среда, 5 июля, 2017, 16:56 Львов
История львовского мусора: куда львовяне девали отходы в древности

Бытовой мусор стал по-настоящему острой проблемой лишь во второй половине ХХ века, когда человечество начало производить товары с избытком и, чтобы лучше продать, упаковывать их в цветные упаковки. Тогда и возникли, в основном возле городов, большие свалки, куда, не задумываясь, все это вывозили. И темпы накопления отходов стали такими, что через несколько десятилетий они стали угрозой для людей. В целом мире уже годами ведется активная работа над минимизацией отходов и их надлежащей утилизацией. Похоже, дошла очередь и до Украины. Как это уже неоднократно бывало в ключевые для государства моменты, флагманом решения этой проблемы должен стать Львов. Не по собственной доброй воле, а по велению судьбы. Трагедия в Грибовичах не оставляет городу шансов для отступления. Как всегда в сложных ситуациях, на помощь может прийти традиция и опыт поколений. А их в вопросе «обращение с отходами» у города немало.

Вспомнить о них поможет труд историка Павла Гранкина «Канализация города Львова», которая увидела свет в прошлом году во львовском издательстве «Аверс».

В долинах рек возникали древние цивилизации (вспомнить хотя бы Египет и Междуречье), вблизи водных артерий также закладывали ключевые города – и Львов в этом вопросе не исключение. Вода тогда становилась источником жизни, средством передвижения, движущей силой, а также утилизатором отходов. Не зря до сих пор в карпатских селах принято выбрасывать мусор «в поток», а слив воды в туалетах привычное, обыденное дело для каждого человека. Пока речь шла об органических отходах – такая практика не составляла чрезмерной угрозы, но с началом эры пластика и полиэтилена – стала глобальной проблемой. Пластик «из потока» течет в реки, моря и океаны.

Как следствие, по исследованиям экологов, сейчас в мировом океане вблизи Гавайев между США и Японией образовался «седьмой континент» из пластика, площадь которого превышает размеры Центральной Европы, а общий вес вскоре может превзойти массу всей рыбы.

Львов был основан в долине реки Полтвы, которая фактически сразу была включена в инженерные сооружения города. Она, в частности, «отвечала» и за утилизацию бытовых отходов.

В княжеские времена центр города находился в окрестностях нынешней площади Старый Рынок. Небольшой город тогда находился на относительной возвышенности, что упрощало отвод излишка воды, а следовательно и нечистот. С переносом города в XIV веке в болотистую долину Полтвы в район нынешней площади Рынок, ситуация изменилась и потребовала специальной системы ирригации.

Сейчас мы не замечаем Полтвы, но когда-то это была достаточно полноводная, живая и активная река. Долгое время Львов был одним из ключевых экспортеров рыбы в Восточной Европе. На Полтве было больше десятка водяных мельниц, некоторые из них – довольно мощные. А когда река разливалась, то затапливала значительную территорию, подтапливала город, а порой и «принимала в жертву» человеческие жизни.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что львовяне активно использовали возможности, которыми наградила их близость к водной артерии.

Кроме ведения хозяйственной деятельности, именно к реке вела система дренажа и водоотведения. А именно город, с целью защиты от нападавших, был окружен фортификационными сооружениями, элементом которых были и рвы с водой. Для их наполнения несколько изменили русло Полтвы и близлежащих ручьев.

Мелиоративные канавы и каналы, проложенные через город, в то время также служили канализацией и утилизатором бытовых отходов.

Сейчас принято любые исследования относительно мусора начинать с изучения его морфологии, то есть состава. Первично во Львове ТБО состояли из отходов жизнедеятельности людей и животных, а также цехов, мастерских и производителей продуктов питания, в основном пекарен и пивоварен.

В период перестройки Львова совершенствовалась и система утилизации отходов из города. Активно развивалась сеть подземных каналов, по которым избыток воды и нечистот из города отводили».

Исследователи предполагают, что система сточных каналов была разработана еще в начале XV века, когда формировалась схема фортификаций города. Центральный канализационный коллектор, как можно сказать теперешними терминами, уже тогда размещался вниз по течению Полтвы с северной стороны города и выходил из-под башни Золотарей, недалеко от Краковской брамы в конце современной улицы Театральной, то есть в районе рынка «Добробут».

«Под городом было два старинных больших главных канала для его осушения, на холопа глубокие, засклепленные, из которых один от Галицкой брамы аж на Краковское предместье под еврейские лавки выходил», – пишет Денис Зубрицкий в «Хронике города Львова».

