пятница, 23 февраля, 2018, 10:42 Политика
Селфи с Небесной сотней: как уберечь память о Майдане

Две девочки-подростка улыбаются и игриво надувают губки в камеру смартфона, вытянутого на длинной палке. Им весело и радостно. Они делают очередные крутые селфи на память... на фоне похоронных венков с траурными лентами, символических могильных глыб аллеи кладбища Героев Небесной сотни и слез одинокой матери, которая в то утро, как и каждый день, пришла поставить свечу в память своего сына, расстрелянного здесь. За четыре года после Майдана воспоминания тех событий такие разные...

Можно ли сохранить память?

В феврале 2014 года тот мальчик, как и тысячи других сознательных украинцев (и не только), вышел на Майдан, чтобы навсегда изменить ход украинской истории и собственноручно создать ее новое свободное будущее. Он сделал это ценой своей жизни. Как и большинство из сотни других смертников, чьи имена постепенно стираюся в сознании общества, превращаясь в эфемерную формулу-памяти «Герои Небесной сотни» или «погибшие активисты Революции Достоинства». Только камень, брусчатка, кирпич большого города прочно хранят воспоминания о тех событиях и имена каждого участника, который, выйдя раз на Майдан, уже никогда не вернется домой.

Крупнейшая попытка сохранить память бурных событий 2014 и жертвенности активистов Майдана начинает воплощаться лишь сейчас в проекте мемориального комплекса Героев Небесной сотни возле одноименной аллее в центре Киева (ул. Институтская).

Владимир Бондарчук, председатель ОО «Семья Героев Небесной сотни» рассказал о конкурсе на этот проект, в котором был членом жюри: «Это будет не только мемориал, а комплекс из двух частей: Музей Революции Достоинства, который должен быть построен на участке Институтская 3-5, и собственно мемориал. Музей Революции Достоинства должен включать, по сути, не только сам музей, но и общественное пространство для проведения пресс-конференций, информационный центр, как место общения на любые темы объединения и воссоздания «духа Майдана».

Однако формирование такого уникального и знакового для Украины и Киева мемориального комплекса вызывает некоторую тревогу сегодня. Ведь организацией проектного конкурса принялась заниматься немецкая фирма, выбранная для того, чтобы сделать его незаангажированным и прозрачным. Следовательно, это исключило коммуникацию проектантов с родственниками погибших, с рядом общественных организаций Майдана, которые в принципе были лишены возможности предоставлять свои предложения будущему строительству. Хотя отдельные идеи были учтены ранее в техническом задании: сохранение креста над аллеей и пешеходной зоны, создание часовни.

В июне 2018 года будут известны победители музейной части проекта, а на днях страна узнала о победителях на мемориал. Это львовские специалисты из архитектурного бюро «МІstudio», которые работают сейчас в Роттердаме – Ирина Волынец и Мария Процик.

«Мы хотим сделать качественное общественное пространство в центре Киева, которое даст возможность не только почтить память Героев Небесной сотни, а также создавать пространство для досуга и отдыха жителей города. Нашей основной идеей было обустройство парковой аллеи со 107 деревьями, которые символизируют 107 погибших Героев Небесной сотни. И в начале улицы Институтской мы создаем мемориальную стелу, где будет имя каждого из Героев. Эта мемориальная часть позволит семьям почтить своих погибших родственников, а обычным жителям – прийти и положить цветы, зажечь свечу и почтить память», – рассказывают архитекторы «МІstudio».

Положительный опыт

Однако, говорить об однозначном отношении к подобным местам пока не приходится. Для одной части общества Герои Небесной сотни всегда будут святыней, чьи портреты будут стоять рядом с иконами, а мемориалы будут посещаться как храмы. Но другое – смотреть на это как на очередную городскую аттракцию для модных селфи или объект коммерции.

В контексте сказанного стоит напомнить опыт создания Сквера Небесной Сотни – между Михайловской площадью и Майданом в 2015 году. Небольшой, но крайне ценный участок земли в старом центре города отвоевали сами киевляне после Майдана, когда часть местных коррупционных чиновников сбежала за границу. Они отдали эту землю в долгосрочную аренду и планировать строить здесь очередные элитные коммерческие объекты и многоэтажки.

А люди сделали сквер, детскую площадку, городскую мини-ферму, пространство для культурного и образовательного отдыха граждан. А португальский художник Алешандре Фарту «Vhils» изобразил на одной из стен портрет Сергея Нигояна, одного из первых убитых на Майдане.

