Новости » Политика 3 февраля, 2017, 15:45
Как партии пиарятся за счет государства и почему им за это ничего не будет

Государственное финансирование партий, которое было введено в Украине в прошлом году, должно было помочь им стать независимыми от олигархов и дать дополнительные возможности для качественного развития местных ячеек. Однако, как показали уже первые отчеты, партии начали использовать эти средства на самопиар. То есть украинским гражданам теперь промывают мозги рекламой на ТВ за их же бюджетные деньги – а речь идет о сотнях миллионов гривен. Возможно ли изменить эту ситуацию – выясняло информагентство ZIK.

Какие партии имеют право на государственное финансирование?

Государственное финансирование уставной деятельности политических партий, согласно внесенных изменений в Закон Украины «О политических партиях в Украине», началось с третьего квартала 2016 года.

Стоит отметить, что идея выделять партиям средства из государственного бюджета до сих пор не воспринимается однозначно в украинском обществе, хотя такая практика существует во многих странах на Западе и имеет целью обеспечить независимость политических сил от крупных «денежных мешков», а также помочь развивать местные ячейки. Убеждать в целесообразности такого решения в Украине помогает, в частности, Совет Европы.

 

 

Итак, какие политические партии имеют право на государственное финансирование?

Чтобы его получить, партии должны быть представлены в Верховной Раде текущего созыва или на следующих парламентских выборах получить не менее 2% голосов избирателей.

При этом партии должны представлять ежеквартальные отчеты об использовании этих средств, проводить ежегодный внешний и внутренний финансовый аудит.

Решение о предоставлении государственного финансирования принимает Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК). Это же агентство вместе с ЦИК и Счетная палата осуществляет контроль за использованием этих средств.

 

 

По 14 грн с каждого гражданина

В государственном бюджете на 2016 год было предусмотрено 391 млн грн на поддержку уставной деятельности политических партий. Это примерно 14 грн с каждого гражданина Украины. Однако учитывая то, что финансирование осуществлялось лишь во втором полугодии, фактически на это ушло лишь около половины этой суммы.

За III и IV кварталы прошлого года Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции всего предоставило политическим партиям 167 млн 647 тыс. 625 грн. По данным НАЗК, средства получили пять из шести политических партий, представленных в Верховной Раде Украины:

  • «Народный фронт» – 50 млн 272 тыс. грн
  • «Блок Петра Порошенко» – 49 млн 543 тыс. грн
  • «Самопомощь» – 24 млн 923 тыс. грн
  • Радикальная партия Олега Ляшко – 16 млн 907 тыс. грн
  • ВО «Батькивщина» – 6 млн 448 тыс. 475 грн.

Кроме того, партия «Самопомощь» получила дополнительное финансирование по гендерному показателю в своих списках в сумме 19,5 млн гривен. Стоит также отметить, что «Оппозиционный блок» от государственного финансирования показательно отказался.

На финансирование партий в текущем 2017 году из госбюджета выделено более 398 млн грн. НАЗК уже распределило эти деньги между политическими партиями:

  • «Народному фронту» – 113 млн 753,5 тыс. грн
  • «Блоку Петра Порошенко» – 112 млн 103,6 тыс. грн
  • Объединению «Самопомощь» – 56 млн 394,56 тыс. грн
  • «Радикальной партии Олега Ляшко» – 38 млн 257,9 тыс. грн
  • «Оппозиционному блоку» – 48 млн 467,7 тыс. грн
  • ВО «Батькивщина» – 29 млн 182,2 тыс. грн

По последним данным, финансирование в І квартале этого года еще не предоставлено лишь «Оппозиционному блоку». «Сейчас позиция политпартии требует согласования, ведь партия не предоставила соответствующего заявления об отказе от финансирования, но и не изъявила желание получить государственное финансирование», – отмечается в сообщении НАЗК.

Каждая вторая гривна – на рекламу

Тем временем сейчас появилось очень много вопросов относительно того, как были использованы средства за 2016 год. Уже первые отчеты от партий свидетельствуют о том, что политические силы пошли самым легким и самым циничным путем – вместо развития своих ячеек они использовали деньги налогоплательщиков на саморекламу.

На этом первой погорела партия «Самопомощь», поскольку именно она первая обнародовала соответствующий отчет.

