Новости » Львов

10 млн кредита на э-билет: в итоге не будут ли львовяне ходить домой пешком?

После нескольких лет обещаний и напрасных попыток во Львове взялись за реализацию проекта по внедрению электронного билета. Однако городской совет решил пойти «против течения» – сначала возьмет кредит, а потом решит, сколько и на что тратить. Городские избранники рассказывают о пользе, которую принесет внедрение электронного билета. Однако оборудование будут ставить на те же неисправные и старые маршрутки, которые сейчас курсируют по улицам города. Также во всеуслышание никто не заявляет, что транспортную схему под э-билет придется снова менять.

Корреспондент ИА ZIK обратилась за разъяснением к руководителю отдела по внедрению электронного билета «Львовавтодора» Сергею Журбенко, члену бюджетной комиссии львовского ГОРСОВЕТА Юрию Кужелюку, который также входит в рабочую группу по внедрению электронного билета, члену комиссии инженерного хозяйства, транспорта, связи и жилищной политики львовского ГОРСОВЕТА Андрею Карбовныку и к кандидату технических наук, доценту кафедры Систем автоматизированного проектирования НУ «Львовская политехника» Виталию Мазуру.

Э-билет во Львове ждут с 2012 года

Об э-билете заговорили еще в 2011-2012 гг, когда перекроили транспортную схему города и создали совсем другие маршруты. Тогда людей успокаивали: «Коллапса с перевозками не будет. Мы введем электронный билет. В разные уголки города можно будет добраться без проблем».

Как писала ИА ZIK в 2012 году, билетов компания-консультант по вопросам транспорта Louis Berger, которая работала над изменениями транспортной сети во Львове, сначала планировала внедрение системы электронной продажи билетов для «Львовэлектротранса», а потом постепенно для других перевозчиков. Учитывая временные ограничения и сложности, связанные с обращением частных операторов, систему обещали развернуть в две фазы: первая – «Львовэлектротранс» и АТП №1, вторая – частные автобусы. Первая фаза введения электронного билета должна была быть завершена в августе 2012 года. Для этого тогда нашли иностранного инвестора – латвийскую компанию «Ригас-Карте». Однако нужно было создать совместное с инвестором предприятие «Леокард», но оно так и не появилось.

...И все пошло не так. В июле 2012 года ЛГС отменила трансферные билеты. Через год были попытки восстановления рабочей группы по реализации э-билета, которые не увенчалось успехом. Следовательно, электронный билет стал пустым обещанием, которым из года в год кормят людей. Львов превратился в транспортный ад – заполненные машинами улицы, переполненные в запущенном состоянии маршрутки и трамваи, которые курсируют не по графику. Людям становится все труднее добираться на работу. А теперь еще и пригородные маршрутки выгоняют на окраину города и создают новые автостанции, которые совершенно не приспособлены обслуживать такое количество пассажиров.

Еще не известно, на что пойдут 10 млн евро кредита

Вот теперь, в конце 2016 года, Львовский городской совет снова взялся за электронный билет, но начал не с расчетов, как это логически должно было бы быть, а с получения кредита. Мэрия просит у ЕБРР совсем немало – 10 млн евро на разработку программного обеспечения и оборудования. Однако никто не думает о том, что устройства будут устанавливать на машины, которые разваливаются.

По словам члена бюджетной комиссии львовского ГОРСОВЕТА Юрия Кужелюка, который входит в рабочую группу по внедрению электронного билета, 10 млн евро – это ориентировочная сумма, потому что никто не знает, сколько проект будет стоить в общем. Львовский городской совет решил ориентироваться на практику в разных городах мира, а не провести собственные расчеты.

«Эти деньги пойдут на несколько статей. Во-первых, на выполнение проектных работ на внедрение электронного билета. Во-вторых, на закупку оборудования на весь транспорт – частный и муниципальный. Ежедневно на рейсы выходят 750 маршруток, 70 троллейбусов, 80 трамваев. То есть, почти тысячу единиц общественного транспорта. Для них нужно закупить сами устройства, на трамвае по несколько, плюс запас. Также деньги пойдут на разработку программного обеспечения, централизованный пункт, кторый должен обрабатывать всю информацию и всевозможные консультационные работы Европейского банка», – сообщил депутат.

Он отметил, что этот проект реализуют под надзором Европейского банка, поэтому консультанты оттуда.