И даже несмотря на то, что сквер торжественно открывала община с художниками при участии Президента Украины П.Порошенко и португальского посла, городских чиновников, уже новая власть Киева с мэром В.Кличко принялась лоббировать в дальнейшем уничтожение сквера через построение здесь огромного паркинга для автомобилей. И постмайдановское общество начало новый водоворот борьбы за пространство и память уже с теми, с кем стояли рядом на Майдане и кого делегировали во власть.

«Вопрос относительно Майдана и роли этих событий в процессах формирования коллективной памяти – очень непрост и имеет много «смысловых слоев». – считает Светлана Шлипченко доцент, директор научных программ Центра урбанистических исследований Киево-Могилянской Академии. – Важно понимать, что все это требует еще и времени, дистанции. Первое, – это вписание, переживание, осознание травмы в просторах города; второе – отношения двух ипостасей города: двойной статус Киева как «Киева-города» и «Киева-как столицы», и центрального локуса развертывания событий Революции Достоинства; в-третьих, – вопрос «культуры комеморации» (общей памяти – от ред.), поддержки памяти в просторах города. Для большей части людей эти объекты являются частью еще живой, «непосредственной» истории, связанной с событиями их жизни – с одной стороны, с другой же – это отражение/воплощение тех ценностей, за которые они шли на баррикады, а потом – на войну. Поэтому они считают важным сохранять их для следующих поколений».

Воспоминания на стенах

При этом урбанист Светлана Шлипченко призывает осторожно относиться к массовым практикам сохранения памяти Героев, которые сейчас активно распространяются по стране: «Люди хотят и имеют право увековечить память тех, кто отдал свою жизнь, защищая страну. В то же время, я очень боюсь, что такая «волна комемораций» может привести к безликой массовости – когда у нас появится целый ряд воплощений банализированных «образов» в памятниках да еще и низкого качества исполнения».

Хотя сегодня нашу память о тех событиях возвращают в основном уникальные художественные проекты. Правда, упоминания эти часто не лишены скандалов, как случилось с граффити-триптихом уличного художника с псевдонимом Социопат. Неординарные портреты Шевченко, Франко и Леси Украинки в революционных образах на месте крупнейших столкновений времен Майдана 2013-14. по улице Грушевского были уничтожены владельцем магазина мебели класса люкс. Это, в свою очередь, привело к широкому общественному протесту и кампанию под лозунгом «Барыга, верни историю!».

Впоследствии «иконы» Революции Достоинства удалось восстановить. Но этот эпизод показал значимость подобных символов для общества, насколько глубоко в нашем сознании еще лежит боль в связи с теми бурными событиями, и она просто так не исчезнет.

Воспоминания о Майдане и времени после него воспроизводят и ряд других арт-объектов в разных районах столицы, преимущественно в центре. В частности, обращают внимание на себя муралы украинского арт-дуэта «Interesni Kazki». «Время перемен» по улице Стрелецкая, 6 было создано почти сразу после Майдана, в начале войны. Композиция воспроизводит борьбу шестирукого украинца-казака со змеем, который охватил земной шар и крайне напоминает Путина. Казак успевает все: и шины на Майдан подносить, и останавливать продвижение российских танков.

Другая работа художников «Украинский святой Георгий», по улице Большая Житомирская, 38 изображает змея, хватающего землю и с востока, и с запада. Художники так комментируют ее: «Наша страна в центре геополитической конфронтации. Ее пытаются разделить и разорвать на куски две цивилизации: восточная – Россия и западные страны в форме блока НАТО. А для Украины эти две цивилизации – по сути, одно чудище-змей».

Есть ряд других работ, предстающие указателями памяти. Как вот, мурал французского художника с псевдонимом «Seth Globepainter», который еще в 2014 изобразил Украину в виде двух подростков в сине-желтых цветах, которые отворачиваются и сидят спинами друг к другу, но связанные цепями с трезубцами по рукам и ногам (улица Ольгинская, 4).

Поэтому пока девушки из селфи-камерой продолжают рассматривать результаты своей фотосессии на аллее Героев Небесной сотни, опечаленная мать завершает молитву у сына фотографии с черной лентой, вытирает скупую слезу и торопится в новый день, на работу, в заботы, в бесконечные возвращения памяти к временам, когда над Майданом эхом растеклись отзвуки выстрелов и потерянных жизней...

Андрей Снежко,
для ИA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-19 00:20 :55