вторник, 16 января, 2018, 12:51 Политика
Законопроект о реинтеграции Донбасса ужасает: главные угрозы

Очень внимательно перечитал подготовленный к рассмотрению во втором чтении законопроект 7163 (Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях). Ужасает.

Там, правда, есть несколько положительных изменений (как отказ от упоминания о Минских договоренностях и фактически отказ от амнистии). Но...

Под прикрытием демагогии об определении России агрессором проект закона:

  • это – удар по парламентаризму, сужает права Верховной Рады;
  • существенно неоправданно и опасно расширяет права и возможности президента и частично исполнительной ветви власти. Предоставленные в обход Конституции широкие права и возможности для президента могут быть использованы им не только в целях организации обороны и отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы в Украине;
  • не только не устраняет пробелы между требованиями законодательства и действиями президента при организации отпора вооруженной агрессии, но окончательно выводит действия власти за пределы правового поля, создает условия бесконтрольности для таких действий, что, вполне вероятно, приведет к массовому нарушению прав граждан;
  • узаконивает торговлю с оккупированными территориями (хотя положение о том, что порядок перемещения товаров определяется оперативным штабом изменено на Кабинетом Министров Украины).

В частности, законопроект (п.2 ст.11) вопреки положениям п. п. 9 и 31 ст. 85 и п.19 ст.106 Конституции Украины заочно одобряет несуществующие решения президента относительно организации отпора вооруженной агрессии, применение Вооруженных сил и заранее оправдывает любые неправомерные действия президента в этом контексте в будущем.

Законопроект предоставляет президенту полномочия определения границ временно оккупированных территорий, хотя по Конституции это полномочие Верховной Рады (статья 1).

В нарушение Конституции Украины законопроект (статья 8) предоставляет президенту право единолично без согласия Верховной Рады Украины принимать решения о начале и завершении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации», что фактически означает право решать возможность применения Вооруженных сил на территории Украины без согласия парламента.

Законопроект фактически отменяет АТО, вместе с тем, игнорируя положения Закона об обороне, вводит новый способ отпора вооруженной агрессии – «меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях».

Поэтому вместо утвержденного в законодательстве порядка организации отпора вооруженной агрессии (создание Ставки Верховного Главнокомандующего и т.д.) создается новый порядок – Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины, назначается Командующий объединенных оперативных сил. Назначения, а также утверждение положения об Объединенном оперативном штабе осуществляет единолично президент Украины (статья 9). Таким образом президент с одной стороны снимает с себя политическую и правовую ответственность за уклонение от реализации предусмотренного Законом об обороне сценария отпора вооруженной агрессии, а с другой получает полный единоличный контроль над процессом в объеме, что приравнивается к состоянию войны.

Кроме того, последний пункт статьи 9 («Вмешательство любых лиц независимо от должности в управление мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается») фактически может означать полную неподконтрольность и неподотчетность президента, командующего объединенных оперативных сил и объединенного оперативного штаба.

Это подозрение усиливают и положения статьи 10, которые оказывают Командующему объединенных оперативных сил принимать решение в отношении допуска лиц к району осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации. Решение Командующего в соответствии с положениями той же статьи обязательны для всех граждан и должностных лиц.

Стоит особо подчеркнуть, что президент и подчиненные ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации на период, определяемый ими единолично.

Фактически президент Украины и правящее большинство пытаются использовать этот закон не для укрепления обороноспособности, исправления ошибок, допущенных в первые четыре года войны, а пользуются ситуацией для усиления/увеличения полномочий президента.

Читайте также: Знаменитый украинский генерал рассказал, как заставить Россию уйти из Донбасса

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2018-05-28 00:48 :06