четверг, 18 января, 2018, 12:10 Политика
Законопроект №7163 закладывает основу для отказа в будущем от Крыма

В законопроекте №7163 об особенности государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях закладывается основа принятия в будущем решения об отказе от территории Крыма.

Прежде всего, следует объяснить, что на сегодняшний день в Украине действуют два закона, регулирующих вопросы, связанные с оккупацией Крыма:

  • Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», принятый 15 апреля 2014 года.
  • Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», принятый 12 августа 2014 года.

Первый закон, хотя является, по сути, слишком общим, требует принятия других законодательных и подзаконных актов, но не вызывает никаких возражений. В нем для Автономной Республики Крым и города Севастополь присвоен статус оккупированных территорий.

Отменить предлагается второй закон, поскольку он является лоббистским порождением, призванным узаконить для украинского бизнеса возможность хозяйничать, вести коммерческие дела и торговать с оккупированной территорией. На практике этот закон породил массу неприятных моментов для граждан Украины, которые остались на оккупированной территории, фактически сделали невозможным беспрепятственное выведение украинского бизнеса на материк, создал другие проблемы. Это неприемлемо.

И хотя мы (общественность – «Майдан иностранных дел» и правозащитные организации) предупреждали об этом и призывали президента ветировать этот закон на второй день после принятия, Порошенко сначала подписал закон, а через год поумнел (кажется, кырымлы ему все доходчиво объяснили) и согласился, что надо отменять. Поэтому это уже не только требование оппозиции, но и обещание президента.

С этим легче. Но много вопросов возникает по сути предложений оппозиции применять одинаковые нормы закона к Донбассу и Крыму.

Преамбулу законопроекта «Об Особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» указано, что действия страны-оккупанта как на оккупированной территории Крыма, так и на территории отдельных районов Луганской и Донецкой областей носят одинаковый характер, происходят одни и те же преступления.

Законопроект 7163 вводит норму об использовании принципа «mutatis mutandis» (лат. – с учетом соответствующих изменений) при применении норм действующего законодательства по вопросам, которые относятся к временно оккупированным территориям.

Мы же считаем, что существующая в Украине практика исполнения законодательства при применении этого принципа приведет лишь к негативным последствиям. Это мутная водичка (оно и звучит где-то так), в которой кое-кто любит ловить рыбку.

Более понятным было бы создание единых правовых подходов ко всем вопросам оккупированной РФ территории Украины, применения единых подходов при подготовке их деоккупации и будущей реинтеграции.

Интересы граждан Украины, которые в силу обстоятельств войны оказались в оккупации, были вынуждены покинуть оккупированную территорию – одинаковые. Их права – одинаковые. Так определяет Конституция Украины, права и свободы граждан Украины не дифференцируются в зависимости от территории проживания! Это аксиома!

В то же время предложенный к рассмотрению во втором чтении законопроект 7163 ставит эту аксиому под сомнение. Законопроект вводит законодательные отличия в отношении оккупированных территорий Донбасса и Крыма, интересов граждан Украины, которые вынужденно оказались в оккупации.

Территорию оккупированного Крыма, согласно действующему законодательству, от Украины отделяет административная разделительная линия, на которой введен режим государственной границы. А вот чем является линия, которая отделяет оккупированные территории Донецкой и Луганской областей от остальной территории Украины, законопроектом не определяется. Это линия фронта, государственная граница или что-то другое? Мы считаем, что в отношении всех оккупированных территорий временной линией разграничения должна быть линия фронта.

Предложенный к рассмотрению законопроект наделяет оперативный штаб, который согласно нормам законопроекта должен быть создан, определенными полномочиями. Полномочия оперативного штаба распространяются только на оккупированные территории части Донецкой и Луганской областей. На оккупированную территорию Крыма они не распространяются. Возникает простой вопрос: а Крым действующая украинская власть не планирует деоккупировать?

Законопроектом вводится норма, что государством, чьи вооруженные силы оккупировали ОРДЛО, является Российская Федерация. А кто оккупировал Крым? Ни в действующем законодательстве, ни в предлагаемом законопроекте ответа на этот вопрос нет! Точнее, упоминание о том, что территорию Крыма оккупировала Российская Федерация содержится в преамбуле предложенного законопроекта со ссылкой на международные документы, но в нормах действующего законодательства и в нормах предлагаемого к принятию законопроекта эти утверждения отсутствуют.

Предложенный законопроект определяет различные права и механизм их реализации для граждан Украины в ОРДЛО и в Крыму (например, в вопросах юридической фиксации фактов рождения и смерти). Соответственно, особый порядок реализации прав и свобод для граждан Украины, которые оказались в оккупации на территории ОРДЛО и на территории Крыма, вводится разный. Это является прямым нарушением норм действующей Конституции Украины. Вводя подобные нормы украинская власть продолжает практику конституционной дискриминации граждан Украины по территориальному признаку.

Нормами законопроекта вводится необходимость и обязанность обеспечивать национальную безопасность на территории ОРДЛО. В то же время, исходя из норм, которые вводятся законопроектом, и тех, что уже существуют в действующем законодательстве, власть считает, что на оккупированной территории Крыма обеспечивать национальную безопасность нет необходимости.

По сути изложенных в законопроекте норм (ст. 9 и ст. 10) закладывается основа принятия в будущем решения об отказе от территории Крыма.

Мы считаем, что формирование в законодательстве таких двойных стандартов в отношении различных регионов суверенной территории Украины – недопустимо!

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2018-02-23 12:48:03