Виктор Медведчук: В условиях тяжелого кризиса в Украине МВФ делает все, чтобы у нас стало еще хуже

Виктор Медведчук
Виктор Медведчук

Председатель политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь", народный депутат Украины 

 

Глава политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктор Медведчук 112.ua

В связи с тем, что сейчас происходит в стране с точки зрения эпидемии, я хотел бы вас спросить, во-первых, как вы считаете, справляется ли власть со своими задачами в этой ситуации, а во-вторых, в контексте сегодняшнего заявления посольства США и британского посольства, что НСЗУ должна иметь полную независимость. Для зрителей напомню, что эта организация непосредственно руководит миллиардами средств, которые направляются на те или иные учреждения здравоохранения. Как вы считаете, как должна была власть ответить на это обращение?

Вы знаете, я хочу сказать, во-первых, ответить на ваш первый вопрос относительно того, насколько власть справляется с тем, что происходит сейчас. Речь идет о борьбе с коронавирусом, с тем явлением, с которым борется сегодня фактически весь мир. Неудовлетворительно она справляется.

А насчет того заявления, на которое вы сейчас ссылаетесь, и о том, что считают в США в очередной раз, то я хочу сказать, что это не что иное, как вмешательство во внутренние дела Украины. Но США, их представители, привыкли уже к той ситуации, когда Украина находится в лоне внешнего управления, которое введено США еще в далеком 2014 году, и продолжают эту политику давления, политику, направленную на издевательство над национальными интересами, а фактически – это своего рода давление на суверенитет и независимость страны, и представляет собой внешнее управление.

Поэтому подобные заявления, кто должен быть самостоятельным, а кто нет, – это дело отечественной сферы, это дело нашей власти, это дело нашего действующего законодательства. Потому что, с одной стороны, МВФ требует для того, чтобы получить очередные транши сейчас и решить вопрос насчет кредита в 5 млрд долл., и после того, как будет выделена первая сумма – 1,8 млрд, МВФ говорит, что есть дополнительные условия, которые надо рассмотреть в процессе реализации всего транша объемом 5 млрд. И одним из требований является сделать так, что наблюдательный совет НАК "Нафтогаза" должен быть полностью независим от правительства.

Смотрите – там независимый от правительства, здесь независимые от власти, должен быть самостоятельным, тогда возникает вопрос: а зачем вообще власть, если есть посольство США? Если за океаном есть центр, который руководит сегодня нашим государством? В первую очередь управляет властью, а власть поддается на подобные неправомерные, я бы сказал, преступные действия со стороны вмешательства другого государства, в данном случае – США. Поэтому меня это возмущает как гражданина Украины, и я думаю, что власть должна, если конкретно отвечать на ваш вопрос, сделать ноту относительно вмешательства США, в данном случае – посольства, во внутренние дела Украины.

В это трудно поверить, что такая нота…

Но это должно быть, согласно дипломатическим нормам и дипломатическому этикету. Потому что это прямое, причем оно циничное, вмешательство в деятельность, сегодня, одного из исполнительных органов государственной власти. 

Исходя из ситуации карантина в Украине, были такие опасения, что власть в связи с карантином не захочет проводить местные выборы и будет каким-то таким образом их избегать, а было заявление действительно о том, что они состоятся при любых обстоятельствах, но в каком формате. Как вы считаете, некоторые предполагают, что у провластного большинства и у президента на местах нет такой поддержки, как на общегосударственном уровне, что это означает и каким образом они будут действовать дальше, и будут ли они применять админресурс, как это делали предшественники.

Во-первых, я вам могу сказать, что, безусловно, сегодняшняя власть, команда Зеленского и его представители на местах, в данном случае это и руководители областных и районных государственных администраций, безусловно будут использовать админресурс. И об этом я говорю не потому, что так всегда власть поступала, а я говорю потому, что сейчас уже поданы и зарегистрированы в Верховной Раде изменения избирательного законодательства, в том числе и в части деятельности отдельных органов государственной власти, в частности относительно расширения полномочий Центральной избирательной комиссии. А все это представляет сегодня такую сферу, за которой просто видно невооруженным взглядом, что речь идет о создании основ для применения административного ресурса. Мы рассмотрели эти изменения в Избирательный кодекс, которые будут рассматриваться на ближайшей неделе или в ближайшие недели, потому что выборы уже не за горами, и сегодня есть фракция "Слуга народа", подавшая эти изменения. Она использует именно тот механизм, который бы им помог в этом избирательном процессе.

Потому что это не только расширение полномочий Центральной избирательной комиссии в плане формирования местных избирательных комиссий, и окружных, и участковых, но это и отдельные права, которые, как мы усматриваем, могут быть рассмотрены именно как необходимость и основания для использования админресурса. И была рабочая группа, которая была из представителей всех фракций, относительно того, какие изменения надо внести в Избирательный кодекс и в контексте выборов президента, и парламента, и особенно местных. Потому что местные сейчас ко времени, через несколько месяцев начнется избирательная кампания.

И вот я вам могу сказать, что почти все наши предложения, фракции "Оппозиционной платформы – За жизнь", они не были учтены. Потому что наши предложения, предложения со стороны оппозиционной политической силы, и мы хотим, чтобы этот процесс был демократическим, чтобы он был прозрачным, чтобы все стороны имели равные права. И если эти права где-то ущемляются, то это уже нарушение норм демократии. Потому что, например, я такой пример, который может быть обобщающим в данном контексте. Избирательный процесс регулируется, и порядок, и проведение выборов, исключительно законом. И этот закон есть, он называется Избирательный кодекс. И когда сейчас отдельные полномочия, которые были предусмотрены законом и которые урегулированы законом, переносятся на рассмотрение и на решение Центральной избирательной комиссии, то идет ограничение за счет того, что не весь порядок и не весь избирательный процесс будет урегулирован законом. А он еще будет дополнительно регулироваться решениями Центральной избирательной комиссии. И вот подобное вмешательство, которое возможно со стороны Центральной избирательной комиссии, если эти нормы будут приняты и будет подписан этот закон относительно изменений в избирательный процесс, они приведут, на наш взгляд, к сужению законодательного урегулирования избирательного процесса, и это может создать условия для применения административного ресурса.