«То есть, проект технического задания разрабатывает рабочая группа по предложениям Львовавтодора и экспертов Европейского банка. Эту сумму определили примерно, учитывая практику разных городов. Например, в Будапеште, Варшаве. Почему? Потому что оборудование у нас такого не выпускают, его где-то будем закупать, а цена везде одинаковая и в валюте. Программное обеспечение также дорого стоит, несмотря на то, сделают его наши ІТ-шники или зарубежные», – пояснил Кужелюк.

Руководитель отдела внедрения электронного билета «Львовавтодора» Сергей Журбенко уточнил, ЕБРР выделил своих экспертов, которые провели оценку транспортной отрасли, возможности внедрения э-билета.

«На основе этого они подготовили базовые предложения по билету. Это достаточно объемное дело. Эксперты недавно подготовили отчет на 200 страниц, где полностью прописаны все возможные риски и как реализовать э-билет. Также мы имеем технико-экономическое обоснование от банка, которое показывает, что через три года после начала внедрения поступления для оператора электронного билета – Львовавтодору – будут на таком уровне, что он сможет самостоятельно погашать долг перед ЕБРР», – заявил чиновник.

Он добавил, что ЛГС имеет техническое задание, которое ляжет в основу технического задания, которое будет выставлено на тендер.

«Там изложены основные базовые принципы, на которых будет основываться будущий проект электронного билета. Кроме того, у нас было свое видение относительно технического задания, разработанного в 2015 году. Оно почти актуально. Там нужно изменить только некоторые детали, – уточнил чиновник. – На основании старого задания и технико-экономического отчета мы подготовили базовые принципы, на которых будет построен проект электронного билета. Работа с ЕБРР построена так, что мы даем тезисы, которые хотим видеть, а консультанты помогают написать детальное техническое задание».

По словам Юрия Кужелюка, сумма пока не установлена из-за того, что во Львове транспортная сфера является наиболее закрытой и коррумпированной: «Никто не знает, сколько человек ездит, какой оборот. Его оценивают в 1 млрд грн в год, но нет никакой статистики.

10 млн евро – это ориентировочная сумма. Это не значит, что она такой и будет. Сначала утвердят техническое задание, затем объявят международный тендер, потому что действуют законы Европейского банка. Тогда будет понятна окончательная сумма».

Однако член комиссии инженерного хозяйства, транспорта, связи и жилищной политики ЛГС Андрей Карбовнык убежден, что 30% кредита так или иначе украдут. А остальное, возможно, пойдет на внедрение электронного билета.

«Сейчас работает специальная комиссия. До конца еще не определены все критерии, по которым будет вводиться этот электронный билет. Рассматривается система. Я считаю, что для начала нужно было посчитать и сделать экономическое обоснование введения системы электронного билета, потому что пока такого не сделано. Откуда взялась сумма в 10 млн грн, трудно сказать. Очевидно, что берут столько, сколько можно взять. Это, наверное, какой-то лимит», – заявил Карбовнык.

Юрий Кужелюк заверил, что все идеи, высказанные некоторыми «специалистами», что э-билет можно бы было ввести быстро и за свой счет – это абсолютная чушь.

«Такой сложной системы в Львове не разрабатывали», – подчеркнул он.

«Об электронном билете только говорили, как правило дилетанты, которые не понимали, как он должен функционировать, что для этого нужно сделать. Я горжусь тем, что я вместе с депутатом Карбовныком провалил ту идею внедрения э-билета с помощью совместного  Рижского предприятия, потому что она была немного аферной. Сейчас эта идея достаточно реальна, потому что опирается на опыт многих городов.

Новое оборудование на старые маршрутки

Кредит в ЕБРР примут только на введение системы электронного билета.

«За эти деньги не будут ремонтировать маршрутки. Кредит только на введение этой системы. Электронный билет – это все равно, что вешать люстру в конюшне. Сначала нужно привести в порядок все маршрутки, графики, сами маршруты. А потом вводить электронный билет. У нас почему-то решили пойти с противоположного конца», – заявил депутат А. Карбовнык.