Как следует из документа, каждую вторую гривну из госбюджета «Самопомощь» потратила на рекламу. Из 42,6 млн грн на использование СМИ было направлено 22,7 млн грн. Еще 5,2 млн грн ушло на изготовление информационных материалов (видеоролики, полиграфия) для распространения в СМИ. Большую часть рекламных средств была потрачено на газету «Самопомощь» – 17,6 млн грн. Еще 5,1 млн ушло на «освещение позиции партии в других СМИ» (из них 2,7 млн грн – на телерекламу).

Окончательные выводы относительно использования средств другими политическими силами можно будет сделать после 9 февраля, когда все они должны представить свои отчеты в НАЗК. Кроме данных по «Самопомощи», пока что только в Радикальной партии Олега Ляшко публично признали, что средства, выделенные им в рамках бюджетного финансирования, были потрачены в том числе на политическую рекламу.

Однако в Комитете избирателей Украины подозревают, что этим грешили и другие партии.

«Скорее всего, в рамках государственного фиксирования тратила средства на рекламу и политическая партия «Народный Фронт», но пока подтверждения этой информации нет. Относительно Блока Петра Порошенко и партии «Батькивщина» отсутствует какя-либо информация. То есть мы отслеживаем информацию по всем политическим силам», – отмечает генеральный директор КИУ Алексей Кошель.

В то же время в КИУ отмечают, что партии формально ничего не нарушили, ведь действующий на сегодня закон не регламентирует четко, что можно, а на что нельзя тратить бюджетное финансирование. То есть проблема в несовершенном законодательстве – теоретически партии могут потратить даже 100% этих средств на телевизионные ролики или же на такие кампании, которые в период выборов воспринимаются как подкуп избирателей – скажем, подвоз избирателей к избирательным участкам и тому подобное. Поэтому здесь, скорее, можно делать вывод об уровне политической культуры и ответственности тех или иных политических сил.

«Если проанализировать состояние местных ячеек политических партий, то только 13% из них имеют открытые счета в банках. То есть почти 90% ячеек существуют лишь формально. Они не проводят какой-либо финансово-хозяйственной деятельности. И другими словами, это мертвые структуры. И поэтому партии пошли по пути наименьшего сопротивления. Проще всего, куда можно потратить средства на телевизионную рекламу. Еще одной причиной ситуации, которая сложилась с использованием бюджетных денег, можно назвать то, что партии привыкли проводить свою деятельность в формате коммерческих структур. И к большому сожалению, сейчас реклама политических партий мало чем отличается от рекламы, скажем, алкогольных напитков или услуг досуга», – отмечает Алексей Кошель.

Как можно изменить ситуацию?

Решить эту проблему предлагают с помощью изменения законодательства. Соответствующий законопроект, который должен четко урегулировать, на что партии могут использовать бюджетное финансирование, разработал Комитет избирателей совместно с группой народных депутатов.

«Мы убеждены, что эти средства должны пропорционально распределяться между центральным аппаратом и региональными структурами, чтобы усилить региональные ячейки и перестроить партии из формата «киевских клубов» в горизонтальные сети. Обязательно партии должны тратить средства на создание и деятельность своих аналитических и экспертных центров. Это то, что позволит сделать партии более сильными, улучшить качество их законодательной работы, проектов решений местных органов власти и так далее.

Также законопроектом предлагается запретить тратить эти средства на политическую рекламу. Государственное финансирование требуется для того, чтобы сделать партии независимыми от главных финансово-промышленных групп. То есть это реальная деолигархизация политических партий. И во-вторых, это средства на развитие. А использовать их на политическую рекламу – это выбрасывание денег на ветер. Это такой же нонсенс, как покраска травы в советской армии, когда меняется цвет, но не меняется сама суть», – отмечает председатель КИУ.

Соответствующий законопроект планируют внести в парламент уже на следующей неделе. Впрочем, парламентские фракции проголосуют за такое ограничение возможностей, которые дает им бюджетное финансирование, – вопрос остается открытым.

Татьяна Штыфурко,
ИА ZIK

 

Справка.

Согласно статье 172 Закона Украины «О политических партиях в Украине» (далее – Закон) ежегодный объем государственного финансирования уставной деятельности политических партий составляет:

(1218 х 0,02) х 16 052 228 = 391 032 200 грн, где:

• 1218 грн – минимальная заработная плата, установленная на 1 января 2015 года Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2015 год»;

• 0,02 – коэффициент, определенный в Законе;

• 16052228 – общее количество избирателей, которые приняли участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-25 23:10 :15