И, возвращаясь к вашему вопросу, я могу сказать: да, действительно, на сегодняшний день партия "Слуга народа" – это юная партия, даже не молодая. И то, что они победили на парламентских выборах, – это заслуга не партии, а господина Зеленского, который победил с большим преимуществом на президентских выборах, и люди, которые поддержали его, поддержали его партию. Что является в некоторой степени закономерным результатом и конечной точкой того процесса, который начался еще во время президентской кампании. Для того, чтобы создать партийную организацию, это не так просто. Я знаю, что такое партийное строительство. Я хочу сказать, что для этого надо годы. Несмотря на то, что команда Зеленского при власти и она сформировала всю власть, начиная от самого высокого поста, заканчивая парламентом и правительством, все равно создать местные партийные организации, которые могли бы на равных соревноваться во время избирательной кампании по выборам местных органов власти и органов самоуправления, очень сложно. Но именно в этом они понимают, что могут использовать административный ресурс. Я уже говорил – это руководители областей и районов, которые назначаются Киевом, назначаются по представлению правительства, президента Украины, и расчет делается на это. Именно поэтому в связи с тем расчетом и вносятся изменения в Избирательный кодекс.

Неоднократно представители монопартийного большинства заявляли о том, что они надеются на то, что местные выборы на неподконтрольных территориях пройдут вместе с местными выборами по всей территории Украины. Как вы думаете, это просто слова и надежда или все же реальность?

Вы знаете, это слова, которые, во-первых, не соответствуют действительности, а во-вторых, относительно этого вопрос на нормативном уровне решен, например, в "формуле Штайнмайера", которую поддержала Украина в лице господина Кучмы, который представляет Зеленского в Минске, еще 1 октября 2019 года. И согласно "формуле Штайнмайера", а также согласно с Минскими соглашениями, которые утверждены Резолюцией Совета безопасности ООН, предусмотрено, что выборы на неконтролируемых на сегодняшний день территориях Украины, то есть на Донбассе, проходят в соответствии со специальным законом о выборах. И этот специальный закон о выборах должна принять ВРУ, а до того, как она его примет, его нужно непосредственно согласовать с представителями Донецка и Луганска, найти тот общий знаменатель и вынести в ВРУ, принять и потом проводить выборы. Когда говорят, что это возможно было сделать во время избирательной кампании в местные органы осенью, то я в начале года, в конце прошлого года говорил – да, действительно, это можно сделать, но для этого надо работать. Для этого надо разрабатывать и согласовывать нормы этого специального избирательного закона. Более того, надо решать другие вопросы, предусмотренные Минскими соглашениями. Надо идти по пути мира, по пути мирного урегулирования. 

Но власть во главе с Зеленским ни одного шага на пути к миру, к мирному урегулированию за все это время, а это уже больше года, ничего не сделала. Поэтому, когда вы задаете вопрос, насколько это реально, я говорю: сегодня это уже нереально, потому что у нас заканчивается май, а выборы, избирательная кампания начнется в конце лета. Поэтому уже поздно говорить, что это может произойти. И власть тоже это понимает и последние месяцы молчит относительно того, о чем она говорила и так пиаровски обсуждала и дискутировала на эту тему, что мы проведем выборы по всей стране, в том числе и на неконтролируемом Донбассе.

Действительно, президент Зеленский подписал коммюнике, в котором указано, что Минские договоренности являются ключевыми в этом смысле…

Тем более – я извиняюсь, я добавлю, – парижское коммюнике 9 декабря 2019 года, которое подписал господин Зеленский, это уже не при Порошенко, а при Зеленском, там написано, что все признают Минские соглашения сентября 2014 года и февраля 2015 года, и будут все делать для их полной имплементации. Это тоже записано в том коммюнике. Поэтому как ни крути, а мир может наступить в соответствии с реализацией – полной реализацией указанных в парижском коммюнике Минских соглашений. 

И в то же время Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий взялось за создание стратегии экономического восстановления Донбасса. Глава министерства и вице-премьер уже неоднократно заявлял о том, что не будет изменений в Конституцию, которые предусмотрены в Минских соглашениях, что никакого особого статуса не будет, и в то же время какая-то стратегия экономического восстановления Донбасса. Не спешат ли они? Насколько здесь логично или это просто очередная программа от правительства, которых мы уже много слышали, мы не видим ее реализации.

Во-первых, это такие абсурдные вещи. Вы сами сейчас задаете вопрос и перечисляете: вот есть Минские соглашения, есть парижское коммюнике, а есть действия власти или провозглашение о том, что эти действия будут. Ну, этих действий не будет. Это продолжение политики сообщить людям, что мы работаем, более того, мы идем этим путем к миру. Но потом, когда пройдет время, то будут какие-то новые обстоятельства. И эти обстоятельства тоже будут обсуждаться.  

Ну как можно сегодня говорить или утверждать, что особого статуса в Конституции не будет. Вы не признаете Минские соглашения. Скажите, пожалуйста, а что тогда делал господин Зеленский как президент Украины на встрече "нормандского формата", которой он так добивался? После прихода к власти он с мая 2019-го года все время подчеркивал на встречах и с руководителем Германии, и Франции, и в телефонных разговорах с президентом Российской Федерации, что необходимо, крайне необходимо проводить встречу в "нормандском формате". Ее провели. Хотя, если вы вспомните дискуссии на эту тему руководителей государств "нормандского формата", то отмечалось, что, извините, но последняя очная встреча была в октябре 2016 года. И то, что там было решено, ничего не сделали.

