пятница, 23 февраля, 2018, 17:01 блоги Экономика
Украинские дороги – есть ли «свет в конце тоннеля»?
Олег Рыбальченко
студент Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко

С 1 января 2018 года в Украине заработал «Дорожный фонд». Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что выделена рекордная сумма, а именно почти 50 млрд гривен. Это почти вдвое больше, чем в 2017 году.

Однако, сбудутся ли масштабные планы ремонта дорог «Укравтодором» или украинские дороги останутся объектом для шуток, ругани автомобилистов и темой для пресс-конференций высокопоставленных чиновников, – вопрос остается открытым.

Создание дорожного фонда и план реформирования дорожной отрасли в определенной степени – калька с польской реформы дорог, подготовленная к Евро-2012. Рупором этой программы выступает экс-министр транспорта, строительства и морского хозяйства Польши, исполняющий обязанности председателя «Укравтодора» Славомир Новак.

Основной проблемой руководство «Укравтодора» называет небольшое количество компаний-подрядчиков, которые могли бы реализовывать эти проекты. Имеющиеся украинские компании, а также турецкие и китайские фирмы не в состоянии охватить заявленный объем работ.

Проанализировав же декларативные выступления чиновников и реальный ход дел, можно прийти к следующим выводам.

В случае негативного развития событий, руководство «Укравтодора» может легко «умыть» руки. Исполняющим обязанности руководителя «Укравтодора» является представитель «варягов-реформаторов» Славомир Новак. Имея статус «и.о.», он практически не несет никакой ответственности в случае негативного развития событий и может легко вернуться в Польшу. Просматривая интервью и фото, создается имидж эффективного менеджера, Новак имеет отличный внешний вид от «типичных чиновников», он умело дает интервью и его кабинет обставлен досками с планами деятельности. Однако, Новак – фигурант коррупционного скандала в Польше, что в свое время привело к его отставке. Новак не задекларировал дорогие швейцарские часы, а позже пытался «решить» вопрос на проведение налоговых проверок его жены. В Украине он имеет гораздо больше коррупционных соблазнов и рисков.

К тому же, Новак кичится тем, что может привлечь иностранные компании для качественного ремонта дорог, однако на деле, ремонт дорог в снег и дождь продолжается.

 

Заместитель Новака, Александр Харченко, также имеет приставку «исполняющий обязанности». Он уже занимал должность заместителя председателя «Укравтодора» времен... президента Януковича и собственно был уволен с должности в апреле 2014 года после победы Революции Достоинства.

В процессе реформы нет достаточной законодательной базы. Эпопея над построением платных концессионных скоростных дорог в современных условиях –только громкая тема для обсуждения, ведь в нынешних реалиях невозможно привлечь ни одного инвестора под такой долговременный и дорогостоящий проект.

Цементно-бетонное покрытие дорог было громкой темой для обсуждения в прошлом году. Чиновники заявляли о волшебной долговечности цементно-бетонных дорог, их дешевизне в сравнении с обычным покрытием и легкости в производстве. В начале февраля «Укравтодор» отменил 2 млрд финансирования дороги Николаев-Кропивницкий, предусмотреного в 2018 году.

В 2017 году на некоторых украинских дорогах были установлены весы для контроля за массой грузовиков, которые в поисках выгоды перегрузом разбивают автодороги. Вроде наконец на украинских дорогах должен быть порядок, но, как оказалось, отсутствует система и законодательная база для эффективной фото-фиксации и привлечения к ответственности нарушителей.

Поэтому руководство «Укравтодора» является исполняющими обязанности, предназначенное вне конкурса и действующим ЗУ «О государственной службе» и имеет сомнительные периоды в биографии. Польский реформатор-коррупционер» и чиновник времен Януковича – неплохая компания, не правда ли? Добавить к этому огромный объем финансирования, отрасль с неограниченными возможностями и укоренившимися традициями «закатывание денег в асфальт», несовершенство украинского законодательства и системы правосудия – и мы получим огромное количество рисков при облачных перспективах. Есть ли «свет в конце тоннеля» украинских дорог – вопрос остается открытым.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-06-24 06:32 :38