В то же время его коллега Ю. Кужелюк сообщил, что оборудование будут ставить на все маршрутки – и новые, и старые: «Или на все, или ни на одну. Нельзя, чтобы одни ездили так, другие – эдак. Мы должны ликвидировать наличный оборот. Где вам дают или чек, или квитанцию, или еще что-то. А в маршрутке взяли деньги и не дали ничего. Суммарно миллиард («черного нала», – ред.) – это очень много. Это весь бюджет развития города на год».

Он отметил, что Львов планирует понемногу закупать автобусы на свое АТП-1. Это в первую очередь делают для того, чтобы иметь муниципальный транспорт. В этом контексте Юрий Кужелюк вспомнил о визите во Львов делегации из Кракова: «Мы спрашивали о транспорте. У них 80%муниципальные автобусы, только 20%частные. Они контролируют транспортною схему. Частные маршруты ведут себя вежливо, потому что есть контроль. Понемногу, конечно, частники должны менять маршрутки. Конечно, это уже вопрос не к городу, а к государству, потому что сейчас взять кредит, чтобы купить маршрутку, очень сложно. Перевозчики мотивируют тем, что нужно повысить цены на билеты. А благодаря электронному билету мы будем знать, сколько стоит поездка одного пассажира, а точнее один рейс. Сейчас у нас полный хаос».

А. Карбовнык добавил, что система, которую предлагают для реализации сейчас, гораздо более прогрессивная, чем то, что предлагали в предыдущую каденцию – 2012-2013 гг.: «Тогда Садовый решил просто отдать одному из своих бизнес-партнеров всю систему перевозки, которая на то время оценивалась в 300 млн грн в год. Сейчас это примерно 800 млн грн. Тогда все должно было быть в одних руках и при желании можно было заблокировать любому перевозчику поступления средств. Соответственно, он бы остановился. Таким образом Садовый мог иметь серьезное влияние на бизнесменов, которые занимаются перевозками в городе. Но сейчас все прозрачнее и лучше продумано».

Транспортную схему все-таки менять под э-билет

Кандидат технических наук, доцент кафедры Систем автоматизированного проектирования НУ «Львовская политехника» Виталий Мазур убежден, что под электронный билет во Львове снова придется менять транспортную схему.

«Вообще будут все менять. Возможно, даже, и новую транспортную схему, новые взаимоотношения с перевозчиками и городской властью вводить. Это уже будет не так, как сейчас. Ясно, что по действующей схеме и правилам этот электронный билет не будет работать, потому что это гораздо более масштабная задача, чем кажется», – заявил Виталий Мазур.

Руководитель отдела внедрения электронного билета Сергей Журбенко подтвердил, что транспортная сеть будет другой.

«Существующая транспортная сеть не адаптирована под бесплатные пересадки пассажиров, которые будут внедрены с э-билетом. Поэтому мы просчитали, что будет, если пересадки станут бесплатными. Эти расчеты показали, что на отдельных маршрутках пассажиропоток упадет от 30 до 50%. То есть маршруты станут почти пустыми. Поэтому сеть нужно будет пересматривать», – заявил чиновник и заверил, что это будет происходить через несколько месяцев после внедрения электронного билета.

«Мы будем наблюдать за пассажиропотоками, получим реальную цифру и будем делать анализ. А после трех-четырех месяцев будет формироваться новая сеть. Это довольно длительный процесс. Одновременно не будет такого резкого потрясения. Также мы не планируем кардинальных изменений. Возможно, некоторые маршруты – три-четыре – будут исключены, а некоторые изменены», – заявил Сергей Журбенко.

Обещания: э-билет подарит комфорт и качество перевозок

Член рабочей группы по внедрению электронного билета депутат Юрий Кужелюк убеждает, что э-билет поможет разгрузить город, урегулирует перевозки, людям не придется дважды платить, чтобы добраться до нужного места.

«Основная идея электронного билета – это оторвать водителя от билетов, легализовать всю наличность, ведь это «черный нал», – заявил Юрий Кужелюк. – Представьте толькообращается около миллиарда гривен, с которых не платят налоги. Основная идея – оплата не за количество перевезенных пассажиров, а за количество сделанных рейсов. Если водитель не сделал круг, ему за него не платят. Когда будет э-билет, шофер будет только сидеть, крутить руль и придерживаться правил дорожного движения. Деньги ему будут платить по-белому и за сделанные рейсы».

