понедельник, 22 января, 2018, 16:30 Экономика
Хаос и беспредел: Перевозчики забирают льготы у пенсионеров

Перевозчики Львова и области решили отменить с 20 января бесплатный проезд для пенсионеров по возрасту, предусмотренный постановлением Кабмина №354 от 17.05.1993 года «О бесплатном проезде пенсионеров в транспорте общего пользования». Постановление действует на уровне государства, но не выгодно частным перевозчикам. Следовательно, они самовольно решили его не выполнять, а требовать деньги у пенсионеров.

Как в этой ситуации реагирует местная власть и что делать пенсионерам – выясняла корреспондент ИA ZIK.

Перевозчики требуют у пенсионеров полную стоимость за проезд

17 января ЛОО Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков распространило сообщение, что после 20 января пенсионеры во Львове и области будут платить за проезд. Так решили не Верховная Рада или Кабмин, не суд, а автотранспортные предприятия региона (!). Мол, нет денег из бюджета на компенсации, не будет и льготных перевозок. Соответствующие объявления уже появились в городских маршрутках. «Ситуация заходит в тупик из-за нерешения этой проблемы со стороны Верховной Рады Украины и Кабинета министров Украины. Пенсионерам льготы на транспортные услуги не предусмотрены Законами Украины», – заявили в ассоциации перевозчиков.

Впоследствии в ЛОО ВААП обнародовали «несколько актуальных разъяснений относительно заявления о перевозке пенсионеров». В подтверждение своей позиции перевозчики подали разъяснения частной юридической фирмы, которая решила, что упомянутое постановление Кабмина о бесплатной перевозке пенсионеров не соответствует Закону Украины «О государственных социальных стандартах и государственные социальные гарантии» от 2000 года, «согласно ч. 1 ст. 19 которого исключительно законами Украины (а не постановлениями КМУ, – ZIK) определяются льготы по оплате жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи и критерии их предоставления».

Что говорит местная власть?

Заместитель городского председателя Львова по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Сергей Бабак избегает прямого ответа на вопрос: законно или незаконно решение перевозчиков и платить ли пенсионерам за проезд. Он почему-то считает, что журналисты пытаются его в чем-то «подставить». «Вопрос о законности решения перевозчиков может предоставить или юридическая консультация, или суд. Государство должно урегулировать этот вопрос. Я это говорил еще полгода до этого. Сейчас во всех городах идут похожие вещи относительно пенсионеров. Города не могут выдержать такую нагрузку. Государство с 2016 года сбросило с себя возмещение льгот по пенсионерам – что хотите, то и делайте на местах. Так быть не должно. Думаю, в ближайшие недели ситуация разрешится. Будет ответ от Укртрансбезпеки, перевозчики обращались в какую-то юридическую консультацию. Обратитесь к ним – пусть они комментируют. И не надо чиновников городского совета подставлять фразами на эфирах», – заявил С.Бабак.

По его словам, вопрос перевозки льготников регулируется исключительно законодательством, а не договорами между городским советом и перевозчикам. Сейчас чиновник советует пенсионерам пользоваться маршрутами коммунального АТП-1, где для них и в дальнейшем действует бесплатный проезд.

Со стороны городского совета, сообщил С.Бабак, 19 января он подписал письмо к Укртрансбезпеке с просьбой «дать оценку действиям перевозчиков и предоставить разъяснения относительно этой ситуации».

Начальник управления Укртрасбезпеки во Львовской области Сергей Небесный говорит: сейчас упомянутое письмо управлению от Львовского городского совета не поступило. Одновременно он комментирует решение перевозчиков так: «Постановление Кабмина, предусматривающее льготную перевозку пенсионеров в городском транспорте, никто не отменял на уровне Правительства, а мы является органом центральной исполнительной власти, соответственно должны ее выполнять».

По словам руководителя управления Укртрансбезпеки Львовщины, поскольку постановление вступило в силу, у перевозчиков, которые его нарушают – штрафуют. «Когда к нам обращается пенсионер с заявлениями и жалобами об отказе в льготной перевозке, мы в соответствии с требованиями действующего законодательства на них реагируем – проводим проверку. Если факт подтверждается, выносим штрафную санкцию. В том числе это касается выполнения этого постановления», – пояснил С.Небесный.

