понедельник, 16 апреля, 2018, 12:15 Общество
Параджанов не хотел брать на главную роль в «Тени забытых предков» Миколайчука

Когда режиссер Сергей Параджанов начал подготовку к съемкам «Теней забытых предков», то категорически отказывался брать на главную роль никому неизвестного студента из Буковины Ивана Миколайчука. Однако, талант актера заставил режиссера передумать. Позже лента стала такой популярной, что ею увлекались не только в СССР, но и за границей.

Об этом говорится в фильме «УССР. Иван Миколайчук»проекта «Исторической правды с Вахтангом Кипиани» на телеканале ZIK.

«Оттепель» для украинского кинематографа

Старт карьеры Ивана Миколайчука совпал со сменой политического курса в СССР – начало шестидесятых годов получил название «оттепель». Кровавый тиран Иосиф Сталин умер, на его место пришел более умеренный Никита Хрущев. Кроме частичной реабилитации незаконно осужденных, этот период ознаменовался тем, что режиссеры стали отходить от советских штампов и творить действительно самобытное кино – без опостылевших «пятилеток», культа партийных руководителей и достижений народного хозяйства.

«Появился целый ряд талантливых режиссеров. Они почувствовали, что можно делать свое авторское кино, которое не будет подвержено диктату идеологии и партии», – отмечает киновед Олег Яськив.

Для Параджанова Миколайчук был слишком «сладким мальчиком»

Затем, в начале 60-х режиссер Сергей Параджанов вынашивает замысел снять фильм «Тени забытых предков» – рассказ о вражде двух гуцульских семей и несчастной любви их детей. Именно в это время к нему обратился один из преподавателей Киевского театрального института с просьбой попробовать на главную роль студента Ивана Миколайчука.

«Они вызвали его на пробы, и Иван Параджанову не понравился. Он взглянул на его лицо и сказал Юрию Ильенко: «Ты его сними», а сам ушел», – рассказывает кинокритик, редактор журнала «Кино-Театр» Лариса Брюховецкая.

О том, чтобы в его фильме снимался некий Иван Миколайчук, Параджанов даже слышать не хотел. Во-первых, тот был еще никому неизвестным студентом. Во-вторых, на главную роль уже утвердили русскоязычного актера из Москвы Геннадия Юхтина.

И, вопреки режиссеру, кинопроба с Иваном Миколайчуком таки состоялась. Однако, как только юноша вышел на съемочную площадку, Сергей Параджанов демонстративно его покинул.

«Параджанову нужен был человек, как он сам говорил, с лицом «сабли», таким мужественным. Иван в то время был для него таким слишком сладким мальчиком», – замечает кинорежиссер, народный артист Украины Роман Балаян.

«Миколайчук это почувствовал. Когда его одели и начали снимать эпизод, где он призывает духов на Сочельник, то так это передал, что все, кто стоял возле кинокамеры, были просто поражены», – добавляет Лариса Брюховецкая.

Поэтому неудивительно, что когда оператор показал отснятые кадры Параджанову, режиссер мгновенно изменил свое мнение. Главная роль Ивана Палийчука таки досталась Ивану с Буковины. А московский актер позорно возвращается домой.

«Никого более естественного, чем Иван, в этой картине просто нет. Он – как муха, как птица. Именно эта органика покорила Параджанова», – убежден Балаян.

Фильм снимали недолго – начали весной 1963-го и завершили осенью 1964 года. Когда картину привезли в Киев, все поняли, что это что-то просто невероятное.

«Когда они показали первый вариант фильма, на студии все онемели. Такого на студии до сих пор никто не видел», – рассказывает Лариса Брюховецкая.

В загранкомандировку власть выделила актерам по 5 долларов

Сразу после монтажа началось триумфальное шествие киноленты. Украинский фильм показывали не во всех странах мира, но, на удивление, он получил немало престижных наград.

«В Франций картину назвали «Огненные кони». Писали очень положительные отзывы, называя ленту «прекрасной кинооперой». Они не понимали гуцульских песен и того, о чем там поют, поэтому и считали, что это была киноопера», – говорит Роман Балаян.

На зарубежные премьеры советская власть даже отпускала и главных актеров ленты – Ивана Миколайчука и Ларису Кадочникову. Им изготовили загранпаспорта и дали возможность выйти за пределы железного занавеса. Но в то же время, компартийные боссы, будто, насмехаются над актерами.

«Тогда нельзя было возить валюту, то в Москве дали на двоих примерно 10 долларов. Это выходило по 5 на каждого. Что можно было купить за такие деньги, я сейчас даже не представляю. Кофе заграницей стоил 3 доллара», – отмечает народная артистка Украины, исполнительница роли Марички Лариса Кадочникова.

Неожиданно для самих актеров, наибольший успех «Тени забытых предков» ждал на Аргентинском кинофестивале.

«Я тогда сказала Ивану, что думала, там будет провал. Ну кто там знал, откуда привезли картину, какая-то там история любви Ивана и Марички. Кому это нужно? Но, когда фильм закончился, весь зал встал, начались неистовые аплодисменты и все бросились к нам», – вспоминает Лариса Кадочникова.

«Эпоха застоя» украинского кино

Радостные актеры вернулись домой. Но они и не подозревали, что там их поздравят только ближайшие друзья. Именно в это время к власти пришел Леонид Брежнев, а с ним и «эпоха застоя».

«Тогда все национальное начали подавлять. В том числе и «Тени забытых предков». Они уже не были престижем, а наоборот – какой-то подозрительной картиной», – отмечает Лариса Брюховецкая.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2018-04-23 03:02 :39