В Средневековье о чистоте Львова заботился городской палач

Как отмечает исследовательница канализационной системы Львова Луция Харевичова, очисткой подземных каналов и ринштоков ведали рурмастера. Им подчинялись «пурганты, которые навоз разгребали». В их обязанности, кроме очистки канализационной системы, также входил вывоз «гноя» из города. Среди городской службы «пурганты» появляются с 1525 г. До этого очисткой города заведовал палач.

В те времена убирали город дважды в год (почти, как Олег Синютка в последние месяцы): перед Пасхой и перед днем Святого Михаила; иногда чистили также и площадь Рынок – перед процессией в праздник Божьего Тела.

Город начали регулярно вычищать только после эпидемии 1548 года.

Ситуацию изменила эпидемия 1548 г., которая заставила магистрат тщательнее заботиться о чистоте города и вывоз нечистот. Слава Богу, в 2017 году до этого не дошло – опыт предков не дал повторить ошибку прошлого.

Тогда наняли специального слугу, в обязанности которого было положено очищать еженедельно город и вывозить нечистоты. Ну почти как создание Департамента по обращению с ТБО, который, кстати, также пока состоит лишь из одного человека.

Так как сейчас главные виновники захламления города его жители, так же было и во времена Средневековья, весь ореол романтики которого скрывается за вонью и кучами навоза на улицах тогдашних городов.

Как уже отмечалось, одним из главных продуцентов ТБО были люди, которые творили, в основном, органические отходы. Они концентрировались в выгребных ямах туалетов и непосредственно на улице.

Хоревичова так описывает типичное состояние городских туалетов: «клоаки невычищенные ... большую в городе создают вонь и омерзительную производят ауру».

И даже при их наличии не все имели возможность и хотели пользоваться туалетами. Немалую популярность имели ночные горшки, содержимое которых очень часто просто выливали через окно на улицу (ну почти как в общежитиях «универа» на Пасечной). Поэтому одной из главных задач владельцев домов было: «пристально увещевать, чтобы помои и другие плюгавства на улице публично из окон или желобами не выливали».

О существовании общественных туалетов также не могло быть речи. Люди справляли нужду в каком-нибудь уютном месте или даже под забором любой каменицы (как еще недавно в подъездах, двориках или лестничных клетках, руководствуясь вековечной традицией). К захламлению города отходами немало добавляли многочисленные расквартированные войска, сборища беженцев (периодические «миграционные кризисы») и многолюдные ярмарки.

Также следует понимать, что курятники, конюшни, военные обозы и повозки со всяческим товаром также были обыденным явлением города, как и большие конюшни «коммунальных» лошадей. О канализационных работах при городских конюшнях, «чтобы сточные воды через все дома не расползались», вспоминает бургомистр и летописец Львова Бартоломей Зиморович в своей хронике около 1495.

Вывозить нечистоты должны были крестьяне пригородных сел

Хочешь не хочешь, но история такая штука, которая порой бывает более актуальной, чем «мудрые стратегии» современных чиновников.

Цитируем Гранкина: «в Конце XV и в начале XVI века вывозить из города нечистоты должны были крестьяне из пригородных сел, и часто бывала эта «барщина в частные нужды обращена».

Ну чем не история с Грибовичами-Малеховом и Меморандумом о вывозе ТБО из Львова в города и села области.

Дальше еще интереснее: «Часто нечистоты, вместо того, чтобы вывозить и складывать на специально определенное магистратом ипомеченное столбами место, сбрасывали около городских валов. Результатом этого было то, что «город в большом навозном смраде лежит ... и свободных дорог для проезда нет».

Перевозчики ТБО и тогда, с целью экономии, вместо того, чтобы вывозить на определенные свалки – высыпали несмотря на дороги.

Типично человеческий фактор, как в отношении исполнителей, так и власти города. Павел Гранкин, еще в далеком 2001 году писал: «Санитарное состояние города менялось в зависимости от состояния городских финансов, умелой администрации и многих других факторов».

Среди «других факторов» в 1366 году упоминается, что «король целый месяц находился во Львове и его присутствие «добавила больше охоты к быстрому строительству городских и замковых стен».

Не так заботятся современные «короли» о нашем городе, поэтому и многочасовые вояжи чиновников не добавляют «охоты» к скорейшему решению проблемы.

Также во Львове были и в те времена районы, которые больше, и которые меньше страдали от «мусорного кризиса». Так, например, в еврейских участках отходы достигали «на полтора, два, два с половиной (высота) хлопа».

