четверг, 11 января, 2018, 17:11 Общество
Культура партесных концертов в Украине процветала в то время, когда Московия была еще темная

Можно сказать, что в историческом развитии искусство прогрессирует от более примитивных, то есть менее качественных форм, к формам высшим и более совершенным? Скажем, в области музыки или монодии: одноголосное пение эпохи средневековья, когда наши предки еще не знали принципов гармонии, – то пение менее совершенное, а следовательно и менее ценное, чем музыка более поздних веков – многоголосых партесных концертов эпохи барокко или же хоровых композиций классицизма, созданных по западным образцам Максимом Березовским или Дмитрием Бортнянским?

Нет, нельзя определять ценность искусства по уровню его технической сложности и по тому, насколько оно соответствует нашим современным вкусам и теориям. Некоторые виды творчества в такой степени отличны по характеру, что их нельзя сравнивать. И так средневековая монодия и многоголосное пение более поздних эпох, хотя относятся к одной категории хорового церковного пения, – это два радикально разных подхода к музыке и две очень разные философии искусства.

Старинная монодия, базирующаяся на слове и медитативном дыхании, – это по своей сути музыка для медитации. Это музыка глубокой душевной сосредоточенности и попытка человека, выйдя в медитативном трансе за пределы своего Я, приблизиться к божественному измерению. Даже когда монодию поет большой хор, все его участники, словно едиными устами, выражают единую эмоцию, которая идет из одного источника Бытия и направляется к источнику. Одним словом, монодия – это музыка-молитва, в которой эстетический аспект принципиально второстепенный.

Зато в сложном многоголосном пении более поздних эпох эстетический аспект центральный, и эта музыка, которая требует высокого профессионализма певцов, со временем потеряла связь со сферой медитативных переживаний большинства верующих, которые уже не принимали активного соучастия в пении-унисоне. Эта музыка более модеоного времени зачастую обращенная не столько к Богу, как к человеческому гению, воспевает мистерию и красоту сотворения. И она имеет совсем другую ценность, чем  монодия.

Эпоха средневековья, которая оставила нам в наследство монодию, продолжалась в нашей музыке 600 лет: от конца Х до конца XVI века. За эти века церковное пение в Украине был единогласным, поющимся в унисон прежде всего мужскими хорами. И если похожий западный григорианский хорал сегодня хорошо популяризован, то традиции нашей монодии не знает не только мир, но и мы сами. Отчасти по объективным причинам: потому что большой массив этой музыки нам недоступен. Старинные украинские запевы списывали кулизмами, подобными византийских невм. Их с русского называют знаменами. Это как иероглифы, несущие целую систему информации, которую мы точно не умеем считать, потому что смысл этих знаков был утрачен. Позже возникло кондаковое нотное письмо, но ученые совсем не могут его расшифровать. К счастью, в XVI веке музыку начали записывать в линейной системе, которая нам уже понятна. Но это только часть музыкального наследия нашего средневековья, да и она долгое время была запрещена и только в независимой Украине ее начинают возрождать.

<nbsp;>

По инициативе музыковеда Юрия Ясиновского создана большая база данных нашей старинной музыки: Ирмос, и монодию снова исполняют основанный Тарасом Грудовым хор Калофония, хоры Глас и Клирос, Наталья Половинка и объединение «Мастерская песни». И большая трудность для современного человека выполнять монодию вытекает из того, как далеко мы, люди современной эпохи, отошли от состояния, в котором мы готовы, отказавшись от нашего Я, искать унисон-связь с высшим измерением бытия. Получив знания силой ума, освоив технику и увлекшись красотой гармонии, мы одновременно потеряли нечто глубокое и важное, что нелегко в себе возродить.

В XVI веке в Западной Европе возникла революция многоголосого пения, которая докатилась в Украину и вскоре вытеснила традицию монодии. В критически важной для Украины эпохе барокко, в атмосфере соревнований украинской церкви против экспансии иезуитов, украинская музыка сформировала стиль партесного пения, пения расписанного на партии, в котором вместо медитации на первый план выходят эмоции, великолепная полифония и тонкая красота музыки. А поскольку православная церковь запрещала употреблять в литургии музыкальные инструменты, конкурируя с католиками за честь лучших музыкантов, наши композиторы каждый раз совершенствовали полифонию восьми, двенадцати, шестнадцати и даже двадцати четырех голосовых партий в пышном хоровом пении.

<nbsp;>

Сегодня, хоть записи партесного пения размеров от записей монодии, эта традиця тоже к сожалению малоизвестна. Пропагандируют ее отдельные энтузиасты: как основанный Романом Стельмащуком львовский A Capella Leopolis с Людмилой Капустиной или Николай Гобдич и Камерный хор «Киев». А партесное пение это основа современной украинской музыки, из которой вышли классики: Березовский, Ведель, Бортнянский, и за ними другие. Наследие партесного пения – это величественный комплекс тысяч произведений, из которых сегодня поют лишь малую долю. Большинство этих произведений анонимны, и иногда знаем фамилии композиторов: Симон Пекалицкий, Иван Домарацкий, Иван Коленда или недавно возвращенный из забвения Герман Левицкий, известный Николай Дилецкий, который был автором первого в восточной Европе учебника музыкальной теории. Этот киевлянин в конце жизни жил в Москве и был одним из многочисленных украинцев, которые мощно повлияли на развитие музыки в Московии. Но что интересно – последнюю редакцию «Грамматики музыкальной» 1723 г. Дилецкий написал не обязательным в Москве старославянским, а все-таки родным книжным украинским языком.

<nbsp;>

Если многовековая традиция монодии – это глубинные источники нашей духовной музыки, то завораживающие партесные концерты XVII и XVIII ст., несколько аналогичных западных мотетов, но неповторимо украинские, это блестящие образцы высокой культуры эпохи барокко, то есть эпохи, которая определила новейшую украинскую самосознание. В более поздних веках знания о эту утонченную культуру последовательно пытались стереть из нашей коллективной памяти колониальные режимы. Ведь она процветала в то время, когда Московия была темная и отсталая. А в Украине искусство партесного пения сосуществовало с шедеврами нашего барочного живописи и иконописи, с изобретательным театром, массивом барочной литературы и философии, жемчужинами архитектуры.

Марко Роберт Стех,
для ИA ZIK
 

 

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-12-16 20:17 :33