А там именно была предложена тогда "формула Штайнмайера", которую накануне этой встречи, уже в Париже, президент Зеленский дал указание представителю – господину Кучме, и он подписал эту формулу 1 октября 2019 года. Но не было имплементации. Более того, и после декабрьского коммюнике встречи в Париже никто ничего не сделал для имплементации этой формулы. Потому что наша фракция предложила изменения в закон об особенностях местного самоуправления на территории Донецка и Луганска. Именно то, что называется и имеет название особого статуса.

И мы говорили: давайте пока в закон внесем "формулу Штайнмайера", с чем вы согласились как с условием проведения формата четырех стран, руководителей четырех стран. Но на это власть не пошла в декабре, когда рассматривали, они только изменили дату 31 декабря 2019 года на 31 декабря 2020-го. Продлили на год этот закон.

Когда сегодня вице-премьер и власть непосредственно, и другие представители, даже нет нужды перечислять, заявляют о том, что особого статуса не будет, то с этой стороны отвечайте: ну тогда и не будет реализации Минских соглашений. Какая альтернатива Минским соглашениям?

У господина Зеленского, как он заявил на пресс-конференции, есть план "B" и "C", но он не хочет идти этим путем этих новых планов. А я вам хочу сказать, я не знаю содержания нет плана "B", ни плана "C", более того, я уверен, что содержания этих планов и не надо знать. Потому что другой вариант, альтернативный вариант Минским соглашениям, это будет потеря для Украины Донбасса. Потеря для Украины Донбасса! Я говорю с позиции того, что я знаю ситуацию, я знаю что и представители Донецка и Луганска, и Российской Федерации будут твердо стоять на позиции полной имплементации Минских соглашений. Выполнение Минских соглашений – это было подписано коммюнике, такая позиция остается сегодня.

Вот Зеленский говорил на пресс-конференции, что еще несколько месяцев – и там посмотрим, план В, план С, а в конечном итоге через несколько месяцев мы можем увидеть официальное заявление, что мы выходим из Минского процесса, собственно, от президента Зеленского? Как считаете? Или это будет постоянно демонстрация – мы выполняем…

Перетягивание такого одеяла, натягивание на себя. Вы видите, но он там в другом месте, в другом месте на той же пресс-конференции господин Зеленский заявил – но мы будем придерживаться Минских соглашений, а почему? И дальше идет такая очень умная вещь, в кавычках – потому что к этим соглашениям привязаны санкции по отношению… Все. А я вспоминаю, что во время избирательной кампании президентской и господин Зеленский, и его представители, которые его представляли как члены команды, они неоднократно акцентировали внимание на этом. Они говорили – Минские соглашения, да, они несовершенны, мы будем их менять, но надо их придерживаться, потому что к ним привязаны санкции. Если для Украины важны только санкции по отношению к России, так, то, во-первых, это бессмысленная вещь, безосновательная и бессодержательная, как по мне. Опять же, я исхожу из того, что я знаю ситуацию, и вопросами мирного урегулирования я занимаюсь несколько лет, а если быть точным, то с 2014 года. И поэтому я владею ситуацией, которая была тогда, которая складывалась на протяжении этих всех лет и которая есть в данном времени. И поэтому подобные заявления – они не просто расслабляют, они означают о том, что у власти нет другого варианта, ни В, ни С, потому что есть один вариант, и этот вариант имеет название – потеря Донбасса. А потеря Донбасса – за это надо будет нести ответственность. За это надо будет нести ответственность, и ответственность должна нести власть, которая пойдет на этот шаг.

Потому что всегда обвиняют в чем – были Минские соглашения, возможно было достигнуть мира, прекратить боевые действия, мирное урегулирование. Более того, эти мирные соглашения ни в коей мере не противоречат действующему в Украине законодательству. Согласились на изменения в Конституцию относительно особого статуса, до амнистии, до специального закона о выборах, закона, который мог бы урегулировать эту ситуацию. Почему же вы этого не делали? Почему же вы этого не делали? Власть это сделала, подписала в 2014-м, 2015-м, сейчас в 2019-м году, и поэтому будут претензии к той власти, которая это не сделала. Сегодня это власть Зеленского. И Зеленский должен понимать: альтернатива – потеря Донбасса и ответственность и его, и его команды. 

Я у "слуг народа" всегда спрашиваю, почему нет законодательных инициатив в политической части Минского процесса. Всегда идет ответ: пока не перестанут стрелять, мы ничего не будем делать. Как вам такая логика?

Вы знаете, абсолютно верная логика, что надо перестать стрелять. Надо перестать стрелять, я согласен. Стреляют с обеих сторон. Вы когда спрашиваете "слуг народа", вы скажите – а кто должен перестать стрелять? Должны перестать стрелять в Донецке и Луганске? Да, абсолютно верная позиция. Надо перестать стрелять. Но Вооруженным силам Украины тоже надо перестать стрелять. Потому что, если мы берем информацию, которая является доступной в открытых источниках сайтов, и соответствующую информацию ОБСЕ, особенно речь идет о Специализированной мониторинговой миссии ОБСЕ, то мы видим, что нарушения есть с двух сторон постоянно все это время. Одна сторона нарушает в большей части, в тот или иной отрезок времени, другая сторона – в меньшей части. Я вам приведу пример относительно того, что стрелять, и опять же, можно ссылаться на высказывания по этому вопросу господина Зеленского на пресс-конференции 20 мая. Он сказал, что мы не стреляем – мы отвечаем боевикам. Но это не соответствует действительности. К сожалению, это не соответствует действительности.

