среда, 10 января, 2018, 11:25 Львов
ЛОГА: На Львовщине появится 4 завода по переработке мусора и 7 региональных полигона для ТБО

В июне 2017 года Львовская ОГА, исходя из сложной ситуации в городе, взяло на себя функции вывоза мусора из Львова. С того времени проблема исчезла, якобы, сама собой. На самом же деле, уладив вопрос с вывозом отходов, областная администрация взялась за комплексное решение проблемы мусора в области. И, по состоянию на конец 2017 года, разработана стратегия обращения с ТБО до 2030 года, которая, в первую очередь, предусматривает создание 7 базовых региональных полигонов и 4 мусороперерабатывающих завода.

Об этом в интервью ИА ZIK рассказал директор Департамент развития и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства Львовской ОГА Назарий Романчук.

Напомним, на страницах ИА ZIK также можно прочитать мнения по проблемам мусора во Львове и пути их решения, озвученные специалистами из ЛГС (Вадим Ноздря) и экологами (Алла Войциховская).

Стратегия обращения с ТБО во Львовской области до 2030 года

– Расскажите коротко о том, как разрабатывалась и принималась областная стратегия обращения с ТБО?

– ОГА планировала разработать программу обращения с ТБО во Львовской области сразу после трагедии на Грибовичской свалке. У нас был готов ее проект, который мы намерены выносить на рассмотрение облсовета. Но Кабинет Министров утвердил национальную стратегию, предусматривающую создание соответствующих региональных программ. Поэтому мы приостановили вынесение на сессию, откорректировали наши предыдущие разработки и только тогда депутаты проголосовали за это. И теперь у нас есть областная стратегия обращения с ТБО до 2030 года.

– Какие конкретные шаги она предусматривает?

– Наша стратегия, исходя из всеукраинского документа, будет охватывать не только бытовой мусор, но и все другие отходы: медицинские, промышленные, строительные.

Планируется создать на территории области 7 базовых региональных полигонов. Сейчас их больше 20. Эти свалки будут облагорожены и доведены до такого состояния, когда станут безопасными для окружающей среды. И, собственно, они, в будущем, будут принимать отходы из смежных районов. При каждом из них будет размещены мусоросортировочные линии.

Также на территории области планируем построить мусороперерабатывающих комплекса. Предварительно у нас состоялся конкурс и определены три инвестора, которые готовы вкладывать в строительство таких заводов. Четвертым будет завод, который, надеемся, сможет построить Львов.

Область будет поделена на кластеры, с расчетом на то, что будет оптимальное расстояние до полигонов и заводов. Кластеры будут делиться по количеству мусора, которое продуцирует определенный регион, а также по экономически обоснованному расстоянию до полигона, которое составляет не более 40 км.

Кроме того, стратегия предусматривает разработку регионального плана обращения с отходами. Будет создана специальная рабочая группа, которая будет этим заниматься и должна завершить работу до апреля 2018 года. Это будет четкая задача относительно того, что нужно сделать уже в этом году, сколько нужно средств и каких показателей удастся достичь.

Четыре мусороперерабатывающих завода

– Заводы, как известно, будут построены в Новом Роздоле, Жолковском и Дрогобычском районах? А какая технология переработки мусора будет использована на них?

– Мы рассматриваем, что это будет компостирование, производство РДФ-топлива и сжигание с помощью пиролиза.

– Насколько эти заводы будут безопасны для окружающей среды, в частности тот, который будет сжигать мусор?

– Технология сжигания мусора используется во всем мире и она является полностью безопасной с точки зрения экологии. Какую бы технологию не выбрал инвестор, мы будем требовать соблюдения природоохранных требований.

– А можно конкретнее: где какой завод будет размещен?

– Сначала мы предложили инвесторам 17 участков, они их обрабатывали и на сегодня определены три территории, еще несколько пока рассматриваются. Уже проводятся окончательные исследования и готовятся выводы, и в январе, думаю, у нас будет ответ на этот вопрос. Из того, что уже известно – на территории роздольской серы будет завод по производству РДФ-топлива.

– А куда будут отправлять РДФ, ведь в Украине пока никто не готов его сжигать?

– Инвестор проводит переговоры с Ивано-Франковским цементным заводом, другими подобными предприятиями. А также заявляет, что готов даже экспортировать его в Польшу.

– Раньше мы писали о планах строительства мусоросжигательного завода в Червонограде. Говорится ли о нем и в ваших разработках?