Директор департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Львовской ОГА Роман Кокотайло уверяет: в области пока ничего не изменилось, пенсионеры оплачивают половину стоимости проезда, как это и было договорено с перевозчиками в июле прошлого года. По его словам, есть единичные жалобы на отказ в льготном проезде. На вопрос, как сейчас действовать пенсионерам, поясняет: «Тем что во Львове – обращаться в городской совет. В области с 1 июля мы договорились с перевозчиками, что они предоставляют 50% скидку пенсионерам. По состоянию на сегодняшний день это пока что действует». «Есть юридическая тавтология, когда закон Украины говорит одно, а постановление Кабмина – совсем другой нормативный документ. Думаю, судебные органы должны трактовать правильно соответствующий закон», – объясняет он.

В случае, если перевозчики выставят новые требования пенсионерам и в пригородных маршрутках, уверяет Р.Кокотайло, чиновники ЛОГА будут садиться с ними за стол переговоров и искать компромисс.

Мнения экспертов

Львовянин, координатор группы «Типичная львовская маршрутка» в Фейсбуке Игорь Стукалец считает решение перевозчиков «весьма сомнительным». «Приведу цитату из публикации Ассоциации перевозчиков: «Решение о 100%-й оплате стоимости проезда пенсионеров приняли руководители автотранспортных предприятий. Среди них и автотранспортные предприятия, не входящие в состав Ассоциации перевозчиков Львовщины. Председатель ассоциации через пресс-службу и другие СМИ лишь обнародовал решение». Считаю, это свидетельствует о том, что ответственность возложена на руководителей предприятий, а точнее, на водителей, которые будут отказывать пенсионерам в льготном проезде. Если считают, что постановление КМУ, которое предоставляет право льготного проезда пенсионерам, противоречит Законам Украины, то его надо было обжаловать в установленном порядке. А сейчас ситуация выглядит так, что вдруг перевозчики заметили противоречивые моменты в законодательстве и решили на свое усмотрение толковать нормы. Как всегда, проблему спустили на уровень взаимоотношений водителя с пассажиром, что приведет к конфликтам в автобусах», – объясняет И.Стукалец.

Львовянин не берется давать советы, как действовать пенсионерам, но отмечает: на их месте за проезд он не платил. «Считаю, что вопрос перевозок льготных категорий должен быть урегулирован в законном порядке, а не решениями администраций перевозчиков. И еще одно: если перевозчикам не компенсируют перевозку льготников, то почему же они не подают в суд? А вообще, я считаю, что оплачивать должны все. Если кто-то имеет льготы, их надо монетизировать», – добавил И.Стукалец.

«В законе, на который ссылаются перевозчики, говорится, что только закон регулирует льготные группы. А из этого следует, что постановление Кабинета Министров является подзаконным актом и имеет меньшую юридическую силу, чем закон. Поэтому, сейчас нужно обратиться в Министерство социальной политики, чтобы они дали разъяснения относительно этого», – комментирует ситуацию председатель ОО «За качественный транспорт» Святослав Товстыга.

Он также отмечает: горсовет Львова не проявляет активности относительно введения адресной помощи льготникам. В частности, город не предоставил письмо-подтверждение Мининфраструктуры о готовности софинансировать пилотный проект монетизации льгот на проезд.

Местным властям льготники – как кость в горле. Дело в том, что компенсации за льготные перевозки государство передало на местные бюджеты, а местные чиновники уверяют: денег на это нет. Вместо того, чтобы изыскивать средства или инициировать изменения в законодательство, договариваются и угождают частным перевозчикам.

Порой выглядит так, что условия диктует не заказчик услуг, а их исполнитель. Так, в июле 2017 года ЛОГА совместно с перевозчикам решили, что пенсионеры должны платить 50% стоимости в пригородных маршрутах. Уже через полгода перевозчики смело пошли дальше – во Львове требуют 100% стоимости за проезд. И это в ситуации, когда нормативно-правовые акты гарантируют этим людям льготу. Пока пенсионеры выживают, власть наблюдает...

ИA ZIK направило информационный запрос в Министерство социальной политики Украины с просьбой оценить законность решения перевозчиков Львова и области о том, что пенсионеры должны платить полную стоимость проезда.

<nbsp;>

Наталья Шутка,
ИA ZIK.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-08-21 12:32 :08