Потому что если взять эту неделю, на которой он это говорил, неделю с 15 по 21 мая, то мы видим картину, что за это время, а есть режим видеонаблюдения камерами СММ ОБСЕ, который проводится на отдельных участках этой линии столкновения, так вот на этой линии можно отследить, кто начинает стрелять, то есть инициатива с какой стороны исходит, и время, то есть кто первый выстрелил и кто в ответ. Так если анализировать наподобие этого контекста по информации ОБСЕ, то мы увидим, что с 15 по 21 мая 31 раз инициатором открытия огня была украинская сторона и 17 раз представители незаконных вооруженных формирований Донецка и Луганска. Так как относиться к словам Зеленского? Как относиться к ответу, который вам дают представители "слуг народа"? Вот вы их и спросите, возьмите информацию на время, когда идет интервью, ОБСЕ и скажите: вот смотрите, есть такие нарушения. Например, я знаю, что в феврале-марте большинство инициатив исходило с этой стороны – Донецка и Луганска. И все это идет поочередно. И поэтому когда мы говорим, что надо перестать стрелять, то надо перестать стрелять с обеих сторон. Между прочим, возвращаясь к коммюнике, о котором мы с вами говорили, там записано: прекратить обстрелы и установить режим постоянной тишины до конца года. То есть до конца декабря 2019-го года. Это сделали? Не сделали. Кто виноват? Обе стороны.

И поэтому, когда мы говорим, что надо перестать стрелять, и мы верно об этом говорим, то надо действительно перестать стрелять. Но сделать так, чтобы не стреляли с той стороны и с этой стороны. Тогда это может привести к ускорению вопросов мирного урегулирования.

Еще об ответственности власти вас хотел спросить в экономическом контексте. Премьер Шмыгаль обещал дополнительные рабочие места, 150 тысяч, на вопрос вашего…

Подождите, 500 тыс. Он начинал с 500, это потом уже было 150…

500 тысяч у нас сейчас безработных, вот такая сейчас цифра, она уже превысила полмиллиона, это официальные безработные, мы не знаем, насколько это…

Но ведь это только официальная статистика, она реалиям не соответствует.

Я об этом и говорю – насколько сложна ситуация. Как вы думаете, сколько еще продержится правительство Шмыгаля? Повторит ли он такую скорую судьбу своего предшественника?

Вы знаете, как по мне или с точки зрения нашей партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" и нашей фракции, мы считаем, что правительство крайне непрофессионально и не отвечает тем задачам, которые поставлены сегодня перед правительством и в ситуации экономического кризиса вообще и в частности в условиях карантина и борьбы с коронавирусом. То есть все, что делает правительство, не соответствует тем реалиям, которые могли бы вывести страну из экономического кризиса, первое, справиться с тем негативом, который несет и который мы уже чувствуем от карантина и от коронавируса как заболевания, с которым борется фактически весь мир, мы уже об этом говорили.

И дело в том, что вопрос заключается, сколько терпения будет в достатке для господина Зеленского, для фракции "Слуга народа" и сколько они будут наблюдать за тем, что, кроме обещаний, никаких движений нет. Потому что мы сейчас слышим от господина Зеленского, что мы сейчас пойдем по созданию инвестиционного климата и 7 млрд мы привлечем за 18 месяцев. Это говорил, в том числе, и премьер Шмыгаль. 7 млрд долл. Ну каким образом? Извините, но в 2019 году привлекли прямых инвестиций объемом 2,5 млрд долл. Это когда-то, в далеком 2013-м, было 5-5,5, а в прошлом – только 2 с половиной. Каким образом в этом году или за 18 месяцев привлечь такой объем инвестиций? Надо что-то создавать. Говорят: нет-нет, мы сделаем. Нет, для того, чтобы инвестиции пришли в течение года или полтора, надо было условия создавать в прошлом году, закладывать фундамент законодательный для того, чтобы он измерял и определял этот инвестиционный климат. Но ничего из этого сделано не было, потому что это обещания.

Вы сейчас говорите о рабочих местах, точнее, премьер говорит, вы ссылаетесь на него в своем вопросе. 500 тысяч – это много или мало? Это очень много, это очень много. Но, если говорить о реалиях, то у него не было никакого основания утверждать о таком количестве, которое исчисляется в сотнях тысяч рабочих мест.

Потому что вы говорите о безработных. Ну, это вообще цифра такая, знаете, она пустая. 150 тысяч, увеличенное количество безработных… Это же официальная статистика. Скажите, а что делать с миллионами, которые вернулись и потеряли рабочие места в связи с тем, что коронавирус посетил, к сожалению, не только Украину, но и другие страны, где работали эти люди. И сегодня там идет сокращение рабочей силы, рабочих мест также. Неужели там будут отдавать предпочтение нашим гражданам Украины для трудоустройства в этих странах? Нет. Они потеряли эти рабочие места, страна потеряла перечисления, которые в прошлом году составляли 12 млрд долл. Уже в этом году таких перечислений в виде заработной платы, которые идут в страну, тратятся здесь и влияют на развитие экономики и повышение объема ВВП, уже не будет этого. Поэтому, действительно, надо создавать рабочие места, но правительству Шмыгаля, безусловно, нужно этим заниматься. Но еще больше ему нужно было заниматься тем, чтобы в условиях карантина сохранить рабочие места, создать условия для предпринимательской сферы, создать условия, в первую очередь, для малого и среднего бизнеса. Он сегодня фактически уничтожен именно условиями карантина и непринятием соответствующих решений со стороны исполнительной власти. Вот что самое страшное.