– Да – этот завод будет в Червонограде. Его планирует строить предприятие с корейскими инвестициями. В конце февраля у них состоится сессия, на которой должны утвердить отвод земельного участка.

Могу отметить, что мэр Червонограда является наиболее прогрессивным руководителем в сфере обращения с ТБО. Еще открою секрет, что вместе с ним мы планируем внедрить пилотный проект сортировки мусора на сухую и влажную фракции и компостирование органики. Добытый вследствие этого биогаз будет использоваться для теплоснабжения города. Таким образом удастся, до определенной степени, решить проблему Червонограда, ведь их теплокоммунэнерго имеет огромную задолженность и нуждается в существенной модернизации. В направлении обеспечения города энергией также будет работать будущий завод. Таким образом, надеемся, удастся решить сразу две проблемы: с мусором и теплоснабжением.

– В какие сроки реально построить эти заводы?

– Все инвесторы утверждают, что на изготовление и согласование документации им понадобится полгода. После этого они готовы приступить к строительству. Мы рассчитываем, что в январе они определятся с конкретными участками, тогда собираем общину, декларируем, что планируем сделать и передаем им землю.

Всех инвесторов мы заверили, что в этом вопросе не будет никакой коррупции и бюрократии. Какие бы проблемы не возникали – садимся все вместе, вызываем нужных чиновников или специалистов и решаем их.

При таких условиях инвесторы обещают завершить строительные работы за 2,5 года. То есть реально эти заводы будут построены к концу 2020 года.

Семь базовых региональных полигонов

– Эти семь базовых полигонов будут размещены на территории действующих свалок, будут ли строиться новые?

– Мы не планируем возводить новых полигонов. Для вывоза мусора будем использовать только те, которые уже работают.

– А как из действующих переполненных свалок планируется сделать современные полигоны?

– Мы намерены облагораживать их и, при необходимости, строить новые карты. Также планируем вкладывать в них деньги и сделать безопасными для окружающей среды.

Например, Червоноград уже открыл новую карту для мусора, а мы выделили средства на закупку техники. Уже в этом году за средства резервного фонда госбюджета закуплено три бульдозера. Также они пересыпали ту карту, которую закрывают, а в 2018 году еще получат средства на рекультивацию старой свалки, которая уже несколько лет не эксплуатируется.

Мы работаем по принципу: если куда-то вывозим мусор, то следим за тем, чтобы его складировали по правилам. Там делают развертывание, пересипку, при необходимости, рекультивацию.

– А когда планируете завершить реконструкцию этих базовых полигонов?

– Немало работ по благоустройству свалок уже начато. Для Больших Мостов, Буска и Броницы вблизи Дрогобыча уже выделили средства. Также предусмотрено финансирование из государственного и областного экологических фондов и на 2018 год. Таким образом хотелось бы довести эти свалки до надлежащего состояния и приобщить их к дальнейшей утилизации мусора. Более того, мы планируем, что значительная часть мусора, который сейчас вывозят на эти свалки в будущем может пойти на переработку на заводы, которые будут построены.

Также уже выделены средства и осуществлена проплата на закупку трех сортировочных линий. В результате, на всех семи базовых полигонах будет налажена сортировка отходов.

Кроме того, в области есть частный полигон в Золочеве. У нас с этим инвестором налажено хорошее сотрудничество, сейчас он вкладывает средства в развитие инфраструктуры свалки и завершения карты для складирования мусора. В дальнейшем мы вполне можем рассчитывать на плодотворное сотрудничество с ним.

Сортировка и экологический надзор

– Какие планы по налаживанию сортировки в городах и селах области?

– Мы планируем начинать раздельный сбор мусора из городов областного значения и райцентров. Самое важное, установить там контейнеры для сбора ПЭТ-бутылок.

– А кто будет осуществлять надзор за соблюдением экологических требований на предприятиях по переработке мусора?

– В рамках стратегии предусмотрено создание мониторингового центра, который контролировал бы организацию правильный сбор и вывоз ТБО, состояние полигонов и состав выбросов. Из природоохранного фонда намерены закупить соответствующее оборудование для передвижной лаборатории, которая проводила бы качественные анализы и экспертизы. Она должна была бы ездить по разным объектам и проводить замеры. Кроме того еще и готовить предложения по улучшению работы по сбору и утилизации ТБО.