По словам депутата, это приведет к тому, что водитель будет ездить от самого начала маршрута до конца, потому что сейчас все выглядит совсем не так: «Он собрал соответствующее количество денег и решил, что достаточно. То, что надо, шефу отдал, себе отложил, и вечером съехал с маршрута. Поэтому мы имеем постоянное невыполнение вечерних маршрутов, днем водители тоже съезжают. А будет так – не выполнил рейс минус оплата плюс штраф».

Ю. Кужелюк добавил, вторая основная идея внедрения электронного билета – это трансфер.

«То есть, в пределах 30-40 минут (время еще оговаривают) вы имеете право, купив билет, пересесть с одного транспорта на другой. Сейчас как? Человек добирается с пересадками, и платит раз четыре гривны и еще в трамвае дает две. А так, если он завалидировал билет, в течение определенного времени доехать до точки пересадки и пересесть на другой транспорт», – пояснил депутат.

«Эти две вещи должны кардинально изменить движение транспорта, его урегулирование и таким образом уменьшение количества маршрутов и маршруток, которые загромождают Львов, а также уменьшить количество субподрядчиков, которые там ездят-не ездят. Имея возможность пересадки, пассажир не будет апеллировать, чтобы маршрутка ехала через весь Львов, – заявил Кужелюк. – Идея такая: вы с картой, которую пополняете, как мобильный, зашли в транспорт, завалидировали ее, с нее сняли определенную сумму. Пришел контроллер, с помощью специального оборудования посмотрел, что вы это сделали. И все».

«Пассажир сам будет выбирать свой тариф: или одноразовая поездка или на месяц, или на год. Также для туристов мы планируем выпускать туристическую карточку, на которой будет объединено пользование транспортом и иные туристические услуги – скидки для музеев, экскурсии. Остается возможность купить разовый билет у водителя, но это будет значительно дороже. Кроме того, будет еще один способ оплаты – бесконтактная банковская карта», – уточнил руководитель отдела внедрения э-билета Сергей Журбенко.

Он добавил, что установят валидаторы на поручнях возле дверей. Дотянуться до них можно будет, даже в забитых маршрутках.

«Почему сейчас маршрутки переполнены? Транспортная услуга – это бизнес и каждый предприниматель смотрит на то, чтобы минимизировать свои расходы и увеличить доходы. Поэтому на маршрутах меньше машин. Если они все выйдут на маршруты и будут ездить по графику, чего мы и добиваемся с внедрением э-билета, то не будет такой загрузки транспорта», – добавил чиновник.

По словам Ю. Кужелюка, э-билет решит и вопрос льготников: «Мы не знаем, сколько ездит льготников, какой оборот и какие необходимые компенсации льготным категориям. В результате компенсация ляжет на плечи местного бюджета, но идея в том, что и льготник имеет карточку, но ездит бесплатно. Благодаря этому мы будем знать, сколько проехало льготников и какую компенсацию нужно заплатить перевозчику».

В то же время депутат Андрей Карбовнык убежден, внедрение электронного билета не улучшит качество перевозок во Львове.

«Возможно, он выведет из тени средства, которые крутятся в этом бизнесе. Мы так же должны понимать, если сейчас ходит неучтенная наличность и, соответственно, ремонты проводятся также за наличные. Если мы выведем это из тени, то себестоимость перевозки подорожает. Каждый перевозчик будет иметь данные, сколько льготников он перевез. Сейчас компенсируют за перевозку определенных категорий по остаточному принципу – деньги поделили между перевозчиками и все. Если мы введём электронный билет, каждый перевозчик будет четко знать, сколько льготников и требовать эти деньги, очевидно, через суды. Любой суд, конечно, с такими доказательствами встанет на сторону перевозчика», – заявил депутат.

По его словам, неизвестно, откуда горсовет будет компенсировать эти средства.

«Для того, чтобы вводить электронный билет, нужно внести изменения в действующее законодательство Украины. Мы написали обращение к Кабинету министров, но изменения не внесены. В данный момент нет законодательной базы, чтобы ввести электронный билет», – заявил он.

Следовательно, кредит Львовским городским советон уже согласовал, а работы еще на год.

Надежда Сапига,
ИА ZIK


Реклама

Каждый человек ищет место там, где ему хорошо. Народная мудрость. По этому поводу Евгений Черняк выступил на IT-forum, где рассказывал о возможности стать успешным. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте http://zabor.zp.ua.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...