Поэтому, когда вы задаете вопрос, а сколько они еще будут находиться в своих кабинетах, то это вопрос риторический, потому что их нужно было отправить еще раньше. Они профессионально не подготовлены. И это является очевидным для людей, которые разбираются в том, что такое государственное управление, что является последствиями этого государственного управления в вопросах человека. Если ухудшается жизнь человека и не делается ничего для того, чтобы остановить это падение, а тем более создавать условия для его роста, то это означает, что власть не на своем месте. В данном – власть в лице премьера и его правительства не на своем месте, и они должны быть отправлены в отставку. Но когда это сделает монобольшинство и когда это сделает президент, мы не знаем. Но каждый день их пребывания, непрофессиональных людей, при власти – это только создание условий, которые ухудшают ситуацию в Украине.

Но это будет зависеть от того, что, как вы говорите, народ будет недоволен и не сможет терпеть, или это будет потому, что недоволен будет Зеленский, и он воспользуется этой же технологией, как было с правительством Гончарука, для того, чтобы снять напряжение и удержать рейтинг?

Скажите, а мы знаем, на что ориентируется господин Зеленский? Я не знаю. Вот я человек, который кое-что понимает и в вопросах государственного управления, и в вопросах экономики, права, но я не знаю, на что он ориентируется. Он же за неделю до того, как снять Гончарука, говорил, что это лучшее правительство. Вы улыбаетесь, но это же правда. Давайте объективно, с уважением к президенту Зеленскому, из уважения к власти, вот надо исходить всегда из того, что мы это уважаем, потому что это институт нашей власти, нашего государства, это институт нашей украинской власти. Вот есть, он вчера был плохой, а сегодня он стал очень плохой. А вчера был еще хороший. Но он был и тогда плохой, и сейчас плохой. И сейчас, когда вы говорите, что ничего не надо, что у Гончарука была даже была принята программа, которая давала ему неприкосновенность в течение года. И когда "слуги народа" говорят, что надо снять все, мы там предложили механизм, потому что мы люди опытные, говорим, давайте отменим программу, давайте сделаем так, что неприкосновенность правительства не будет действовать, и тогда прими решение об отправке его в отставку. Да нет, мы его убедим. Его убедили, и он ушел, все нормально, без, скажем так, выноса мусора из избы, как говорится.

А в этой ситуации сегодня нет никакой программы, нет никакой неприкосновенности. Если Зеленский верит в это правительство, то он должен понимать, что ответственен за это правительство – это не Шмыгаль, это не министр, а он лично. Потому что да, мы живем в государстве, где есть парламентско-президентская форма правления. Я автор Конституции, по которой живет сегодня Украина. И должно быть по-другому. Именно парламентская коалиция, парламентское большинство должно определять правительство, премьера и президента.

Но у нас, несмотря на то, что большинство и есть коалиция в парламенте, то в данном случае они делали это по указанию президента, они не скрывают это. Президент сказал надо, я несу ответственность, депутаты взяли под козырек и сделали это. Правильно они сделали? Ну, наверное, правильно. Потому что они доверяют тому человеку, который является сегодня президентом Украины. Но ответственность не на них. Это законодательная ответственность. Об этом никто не знает или те, кто знает, они не будут упрекать. Упрекать будут президента. Поэтому президент должен сам понять, уже имея годовой опыт пребывания на высшей должности в государстве, насколько это будет работать против него. И потому чем скорее он это поймет и осознает, тем лучше для него. Пусть решает. 

Еще хотел спросить об экономическом состоянии украинских граждан. После публикации пленок Порошенко-Байдена стало известно, каким образом велась тарифная политика в Украине при предыдущем президенте. Но сейчас мы наблюдаем, есть определенная информация, что, возможно, и при нынешнем будет, возможно, повышение тарифов, в том числе и сейчас есть инициатива отменить льготную норму тарифа на электроэнергию. Скажите, если предыдущую власть понятно кто заставлял увеличивать тарифы, то сейчас кто заставляет нынешнюю власть это делать?

Так те же самые. Те же – страна находится во внешнем управлении США, внешних международных, в том числе и финансовых организаций. Кто отстаивает сегодня возможности альтернативной энергетики? Не дешевой атомной, гидро-, а дорогой электроэнергии из альтернативных источников? Именно те, кто гарантировал вложения инвестиций в Украину, чтобы производить такую электроэнергию, – ветровая, солнечная и другая. И сегодня, защищая это, они ограничивают возможности производства атомной энергетики. А что такое атомная? Это 50-55% всей электроэнергии, которая производится в Украине. Она на втором месте по своей стоимости. Так эту электроэнергию надо ограничить в вопросе производства, а предложить более дорогую, потому что это соответствует финансовым гарантиям, финансовым интересам тех, кто находится за рубежом, и тех олигархов, которые непосредственно этим занимаются.

Поэтому повышение тарифов на электроэнергию – оно же специально и делается для того, чтобы это было возможным. Я вам скажу, что если сравнивать с 2014 годом, то электроэнергия выросла в цене на 220%. Сейчас будет рост, точно так, как будет рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в целом, имеется в виду и газ, и тепло, которое не менялось в стоимости. Вот оно повысилось в сравнении с тем же 2014 годом на 1200% и так и остается сегодня. Поэтому все это делается именно в угоду тому, что требуют из-за рубежа по отношению к нам.