Как захламление отходами спасло город от москалей

Но были и случаи, когда забитые мусором из города сточные каналы спасали жителей от лютого врага. Так было в 1655 году во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого и Василия Бутурлина. Хмельницкий, судя по событиям 1648 года, не слишком желал захватывать город. Зато завидную активность проявлял русский воевода. Отец Томаш Юзефович в своей хронике рассказывает: «8 октября 1655 года в Иезуитском саду (парк им. И. Франко – ред.) и по другим местам сыпали москали окопы и другие приготовления для получения города предпринимали, а именно порох, подложенный... через подземные каналы пытались поджечь. Но удобного места из-за обилия воды не нашли».

Львовянам сточные каналы неоднократно пригождались в боях с неприятелем. Зиморович описывает, что именно через канал в 1672 году защитники вышли из города и подожгли окраины, чем отбили охоту туркам продолжать осаду. Неоднократно ночными вылазками через коллектор надоедала врагу и гарнизон бернардинского монастыря.

Кто спас город от завалов мусора в XVIII в.

Многочисленные междоусобицы и неважнецкое хозяйствование привели к тому, что по состоянию на конец XVIII века город «утопал в мусоре». На помощь пришла центральная власть». Польша распалась и Львов перешел в руки Австрийской империи, которой, едва ли не в первую очередь, пришлось разгребать завалы мусора в городе. В наиболее плачевном состоянии были окрестности Ратуши.

«Когда новая власть попыталась привести улицы центра города в порядок, то под толстым слоем грязи и навоза обнаружились аж три слоя брусчатки. Грязи на площади Рынок было так много, что в ней застряла карета самого императора Иосифа II вместе с упряжью из шести лошадей. Не украшали улицы и кучи навоза, в которые зимой залезали в поисках тепла нищие», – пишет Луция Харевичова.

Австрийская власть, которая выбрала Львов столицей новой провинции, начала активно наводить красоту и порядок. Изменения коснулись и проблемы отвода от города нечистот и вывоза ТБО. Для отвода жидких фракций, которые, в то время, составляли значительную часть отходов, начали массово строить новые каналы, которые все сводились к Полтве, постепенно превращая ее в центральный канализационный коллектор.

Именно наличие большого количества загрязненных стоков, а также уменьшение объема притока воды из источников, которые пустили в городские водопроводы, заставили власти города принять окончательное решение о канализации реки в центральной части города. Работы начались в 1839 году. Река была вложена в каменный коллектор на двух участках – в районе пл. Марийской (пл. Мицкевича) и театра Скарбека (театр им. М. Заньковецкой).

Следует отметить, что ситуация с отходами во Львове была типичной для большинства городов Европы. Первая в мире новейшая система подземной канализации (а современным языком – утилизации отходов) была проложена в Гамбурге лишь в 1842 году. В Англии, ставшей колыбелью промышленного развития, их начали делать только во второй половине XIX века. Не быстрее, чем во Львове, модернизация канализационной системы началась в Вене и крупнейших городах империи.

«Стратегия утилизации отходов» XIX века – следствие «реформы децентрализации»

Но настоящие изменения в жизни города начались лишь после проведения реформы децентрализации» – создание двойственной Австро-Венгерской империи и предоставления провинциям автономии в 1867 году.

В основу разработанной местными специалистами новой системы канализационных коллекторов на базе цементных конструкций, были положены наработки одного из чиновников Ратуши Иоганна Зальцмана, который за свои труды получил даже орден в столице.

Параллельно в 1884 году завершилась долгая, почти десятилетняя, эпопея с разработкой тогдашней «стратегии утилизации отходов», которая имела немало критиков и противников.

Воплощать ее начали с того, что в 1885 году продолжили работы по перекрытию Полтвы. В течение двух лет завершили канализации реки от конца улицы Академической (район памятника Н. Грушевскому), где собственно и начиналась Полтва, и до театра Скарбека. В дальнейшем продолжались работы по строительству коллектора и на других потоках. Немало старых каналов были заменены на новые. Тогда блестящий исследователь старины Львова Францишек Яворский писал: «Теперь не Львов расположен над Полтвой, а Полтва под Львовом».

Первые свалки Львова

Как уже упоминалось, в Средневековье ТБО, которые в основном состояли из продуктов жизнедеятельности людей и животных, вывозили за пределы города на специально установленные места.

