вторник, 13 февраля, 2018, 12:05 блоги Общество
Колодий – Масница. Никакой «Масляной» у украинцев не было
Любовь Сердунич
украинская поэтесса, журналистка

Солнце (Колодия) величаем – Весну встречаем! Считаю, что название «Масляна», которое теперь часто распространяют СМИ, украинцам навязывают московинские журналисты, точнее – с московинскими корнями, думающие в Украине на московинском, а о настоящих украинских праздниках они «слышали звон, да не знают, где он». В частности, я, как и многие мои земляки, о «Масляной» услышала совсем недавно, когда такие журналисты набросились на модные темы. А тем временем с раннего детства и испокон веков живут с нами не «Масляна», а Масница и Колодий.

Колодий – это Бог брака, примирения и взаимопонимания. Приходит к людям на Сретение. Восстановитель утраченных сил весной. Праздник Колодия – это прославление Солнца.

Ма́сница* (Сыропуст, Колодий, Сыропустная неделя, Сырное воскресенье, Бабский праздник) – украинские названия праздника (на московинском – Масленица, Масляница; белорусском – Масленіца, Масленка, польс. – Zapusty, словац. – Fašiangy, чешск. – Masopust, морав. – Voračky, Voráčí, Končiny, словен. – Pustni teden, серб. – Покладе, болг. – Сирна седмица/Сирни заговезни, макед. – Проштена недеља).

Ма́сница – традиционный славянский, в том числе и украинский праздник, который отмечают в течение недели (иногда трех дней).

Ма́сница (Мясница) – первая встреча весны и проводы зимы.

КОЛОДИЙ – начало нового цикла ухаживаний и поиска пары с целью продолжения рода.

С приходом христианства нашего Колодия церковники стали называть Мясницей, Масленицей, Сыропустом, Сыропустной неделей, Сырным воскресеньем. Это неделя перед началом Великого поста, которая не имеет определенной даты, поскольку зависит от «даты пасхи» в каждом году. Мясница – от слова «мясо», потому что церковь уже разрешила есть мясо после поста.

Первые упоминания о Мяснице («Пепельной среде») в календарях наших предков датируются IV ст. н. э. (календари из села Ромашки Киевской области и из Лепесовки современной Хмельницкой области). Праздник активно отмечали не только в дохристианские времена, но и после принудительного введения христианства князем Владимиром. Самое активное празднование Масница приобрела в IX – XIII веках, во времена Руси на ее территории.

Колодий совпадал по времени с Сыропустной неделей, последней неделей Мясниц. Это последняя, накануне Великого поста, неделя, когда можно было играть свадьбы. Эту неделю называли и Бабьей неделей, а Колодий, соответственно, Бабьим праздником. В течение этой недели мужчинам полагалось слушаться женщин и выдерживать их издевательства».

Колодий – один из праславянских праздников, берущий начало в эпоху Трипольской культуры. Это ряд обрядовых действ в честь весеннего пробуждения природы, известный как Колодий, Колодка, Масница, Колодки, Сыропустная неделя, Сырное воскресенье. Это – разные названия древнего праздника.

Возвращаясь к истокам духовности первого на Земле государства Аратты, благодаря украиноведческим дисциплинам пытаемся возродить утраченные мировоззренческие знания и верования древних украинцев.

Т. н. Мясница (Масница), как и многие другие древние украинские народные праздники, была включена в христианский календарь, но с привязкой к «пасхе», тогда как ранее Масницы праздновали накануне Новолетия: Нового года наших предков. Новый год у наших предков начинался с первым весенним Новолунием, наступающим перед весенним равноденствием (или по другими источникам – 1 марта).

Украинский праздник Колодия имеет сугубо национальный смысл и у него очень мало общего с московинской Масляной, которой в казацкой Украине не было, поскольку она занесена из Московии. Там Масленица имеет совсем другой характер, игрища, песни, обычаи и даже блюда.

С танцами и пением, с застольем, с угощением солнечными блюдами, с шутками и хорошими мыслями – именно так праздновали Колодия (Масницу) на украинских землях еще со времен матриархата, когда почитали Великую Богиню Мать (Макошу). Мужчины на протяжении всей Бабской недели становились подкаблучниками, однако не переставали быть гордыми воинами-козаками.

Древнеславянский праздник проводов зимы, который христианская церковь приспособила к неделе перед великим постом и связала с обычаем веселиться и готовить определенные блюда (блины, вареники с творогом и т. п). Подождите, варенички, придет и на вас масница! (Украинские народные пословицы и поговорки, 1955, 276).

Древние украинцы почитали весеннее солнышко праздником в честь Колодия, Бога брака. Это бывает где-то за месяц до Пасхи: той благословенной поры, когда зима встречается с весной (теперь – 15 февраля, в день Сретенья зимы с весной). Этот большой праздник продолжается в течение семи дней. Все эти дни люди не делают важных работ, не шьют и прядут, а славят родного Бога Колодия, солнце, весну и свет.

После торжественной встречи приглашают Колодия к себе в гости. В первый день отмечают его день рождения. В понедельник утром женщины собиралось производить Колодки. Колодка (фаллический знак) у наших предков была символом продолжения рода. Одна из женщин клала на стол небольшое обычное полено, которое символизирует собой часть Дерева Жизни: «колоду». Другие женщины окутывают колодку холщовым тряпьем. Принеся вина, садятся за стол вокруг него, пьют и поздравляют друг друга с рождением. Укрытая колодка оставалась в корчме до субботы, потому что в понедельник она родилась, во вторник крестилась, в среду по крестинам, в четверг колодка умирает, в пятницу ее хоронят, а в субботу оплакивают. Конечно, никто по ней не плакал, веселые развлечения продолжались как при «рождении», так и при «смерти». В воскресенье же наступала кульминация Колодия, а заодно и Колодкиной судьбы. Молодые женщины «волокли» Колодку.