А что такое требование, о котором я уже говорил, НАК "Нафтогаза" и наблюдательного совета? Это то, чтобы регулировать эти цены, потому что НАК "Нафтогаз", если он будет независим от правительства, то он зависим от наблюдательного совета. А наблюдательный совет зависим от тех его членов, которые являются все иностранцами. То есть все будет диктоваться из-за рубежа по отношению к деятельности НАК "Нафтогаза". А кто диктовал и создавал эти цены на газ, когда они росли когда-то на 1070%, а сегодня они выросли в среднем на 600%? Опять же, сравнивая с 2014 годом. То есть заложили и сейчас хваляются чем? У нас есть прибыль – да, действительно, прибыль это очень хорошо, особенно для государственной организации. Но у вас есть и тарифы, потому что это прибыль, которую вы заработали и которую вы в львиной доле потратили на премии лично руководству НАК "Нафтогаза", вы получили от граждан, которые и так еле-еле сводят концы с концами. Но вы увеличивали эти тарифы, потому что цены, все это делала не специальная комиссия, которая занимается тарифами, а именно под диктовку НАК "Нафтогаза".

И поэтому сейчас, если его выведут, если правительство пойдет на то, чтобы добавить или вернуть эти права наблюдательного совета НАК "Нафтогаза", то с тарифами тоже не будет проблем, в кавычках, для власти и для финансовых сегодня распорядителей, которые сегодня находятся за рубежом. Но будут проблемы для наших людей, для граждан, потому что эти тарифы будут расти. 

А как их (тарифы) снизить? Кстати, Зеленский на пресс-конференции сказал, что посмотрите, тарифы же снижены, на заправках цены уменьшились, ну аргумент?

Вы знаете, очень серьезный аргумент, но для тех, кто, извините, не понимают. Потому что когда говорят об изменениях цен на топливо на заправках, на дизель, на бензин, то речь идет о том, что произошло обвальное падение цен стоимости нефти на мировых рынках. А мы же, вы знаете, добываем всего полтора миллиона нефти, а всю остальную мы закупаем уже готовые нефтепродукты, и поэтому это как раз соответствует рыночным ценам. Более того, если сравнивать рыночные цены, на сколько уменьшилась стоимость на нефть и на сколько уменьшилась стоимость нефтепродуктов на заправках, то это небо и земля.

А насчет тарифов, то они действительно уменьшаются. Вы знаете, в апреле стоимость газа для населения была 4060 грн за тысячу кубов. А когда-то, в 2018-2019 году, эта стоимость была 8600 грн за тысячу кубов. Но средняя стоимость, таможенная на импортный газ, который мы закупаем, в прошлом году мы его закупили на 14 миллиардов, тогда была 339 долларов, а сегодня – почти в 3 раза упала цена на газ, который мы закупаем за рубежом. Скажите, а почему же тогда стоимость для населения уменьшилась всего в 2 раза, а не в 3? Вот если бы он объяснил это, но я думаю, что он, наверное, этого и не знает. К сожалению, наш президент.

Так и эти аргументы, они встретили ответную реакцию только потому, что, видимо, некому было сказать, что это разные вещи, но эти вещи и скорость падения цен должны быть гораздо быстрее и гораздо больше, чем то, что происходит, к сожалению, у нас в государстве.

И я еще хочу добавить, что когда стоимость на газ для населения была большая, мы говорили, как тогда сделать, чтобы стоимость газа для населения была 3800 – 4 тысячи гривен, тогда как он тогда по расценкам стоил для населения, в соответствии с решениями правительства, 8600. А сегодня мы говорим о том, что и эта цена должна быть снижена, которая есть, четыре тысячи гривен, если действовать в интересах людей. А если действовать в интересах НАК "Нафтогаза", а "Нафтогаз" будет действовать в интересах тех, кто находится за рубежом, и работать дальше по этой сфере внешнего управления, то, к сожалению, ничего хорошего, ничего хорошего, ничего положительного для наших людей, для граждан Украины не будет.

Виктор Владимирович, вы уже упоминали о новых требованиях МВФ. Власть заявляет…

Прихоти. Прихоти это называется.

До конца мая ожидается транш в 1,9 млрд долл., а потом остальные, уже согласно новой программе Stand-by, если будет выполнен ряд требований, в частности относительно изменения процедуры ВСП, вы уже приводили некоторые другие требования. Плюс изменения в таможенной и налоговой системе, новые подходы плюс остальные моменты, связанные с банковской деятельностью. Мы снова возвращаемся к этим…

Земель добавьте, там же были эти прихоти от Всемирного банка и МВФ, когда говорили – нет-нет, тот закон, что принят и подписан, – это хорошо, но надо продолжать эту работу по нормативному урегулированию хищения, извините, распродажи земли. А по сути это хищение земли.

Даже эти требования уже те, кто поддерживал предыдущие изменения, возмущаются, в частности, некоторые представители власти, потому что там на самом деле есть разные крылья. А как вы думаете, что будет дальше? Вообще, мы эти средства получим? И пойдет ли власть опять тем же путем и будет ли постоянно изменять и идти на эти прихоти? Потому что они, судя по всему, прекращать не собираются.

Вывод такой – процесс пошел. Помните, был когда-то такой руководитель в Советском Союзе. Процесс пошел, и в этом плане тоже. Я имею в виду возмущение власти некоторыми причудами, которые сегодня диктуются этой власти со стороны международных финансовых институтов. Так вот я вам хочу сказать, что если исходить и анализировать историю сотрудничества МВФ и Украины, то ни одна программа, которая была утверждена, а их было несколько, она не была выполнена до конца. То есть речь сейчас идет, если будет утверждена программа на транш Stand-by 5 млрд долл., и мы получим первый транш 1,9 млрд, то получим ли другой – мы не знаем. Как правило и как факт, этого дальше не происходит. Более того, вы знаете, если есть такие прихоти, о которых мы с вами говорили, и я не буду их перечислять снова, то вряд ли власть пойдет на такое притеснение сегодня интересов Украины и реально пойдет на то, чтобы лишний раз продемонстрировать, что она настолько и полностью зависима от этих международных финансовых институтов.

