«Заходите» или «Убирайтесь вон»? Как возят пенсионеров в городских маршрутках Украины

Во Львове продолжается публичная дискуссия относительно того, имеют или не имеют право на бесплатный проезд в маршрутках пенсионеры по возрасту. Частные перевозчики решили не возить пенсионеров без денег, а чиновники мэрии заняли странную позицию невмешательства. А пока в маршрутках продолжаются конфликты между водителями и пожилыми людьми, которые в некоторых случаях приобретают грубых форм, – в городском совете не принимают никакого четкого решения, чтобы упорядочить ситуацию, лишь раздают комментарии и советуют писать жалобы в «Укртрансбезпеку».

Тем временем другие города Украины так или иначе уже урегулировали вопрос. Везде это по-разному, но в основном действуют ограничения для пенсионеров у частных перевозчиков. Приняты соответствующие решения исполкомов.

Ведь, как пояснили в Минсоцполитики, согласно постановления КМУ №354, пенсионеры имеют право на бесплатный проезд, однако ответственная за это – местная власть. «Местные органы исполнительной власти оперативно влияют на изменение ситуаций на местах по реализации льготных перевозок и самостоятельно определяют их объемы и предусматривают расходы», – отмечают в министерстве.

Корреспондент ИA ZIK обзвонила ряд городских советов областных центров Украины, чтобы узнать, как у них решен вопрос перевозки пенсионеров. Кое-где соответствующая информация обнародована на официальных сайтах.

Киев

Заместитель начальника управления – начальник отдела департамента социальной политики Киевского горсовета Наталья Литвин сообщила: согласно упомянутому постановлению Кабмина, в столице пенсионеры имеют право бесплатного проезда во всех видах коммунального транспорта. В маршрутках частных перевозчиков – нет.

«Пенсионеры, зарегистрированные в городе Киеве, имеют право на бесплатный проезд в Киевском метрополитене с 1 декабря 2017 года на основании «Карточки киевлянина». Граждане, не зарегистрированные в Киеве, пенсионеры в частности, такого права не имеют.

В других видах общественного транспорта пенсионеры имеют право на бесплатный проезд на основании пенсионного удостоверения. Это предусмотрено постановлением Кабмина №354. Там говорится о вс6ем городском пассажирском транспорте, кроме метрополитена и такси (в том числе маршрутного такси)», – пояснила Н.Литвин.

Компенсации за перевозку льготников предусмотрены в городском бюджете через городскую программу «Турбота. Навстречу киевлянам». «На компенсации Киевском метрополитена и КП «Киевпастранс» в 2017 году было предусмотрено 860 млн грн, которые перечислены им в полном объеме. На 2018 год – 1,24 млрд грн. Это на компенсации перевозок всех льготников, в том числе пенсионеров», – добавила чиновник.

Винница

В департаменте социальной политики Винницкого горсовета сообщили: проезд для пенсионеров бесплатный только в муниципальном транспорте – трамваях, троллейбусах, автобусах. У частных перевозчиков, курсирующих в режиме маршрутного такси – льгот для пенсионеров нет.

Житомир

По решению исполкома Житомирского горсовета, в коммунальном общественном транспорте все категории льготников ездят бесплатно без ограничений. Пенсионеры по возрасту имеют бесплатный проезд и у частных перевозчиков – с 10.00 до 16.00 по пенсионным удостоверением.

Суммы

В Сумах у пенсионеров есть скидка на проезд в маршрутках. Согласно сообщения на сайте Сумского городского совета, подписано свежее решение исполнительного комитета «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, работающих в обычном режиме». Стоимость проезда в маршрутках установлена на уровне 5 грн, а на одном маршруте, который выезжает за город – 6 грн. В то же время исполнительный комитет оставил неизменным тариф на проезд для пенсионеров по возрасту – 3 грн, а на маршрутке за город – 4 грн.

Херсон

В управлении социальной политики Херсонского городского совета сообщили: в соответствии с городской комплексной программой «Социальная защита», за счет средств городского бюджета осуществляется перевозка отдельных категорий граждан, в том числе пенсионеров, городским электротранспортом, водным транспортом – по реке до дачных участков. Также для пенсионеров организованы бесплатные специальные перевозки в автобусах до дачных участков, расположенных в пригородном сообщении.

Перевозки пенсионеров в маршрутках частных перевозчиков осуществляется за оплату.