После празднования рождения Колодки замужние женщины обходили те семьи, где были юноши, не женившиеся в брачный сезон на протяжении последних мясниц, и привязывали их матерям колодку к ноге. Таким же образом наказывали и девушек, перебиравших женихами и не успевших выйти замуж, а уже пора иметь детей, носить и ласкать их на руках, как и матерям качать колыбельку с внуками. Девичью колодку украшали красочными лентами и бумажными цветками и привязывали к левой руке (а не ноге, как юношам).

Парни заранее готовились к Колодию, от которого можно откупиться деньгами или магарычом, а еще – бусами, лентами или платком. Таким Колодий напоминает: «Не женился еси, так колодку носи!». Вот так Бог брака не только благословляет супружескую жизнь, но и наказывает тех, кто пренебрегает им и нарушает обет. Недаром Колодий после Масницы запрещает свадьбы. Наши отцы и деды хорошо знали, что лучшее время для рождения – конец зимы, когда начинает воскресать природа. Роженицы к началу полевых работ выздоравливали, дети немного подрастали, и не было каких-то осложнений в земледельческую пору.

Этот праздник богат веселыми и радостными играми. Бог Колодий шутит, и одновременно и учит тех, кто не женат или не имеет детей, потому что он еще и опекун супружеской жизни, способствует укреплению новой семьи, заботится о здоровье и жизненные радости, предохраняет от болезней.

В эти веселые дни вокруг только и слышны громкие возгласы: «Колодий Родился!». Везде приглашают бога Колодия в гости:

Пойдем, Колодий, на нашу затею.
Будем есть, Будем пить, мир Божий хвалить.

Всегда высокими святителями и чистителями у наших прародителей были огонь и вода. Огонь еще со творения мира очищает душу и тело от греховной скверны, а вода – это основа жизни, имеющая особое предназначение и для людей, и для богов. Еще в древних божественных текстах «Авеста» и «Ригведах» воспеты напитки сомы и суры. Наши предки знали и верили в то, что напиток сомы дарует богам бессмертие, а людям продлевает жизнь. В одном из священных гимнов поется: «Мы выпили сомы, мы стали бессмертны, мы достигли света, мы нашли богов». Напитки сомы и суры открывали перед человеком тайны божественной мудрости.

Во времена, когда люди провожают зиму и призывают весну, Колодий помогает им возвращать утраченное здоровье, потому что тогда человек чувствует общую усталость, бессилие: не хватает свежих солнечных фруктов и овощей. А потому еще ранней весной, летом и в начале холодов, когда цветет и буйствует растительное царство, наши далекие предки умели готовить напиток Колодия. Красочного разнотравья у доброго Бога достаточно: медуница, подорожник, мята, чабрец, липовый цвет, цикорий, сныть, крапива, калина, смородина, крыжовник, первоцвет, подмаренник, тысячелистник, рябина, вереск, душица... Для солнечного напитка отыскивают солнечные растения, которые цветут яркими желтыми цветками. В древности секреты приготовления божественного напитка Колодий доверял только избранным людям: волхвам, чародеям, ворожеям, колдунам, потому что они особые, «знахарские», а потому способны возвращать здоровье даже обреченным смертельным недугом больным. Зажженный солнцем Даждьбога, очищенный огнем Сварожича, заказанный душой звездного неба предков, медово-солнечный напиток способен очистить от скверны не только тело, но и душу.

Вот один из напитков суры, подаренный богами и целителями.

Берут по 2 столовые ложки измельченных корней с корневищами девясила высокого и репешка обыкновенного, заливают 400 мл родниковой воды, кипятят 10 мин, добавляют две ложки измельченного подмаренника настоящего и 100 мл цельного молока и настаивают 30 мин. Растворяют 400 мл меда в профильтрованном охлажденном отваре и взвешивают 50 г сухого молока (вместо цельного). К приготовленному напитку добавляют в конце 400 мл 96% спирта, настаивают три дня, фильтруют через 4 пласта марли. Принимают напиток по одной стол. ложке трижды в сутки за полтора часа до приема пищи.

(См.: Товстуха Е. Украинская народная медицина. С. 318).

Этот священный напиток значительно придает сил, возвращает молодость и спокойствие. Поэтому всегда на столе ория на празднике Колодия – и вино, и различные наливки с напитками, ведь скоро самая крестьянская пора, когда нужно сеять, сажать и работать в поте лица. Посвященные Колодию напитки не сложные, их потребляют и взрослые, и дети. Одних Колодий успокаивает, прочих излечивает от хандры и тоски, тоски по утраченной любви, оздоравливает пожилых людей и помогает безнадежно больным.

На праздник Колодия надлежало обязательно помириться, а враждующим людям пить такой напиток «по кругу», чтобы погасить злобу и раздражение, напр., сварливым соседям, завистникам, свекрови с невесткой, теще с зятем, иначе зло за год до следующего прихода Колодия так источит сердце и душу, как червь твердую древесину, делая ее хрупкой и превращая в прах. Недаром наши прародители прославляли Колодия, он – еще и Бог бодрого духа, благополучия, крепкого здоровья.

В течение всех семи дней наш древний народ смакует напитки Колодия. На 7-й день вместе с Колодием должны были умереть все злые и враждебные силы, а потому в конце развлечений Колодий еще раз щедро одаривал людей своей солнечной искрящейся добротой.

Все рады ему, целуются, шутят и поют песни, потому что приближается весеннее обновление.

___________

Ма́сница* – Ма́сниця [Ма́сныця] на укр. языке

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-26 15:22 :34