Потому что закон о земле надо менять, но вы знаете, как он принимался. И Всемирный банк сказал: нет, надо допустить нерезидентов, то есть иностранные физические и юридические лица к рынку распродажи земли. А мы его называем хищением земли. Более того, такие попытки делались даже на прошлой неделе в ВРУ, когда вносили законопроект по приватизации земель государственной собственности, а это 10,4 млн га, для того, чтобы эта земля успела участвовать в рынке земли, который будет введен с июля следующего, 2021 года. Это же… Разве это требование, или желание, или идея, которая имеет внутриполитическое или внутриэкономическое, родилась в Украине? Да нет. Это все – тот же Фонд Сороса, это МВФ, это те грантоеды, которые сегодня представлены на 80%, представляют правительство и которые представляют большинство народных депутатов от "Слуги народа". Именно они сегодня диктуют эти условия. Именно они делают эти предложения для того, чтобы это было реализовано. И Высший совет правосудия, НАК "Нафтогаз", а никто же не говорил, что этот перечень прихотей, он исчерпан. Они будут наращивать, потому что обратите внимание: в условиях, сложных во всем мире, экономика Украины находилась в кризисе, она в кризисе по результатам 2019 года, еще задолго до объявления карантина. Еще задолго до тех мер, которые власть делала в связи с борьбой с коронавирусом, что надо было делать и, может, даже в больших объемах, чем она делала. Но уже до этого был экономический кризис.

И вы видите, это циничное отношение МВФ к Украине, к ее интересам и главное – к кризисной экономической ситуации. Вместо того, чтобы пойти навстречу, реструктуризировать долги, снизить нагрузку на доходную часть бюджета, которая и так не может существовать без заимствований внутренних и внешних, они требуют все, что они хотели.

Обратите внимание, чем занималась ВРУ в условиях карантина, когда собирались в одном помещении 350-380 народных депутатов на так называемые внеочередные пленарные заседания. Мы принимали закон о земле, мы принимали закон о банковской деятельности. Все это сопровождалось присутствием и участием непосредственно президента Украины Зеленского. Он уже не доверяет до конца своей фракции и приехал, чтобы поаплодировать, как сейчас на экране, положительному голосованию относительно закона о земле и закона о банковской деятельности. Это главная задача, и он же прямо говорил и неоднократно об этом упоминал, что нам не дадут кредит МВФ. То есть давайте продадим землю, что является нарушением Конституции, давайте примем закон о банковской деятельности, там нарушены несколько статей Конституции, но сделаем так, чтобы получить кредит МВФ. Почему не было поставить вопрос, как это требует Конституция в той части, когда она говорит о том, что Украина – это суверенная, независимая держава. Почему не стать в позицию того, что во всем мире, в том числе и МВФ, утверждает о реализации программы помощи странам в этих тяжелых условиях, в которые попали страны в экономическом контексте в связи с борьбой с коронавирусом. Почему Украине не поставить вопрос – а мы не можем сегодня обслуживать наш государственный долг, а мы не можем отдавать кредиты.

И вместо этого что делает правительство – буквально 20 мая принимает постановление, что первоочередной задачей для распоряжения средствами, которые попадают на счета государственной казны, является не только оплачивание своевременного обслуживания этих долгов внешних, но еще и возврат этих долгов. Почему? Неужели вы думаете, что Шмыгаль не знает, куда потратить деньги, если они есть, для борьбы с коронавирусом, для финансирования медицинской сферы, для выплаты заработной платы медицинским работникам, которые находятся на передовой этой борьбы с коронавирусом. И надо сделать это.

А что касается инвестиций, о чем мы говорили, то в том постановлении тоже есть – остановить любые научно-технические исследования, которые проводятся за бюджетные средства. Нет будущего, о каких инвестициях, о каком развитии страны может идти речь, если сегодня правительство не может свести концы с концами? Так может, надо поставить вопрос, что не надо возвращать в 2020 году 490 млрд грн долгов, а сказать – давайте реструктуризируем. Разве не так было в 2015 году? Это же и был дефолт по факту, технический дефолт, когда реструктуризировали долги. Но не так, как это делала Яресько, гражданка США, которая сделала это с серьезным ущербом, который мы еще не почувствовали, для интересов и национальной безопасности Украины. А сделать так, чтобы с пониманием относились и международные инстанции, и МВФ, понимая наши позиции.

Но никто так не поставил вопрос. Тогда получается, что власть, которая сегодня у нас в стране существует, она не до конца осознает, что такое суверенитет и что такое независимость. А она отрабатывает только в русле этих прихотей международных организаций. Все. 

Про суверенность и независимость вас спрошу, в контексте пленок Порошенко–Байдена. Люди, с голосами, похожими на Порошенко и Байдена, обсуждали отношения, в том числе и в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом, мы сейчас  наблюдаем от демократической партии, которые говорят о том, что не надо расследовать эту историю…Вот я вас хочу спросить, у нас есть досудебные расследования, которые касаются двух статей, достаточно тяжелых, государственная измена, злоупотребление властью, они будут доведены до конца? Или это все стихнет, потому что завершатся выборы в Штатах, а у нас там еще будет действовать ВСК, которая, кстати, еще не сформирована в парламенте?