Тернополь

С 1 февраля в маршрутках Тернополя все льготники будут ездить бесплатно и без ограничений. Об этом сообщается на сайте мэрии. В городе продолжается процесс реформирования общественно-пассажирского транспорта, расторжение договоров с частными перевозчиками и создание единой муниципальной транспортной компании. С 1 февраля в городе пенсионеры по возрасту в утренний «час пик» (до 10.00) платят в маршрутках, а с 10.00 и до конца дня – ездят бесплатно и без ограничений количества льготников. Правда, бесплатный проезд действует при наличии льготной «Социальной карты жителя Тернополя», которую ввел городской совет. В троллейбусах пенсионеры ездят бесплатно весь день.

Луцк

Первый заместитель городского председателя Луцка Григорий Недопад сообщил: в Луцке социальным видом транспорта только троллейбус. Все льготные категории пользуются этим видом транспорта бесплатно. Относительно маршруток – согласован перечень из 16 льготных категорий, имеющих право бесплатного проезда. За перевозку льготных категорий частным перевозчикам не производится возмещение из городского бюджета – все на уровне договоренностей с перевозчиками.

Льготные перевозки в Луцке урегулированы решение исполкома и прописаны в договорах о предоставлении услуг по перевозкам с перевозчиками. Льгот для пенсионеров по возрасту в маршрутках нет. «Для пенсионеров у нас есть социальный транспорт», – подытожил Г.Недопад.

Аналитик по вопросам социальной защиты населения Ассоциации городов Украины Назар Миколюк комментирует: в соответствии с законом Украины, на сегодня пенсионеры не имеют права на льготные перевозки. Это регулируется только постановлением Кабмина №354, которое имеет низшую юридическую силу.

«В 2015 году Верховная Рада приняла решение об ограничении категорий граждан, имеющих право на льготный проезд. В перечень попали дети войны, ветераны труда, другие категории. Вопрос проезда пенсионеров урегулирован постановлением Кабинета министров Украины №354. В то же время, согласно Конституции Украины, органы государственной власти и местного самоуправления действуют согласно и в пределах Конституции и законов. То есть, любой подзаконный акт – это постановление, или приказ – должны быть приняты в соответствии закона Конституции. Постановление Кабмина, принятом еще в 1993 году, на сегодня не соответствует действующим законам, – аргументирует Н.Миколюк, и добавляет: «Когда государство выделяло субвенцию из Государственного бюджета на льготный проезд, проблем никто не видел. Этой суммы в основном не хватало, но еще часть покрывали местные органы власти перевозчикам – и все были довольны. Когда Государство в 2016 году вопреки Бюджетному кодексу не предусмотрела субвенции, а в 2017 году внесла изменения в Бюджетный кодекс и опрокинула финансирование льготного проезда на органы местного самоуправления – каждый город начал считать деньги. Тогда начали возникать вопросы – имеют ли право пенсионеры на льготный проезд или нет».

В нынешней ситуации, отмечает аналитик, каждый орган местного самоуправления определяет это самостоятельно.

«Каждый орган местного самоуправления заключает договоры с перевозчиками, в которых в основном прописывается порядок компенсации за перевозку льготников – участников боевых действий, чернобыльцев, инвалидов, других категорий. Относительно пенсионеров – некоторые органы местного самоуправления тоже принимают решения», – пояснил он.

Эксперт считает, что в вопросе проезда для пенсионеров присутствует политика. «Это политическое решение. Политически в свое время Правительство не захотело отменить это постановление. Законы подчистили все, ограничили льготные перевозки отдельных категорий граждан. Получилось так, что постановление Кабмина от 1993 года оказалась вне законодательного регулирования», – пояснил Н.Миколюк.

Что интересно – постановление в отношении пенсионеров, так неугодное ни местным органам власти, ни перевозчикам до сих пор не обжаловано в судебном порядке. Юридически оно остается действующим, к нему апеллирует Минсоцполитики, оставляя право регулировать ситуацию на местах. Во Львове же власть, судя по всему, решила действовать хитрее: вместо того, чтобы принять какое-то компромиссное решение – не вмешивается в ситуацию. Почему? Можно только догадываться. Пенсионеры – надежный электорат и «обидеть» их незадолго до выборов чиновничья рука не поднимается. Поэтому и тактика – кивать в острых вопросах на государство.

Наталья Шутка,
ИA ZIK.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



Loading...