Также собраный в городе навоз и другие отходы, по утверждениям некоторых исследователей, сбрасывали в открытое русло Полтвы в районе оперного театра. Вполне вероятно, речь шла о месте утечки городского канала с башни Золотарей в конце современной улицы Театральной.

Впоследствии, как пишет Павел Гранкин, содержимое выгребных ям ассенизаторы вывозили на т. н. «Золотой мост» (в районе перекрестка ул. Жолковской-Промысловой-Липинского).

Прототип «биотуалета» впервые создали во Львове

Для совершенствования процесса утилизации органики члены Политехнического общества Марцин Масленка, Станислав Дзбанский и Ян Бляут предлагали использовать в выгребных ямах порошок торфа. Полученную в результате массу планировалось применять как органическое удобрение в сельском хозяйстве.

С. Дзбанский даже сконструировал «биотуалет» на базе этой технологии, на что получил соответствующий патент в 1889 году. Его изобретение не прижилось во Львове, а его внедрили в железнодорожных вагонах.

Таким образом «клозет Дзбанского» можно считать прототипом современного биотуалета, к тому же полностью экологически безопасного. Также его принцип компостирования органики с помощью торфа мог бы пригодиться в современной сложной ситуации с отходами в городе.

Реорганизация канализации и главной городской свалки

После десятков лет дискуссий, лишь в 1912 году окончательно утвердили проект строительства новой канализации во Львове. Город уже физически не мог справляться с отводом нечистот, которые продуцировало население. А число жителей росло с каждым годом – соответственно росло количество отходов. В 1897 году во Львове проживало 130 тыс. лиц, продуцировавших 670 тыс. тонн отходов продуктов жизнедеятельности. В 1906 году население города составляло уже практически 180 тыс. лиц и, соответственно, количество отходов доходила до 1 млн тонн в год.

Новая концепция канализации строилась на использовании русел Полтвы и ее притоков с достаточными для прохождения стоков природных наклонов. К ним сходились искусственные каналы и все вместе они двигались в сторону главной реки города, которой была уготована судьба стать главным канализационным коллектором.

Полтва в то время была замурована только до нынешней улицы Зерновой, что за гостиницей «Львов», а дальше она несла отходы города в открытом русле и в районе улицы Промысловой пересекалась с городской свалкой.

Уже после Первой мировой войны продолжились работы над канализированием города. Также продолжался процесс строительства коллектора в русле Полтвы, который в 20-ых годах был доведен до улицы Торфяной на перекрестке с Замарстыновской и Липинского.

В межвоенный период также было перенесено место, которое можно считать главной городской свалкой. Вместо «Золотого моста» в районе улиц Жолковской-Липинского, выбрасывали ТБО и испражнения ассенизационных бочек в русло Полтвы было определено т. н. Гавриловка (или Габриелевка), то есть территорию на Подзамче.

Очистные сооружения в межвоенный период так и не были построены.

«Манеляжи»те кто зарабатывали, копаясь в отходах

Зарабатывать, вылавливая ценные предметы из трущоб отходов, было принято издавна. Это еще одна львовская традиция, характерная для жителей территорий, примыкающих к городу. Называли этих людей во Львове «ловцами жемчуга», или «манеляжами».

Вот как описывает их автор одного из межвоенных путеводителей по Львову:

«Они приходят в подземелье, чтобы вылавливать из мутных струй реки «сокровища», которые попадают туда вместе со сточными водами. «Манеляжи», выбрав удобное место, забрасывают в воду маленькие сети, а когда набирают в них густой осадок со дна, выбрасывают его на тротуар и, приблизив ночник, маленькими грабельками ищут в нем разнообразных ценных предметов, которые иногда из-за неосмотрительности попадают сюда. «Манеляжи» редко возвращаются из своих экспедиций без «улова»...».

По дороге в Грибовичи

В послевоенные годы с началом активной советской индустриализации города, очевидно, свалка на Гавриловцы не могло справляться с объемами отходов. Исследователи предполагают, что свалки начали делать на окраинах города во всех районах. Наиболее известной была свалка Красноармейского района (сейчас Лычаковский район) в конце улицы Зеленой, которую, собственно, и считают предшественником полигона в Грибовичах.

Сами Грибовичи для свалки начали использовать в 1958 году, а официальным общегородским «полигоном ТБО» это место стало с 15 июня 1960 года.

Еще позже город наконец получил очистные сооружения – только в 1960-х годах.

Подготовили Богдан Билан и Василина Билан

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-09-23 01:33 :36