Работа с общинами

– Как реагировали общины, когда вы приезжали к ним с предложениями относительно свалки или завода?

– Когда мы начинали поиск участков для завода, то брали инвестора, местную власть и ехали в конкретный населенный пункт. Там собирали общину и начинали рассказывать им о том, что там будет, как оно будет выглядеть и что позитивного принесет для людей. Рассказывали про рабочие места и тот социальный взнос, который будет сделан для развития города или села.

Если откровенно, то сначала почти везде люди были против. Когда мы четко определились с наиболее подходящими участками, то ехали туда повторно. Если было нужно, то снова. И каждый раз беседа становилась все более конструктивной.

Отмечу, что с людьми можно договариваться, но среди них есть немало популистов и политически ангажированных лиц. Они подстрекают и призывают к протестам. И нам приходится преодолевать их сопротивление и нарабатывать доверие.

Таким путем мы пошли в случае с теми свалками, принимающими мусор из Львова. За несколько месяцев эти населенные пункты получили почти 50 млн грн. Эти средства пошли сначала на обустройство полигона, закупку техники, а теперь пойдут на улучшение инфраструктуры и социальные проекты.

И опыт показал, что люди там, фактически, не имеют претензий, увидев, что власть их не обманывает, выполняет свои обещания.

Сотрудничество с ЛГС

– Как на сегодня складывается сотрудничество с ЛГС?

– Вся функция власти Львова относительно мусора сейчас заключается в том, что работники ЖЭКов каждое утро мониторят состояние вывоза отходов и сообщают, если где-то возникли проблемы. Все остальное: налаживание вывоз, логистика, координация сотрудничества с перевозчиками – выполняет ЛОГА.

– Есть ли какая-то координация усилий в вопросе строительства мусороперерабатывающего завода, сначала на территории ТЭЦ-2, а теперь – на Пластовой?

– Как тогда, так и сейчас город не сообщает нам никакой информации.

– Какие злоупотребления были обнаружены в работе ЛГС после того, как работа с мусором перешла в руки ЛОГА?

– Во-первых, это количество мусора. Они ежедневно платили за вывоз 800 тонн, хотя на самом деле город производит не больше 600. Также известны факты расчета наличными и несанкционированный сброс отходов, не доезжая до полигонов. Еще было создано много фиктивных фирм, через которые проходили деньги, а у них иногда даже не было договоров с полигонами. Но это все компетенция правоохранителей и государственных аудиторов.

Вывоз мусора из Львова в 2018 году

– В городе сейчас работают шесть фирм-перевозчиков ТБО. Будет ли продлено соглашение с ними, или, возможно, следует ожидать новых договоренностей?

– Так во Львове сейчас работают шесть перевозчиков: АВЕ, ДВ-ЭКО-мир, Гринера, Санком, САТ и ЛСКТ. Они имеют свои соглашения с полигонами и перегрузочные станции в пределах города, где с малых машин мусор перегружают на большие. У нас к ним претензий нет, а если и возникают какие-то вопросы, то мы их оперативно решаем.

Отмечу, что у перевозчиков соглашения с ЛОГА, а с райадминистрациями Львова и ЖЭКами. И эти соглашения всюду, кроме Галицкого района заканчиваются в начале года. Думаю, они без проблем будут перезаключены.

– Объявляются ли новые фирмы, желающие выйти на рынок вывоза мусора во Львове?

– В этом году такое желание проявляло одно киевское предприятие. Но повторюсь, пока существующие перевозчики должным образом выполняют свои обязанности, мы не намерены кого-то подвигать и брать новых.

Рекультивация Грибовичской свалки и гудроны

– Какова позиция ЛОГА по рекультивации свалки в Грибовичах и ликвидации еще одной сложной экологической проблемы – озер с гудронами?

– Вопрос гудронов относится к компетенции департамента экологии, поэтому я не совсем осведомлен в этом. Но знаю, что экоинспекция делала замеры и анализы и готовит выводы, относительно которых мы и будем действовать дальше.

Мы уже давно знаем об этой проблеме и намерены ее решать в комплексе с рекультивацией свалки. Еще тогда, когда ЛОГА перенимала функции по вывозу ТБО, мы также просили у ЛГС передать нам и рекультивацию свалки, включая и гудроны. Но тогда город не согласился и до сих пор почти ничего не делает в этом направлении.

Записал Богдан Билан, 
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2018-01-20 01:31:50