повышения акцизного налога, причем всех его компонентов: и специфической части, и адвалорной части. И здесь кроются дополнительные миллиарды для госбюджета.

И как, по Вашему мнению, должна действовать адвалорная ставка в Украине? Сейчас, как я понимаю, адвалор (переменная составляющая акциза, которая насчитывается на цену сигарет) составляет 12% и начинает действовать при цене выше 40 грн, т.е. практически не работает.

– Если мы поднимем адвалор до 20%, тогда адвалорный налог будет платить абсолютно весь рынок, и тогда получается социальная справедливость, поскольку даже сигареты без фильтра будут платить адвалор, но он будет небольшой, но все равно он будет. Подход одинаковый ко всем. Дополнительные поступления в бюджет составят более 6 млрд грн.

А в случае с «фискальным механизмом», который предлагает Минфин, получается избирательный подход.

Вы говорите об одном подходе, Минфин о другом… А как, к примеру, этот вопрос регулируется в Евросоюзе?

– В Европе однозначной картины нет. В европейских странах в зависимости от особенностей рынка существует разный подход. В Италии ставка адвалора составляет 50-51%, а в Швеции только 1%. Наши конкуренты говорят о Швеции, при этом они молчат про Италию. Но если мы возьмем, грубо говоря, среднюю «температуру по больнице», то средняя ставка адвалора в Европе составляет приблизительно 22%.

И она действует на все ценовые категории?

– Да. Т.е. с 10 условных гривен платишь 2 грн, с 20 – 4 грн, соответственно. В 2012 году адвалор в Украине был на уровне 25%, а потом его определенными действиями «злочинна влада» снизила в 2 раза до 12%, с тех пор новая власть его отказывается повышать.

Адвалор пока Минфин трогать не планирует, но «фискальным коэффициентом «намерен повысить цены на дешевый сегмент. Если эта инициатива будет реализована, чем это грозит участникам рынка, которые производят как раз дешевый сегмент табачной продукции?

– По нашим оценкам, любая компания, которая попадает под действие этого коэффициента, в течение 3-х – 5-ти лет теряет 50% своей доли рынка. Ее долю займут международные концерны. Они не остановятся и готовы заплатить любую цену, чтобы выжить конкурентов. Потом (после завоевания рынка) они смогут делать с ценами, все что захотят.

Фискальный механизм, который сейчас пробуют продавить через Минфин, это разновидность минимальных цен. В Европе были попытки установить минимальные цены, и было принято 6 решений Европейского суда по 6 странам, в том числе Италии и Франции, где Европейский суд абсолютно четко, основываясь на Евродирективе 64, запретил вводить минимальные цены на табачные изделия.

Конкуренты говорят, что фискальный механизм это не есть минимальная цена. Хотя, по сути, он таковой является: если вы продаете продукт хоть на копейку дешевле установленного минимума, то обязаны платить акциз на 40% выше.

При Минфине почти целый год собиралась Рабочая группа по вопросу акцизов на сигареты. Заявлялось, что принимали участие все заинтересованные стороны. Почему тогда такое спорное решение и такой неоднозначный законопроект был утвержден?

– Эта была халтура. Все было разыграно как по нотам. Для участия в рабочей группе пригласили некоторые заангажированные конкурентами организации, например, Ассоциацию розничной торговли, которые сразу, с порога, занимали позицию конкурентов. Рабочая группа последние два заседания, где решения, так сказать, вызревали, проводила без протокола, голосовали без протокола.

Мы потребовали у Минфина предоставить нам протокол этого голосование нам его не дали до сих пор. При этом законопроект ушел в Государственную фискальную службу на оценку.

Как можно одним голосованием, когда сидит 7 человек, решать судьбу иностранного инвестора, который в 2017 году вошел в десятку крупнейших налогоплательщиков страны? Это была такая показуха, я был шокирован поведением чиновника Минфина, который руководил рабочей группой, поскольку так дела не ведутся. Пришли наши конкуренты, занимающие три четверти рынка, и дружно поднимают руки за то, чтобы, фактически, зафиксировать на этом рынке выгодные для них цены. А представитель государства этому потакает. Классический случай нарушения антимонопольного законодательства при содействии органа госвласти! Ау, АМКУ… Может, поэтому, кстати, и не велся протокол голосования – чтобы было труднее привлечь участников к ответу.

Но все-таки, пока закон не принят. Ситуацию можно отыграть назад, как считаете?

– Шанс есть! Мы предлагаем правительству здоровую альтернативу, абсолютно честную и намного более денежную! Мы хотим, и написали письмо в АМКУ, к этой дискуссии привлечь антимонопольщиков, чтобы они четко разобрались в ситуации. Минфин не приглашал на рабочую группу представителей АМКУ по этим всем схемам, мы хотим привлечь внимание Вице-премьера по евроинтеграции: будем мы соблюдать обязательства перед ЕС или нет. Есть шансы того, что не только здравый смысл, но и державническое мышление у наших государственных мужей все-таки будет возобладать.

Алексей Степанюк

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-20 15:31 :43