Законопроект о нацбезопасности – новая опасная фикция власти

Широко разрекламированный вчера на всех пресс-конференциях законопроект о нацбезопасности – это очередная опасная фикция власти. Кратко резюмировать новые законодательные инициативы власти можно разве так, что это Закон о том, как три года назад надо было реформировать сектор безопасности и обороны государства, если бы Министерство обороны Украины это могло или хотело.

На самом деле законопроект касается исключительно сектора обороны и безопасности и не охватывает все сферы, что традиционно относится к составляющих нацбезопасности – экономическая, экологическая, кибернетическая, критической инфраструктуры и тому подобное. Авторы законопроекта объяснили, что и как должно происходить в этих сферах. Следовательно, название проекта закона не соответствует содержанию.

Законопроект «О национальной безопасности Украины», который Президент во время пресс-конференции 28 февраля назвал фундаментальным в сфере обеспечения безопасности государства, уже традиционно разрабатывался без широких консультаций с общественностью. Но, очевидно, все должны быть уверены в его совершенстве, поскольку, как заверил гарант, его разрабатывали совместно с советниками из США и НАТО.

Ради справедливости нужно отметить, что общественное обсуждение законопроекта все же состоялась в узком кругу независимых специалистов, что позволило «Майдану иностранных дел» представить свои замечания, но высказанные экспертами во время этого обсуждения предложения, как всегда, учтены не были.

Законопроект – чрезвычайно «сырой», содержит большое количество несогласованных положений, как в рамках самого законопроекта так и несоответствия с положениями других действующих нормативно-правовых актов. При этом отдельные несогласования – не случайны, они целенаправленно помогают Министерству обороны Украины избавиться от ответственности за реализацию государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, сфере обороны и военного строительства.

Законопроект дублирует положения действующих нормативно-правовых актов, в частности путем прямого цитирования положений, касающихся полномочий органов государственной власти или должностных лиц. Например, переписаны целые статьи Законов Украины «О Вооруженных Силах Украины», «О разведывательных органах Украины», «О Национальной гвардии Украины», «О Службе безопасности Украины» и т.д. Это лишь перегружает его по объему, не несет никакой смысловой нагрузки.

Неурегулированные в законопроекте и взаимоотношения между начальником Генерального штаба Вооруженных сил Украины и главнокомандующим Вооруженных сил Украины, командующим объединенных сил и командующими видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных сил Украины, командующими (руководителями) других военных формирований. Вследствие этого возможен конфликт между органами управления во время выполнения задач по оперативному руководству войсками.

Вопреки стандартам НАТО, на которые ссылается Президент, в законопроекте Министерство обороны Украины остается органом военного управления. Это абсурдно, учитывая то, что Министерство обороны Украины, согласно этому же законопроекту, должна возглавляться гражданским министром и гражданскими заместителями министра. Поэтому министр обороны Украины, как член Кабинета Министров, гражданское лицо и руководитель органа исполнительной власти не может быть подчиненным Президенту Украины как Верховному главнокомандующему Вооруженных сил Украины, как и не может осуществлять оперативное руководство применением Вооруженных сил Украины.

Именно это сегодня определяет конфликт между министром обороны Украины и начальником Генерального штаба Вооруженных сил Украины, и эти противоречия не устраняются новым законом. Эта ситуация недопустима для страны, ведущей войну.

И вряд ли этот закон с такими недостатками имеет фундаментальный характер, как заявляет Президент Украины. Это скорее в качестве «откупного» для иностранных партнеров, которые разочарованы состоянием реформ в сфере национальной безопасности Украины. Ведь, по сути, этот закон повторяет задачи по реформированию Вооруженных сил Украины, определенные в разработанном совместно с американскими специалистами из Defense Institution Building Стратегическом оборонном бюллетене Украины, который был введен в действие Указом Президента Украины еще в 2016 году. Это определяет пристальное внимание американских партнеров к состоянию его имплементации.

Двухлетняя работа над реализацией Стратегического оборонного бюллетеня Украины доказала низкую эффективность Комитета реформ Министерства обороны и Вооруженных сил Украины.

Убедившись на практике в недейственности указов Президента и фактическом бездействии институциональных надстроек при Администрации Президента Украины в виде Национального совета реформ и Исполнительного комитета реформ относительно проведения трансформации сектора безопасности и обороны, наши партнеры пытаются теперь через Закон «О национальной безопасности Украины» заставить действующую власть к проведению реформ.

Читайте также: Ляшко рассказал о решении, принятом на тайном совещании в АП

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-21 00:08 :29