Смотрите, будет ли это вмешательство в выборы в США, или нет, не имеет значения, если в стране есть правоохранительная система и если Украина является правовым государством. Если человек, который занимал высшую должность, позволял себе говорить о том, что Генерального прокурора можно освободить под то, чтобы дали кредит, а если быть точным, чтобы дали гарантий по кредиту в один миллиард долларов. И он говорит, что он это сделает. Если он говорит о том, что МВФ требовал повысить тарифы на 75%, а я повысил на 100, то что это, как не злоупотребление властью? Если он обсуждал судьбу правительства, если он обсуждал судьбу ПриватБанка, как бы мы ни относились к владельцам, вкладчикам этого банка, но это внутренние вопросы. И все это свидетельствует о том, что есть внешнее управление со стороны США. Все это свидетельствует, что имеются признаки преступлений в деятельности господина Порошенко и надо привлекать к ответственности.

Я вам скажу, что здесь есть очень серьезный такой критерий. Дело в том, что еще в октябре 2019-го года был подан проект постановления депутатами Дубинским из "Слуги народа" и депутатом Деркачем о создании следственной комиссии относительно злоупотреблений коррупционного содержания высшими должностными лицами Украины и высшими должностными лицами других государств. Там не было сказано о США, но речь шла именно об этом. Можно доверять или не доверять пленкам, но сам Байден, в том числе в своих мемуарах и воспоминаниях, неоднократно публично заявлял о том, что поставил условие: хотите гарантии по привлечению миллиарда долларов – сними Генерального прокурора. И это сделали. И он этим похвастался, и неоднократно. Поэтому причем тут пленки? Надо анализировать и давать оценку действиям президента Порошенко, тогда президента Порошенко.

Так вот, продолжая про следственную комиссию. Это постановление, оно до сих пор лежит, его не ставили на голосование.

Но главное – на прошлой неделе, в среду к нашей фракции подошли представители "Слуги народа", которые инициируют создание следственной комиссии относительно расследования именно информации, которая прозвучала на этих пленках, которые были публично представлены на пресс-конференции через СМИ. И подходили также ко мне. Я сказал, что да, мы выделим депутатов нашей фракции, и мы согласовали это решение, есть наши представители, два депутата, которые будут входить в следственную комиссию, мы поддержали этот вопрос. Хотя я первое, что сказал представителю "Слуги народа": подождите, так есть же постановление, оно проходило комитет, зарегистрировано. Ну, я думаю, что им не подходит это постановление, потому что там автор Дубинский и автор Деркач. А здесь авторами являются представители "Слуги народа". Поэтому в данном случае мы дали согласие и сейчас увидим. Начинается пленарная неделя на следующей неделе, и мы увидим, "Слуга народа" отошла от своей позиции, будут ли они настаивать на создании этой следственной комиссии.

Потому что наша позиция не изменилась. Мы должны создать следственную комиссию, мы понимаем, что вопрос не в следственной комиссии, а в привлечении к ответственности. Но вопрос следственной комиссии заключается в том, чтобы привлечь внимание. Внимание средств массовой информации, внимание международного сообщества, что это не может быть терпимым в стране, которая является независимой и суверенной. Надо привлечь к ответственности лиц для того, чтобы продемонстрировать будущей, сегодняшней власти, что так действовать нельзя, что это нарушение Конституции, это нарушение действующего уголовного законодательства. И за это должна в обязательном случае наступить ответственность. Это надо демонстрировать, чтобы власть постоянно это понимала, осознавала и выполняла непосредственно все нормы действующего законодательства.

Поэтому наша позиция остается такой же – мы продолжаем настаивать на создании следственной комиссии, мы будем настаивать на привлечении к ответственности, для правовой оценки правоохранительной системы, судебной системы. Ну а что будет делать "Слуга народа", мы вместе увидим на следующей неделе.

Уже немного времени остается до завершения этой части эфира. Я вас хотел спросить относительно празднования Дня Победы, которое из-за карантина в Украине фактически властью не проводилось. Отдельные заявления премьер-министра мы также помним. Тем не менее, праздник состоялся, а такая знаковая история, как парад Победы, который всегда происходит в Москве, была перенесена, было принято решение, что в Москве он состоится 24 июня, кстати, как в 1945 году…

Да, единственный парад победителей. Парад победы, парад победителей.

Из-за карантина власть ограничивала мероприятия здесь, в Украине. Как вы думаете, будет ли она ограничивать выезд граждан для тех, кто хочет принять участие в этом параде, потому что сейчас уже были направлены официальные приглашения со стороны Москвы лидерам. Кто-то согласится, кто-то не согласится. Как думаете, что у нас будет происходить в этом смысле?

Вы знаете, у нас будет происходить все как всегда, потому что, во-первых, запретить поездки в другую страну власть не может, как и возвращение украинских граждан в Украину из любой страны. И это запрещает делать Конституция. И даже те ограничения, которые существуют сегодня в условиях карантина, во-первых, они незаконны, во-вторых, они нарушают действующую Конституцию. Поэтому те, кто будут желать, и те, кто будут приглашены на этот парад или на эти праздники, если захотят принять участие в этом праздновании, а это большой праздник. Мы знаем, что, согласно социологическим исследованиям, в Украине этот праздник тоже воспринимается. Почти 82% наших граждан считают, что 9 Мая – День победы в Великой Отечественной войне, это большой праздник, это праздник, который празднуют и будут продолжать праздновать, независимо от отношения властей.

А какое было отношение власти, вы помните. Премьер-министр вообще сказал, что для него этого праздника не существует, хотя, между прочим, как премьер-министр, для него должен существовать любой государственный праздник, если он имеет такой статус, в соответствии с действующим законодательством. Но независимо от этого он проигнорировал и публично об этом заявил. Президент занял публичную позицию относительно празднования Дня победы в Великой Отечественной войне. Можно говорить о карантине, но вы знаете, что люди, несмотря на карантин, вышли, люди возлагали цветы, люди принимали участие в мероприятиях. Люди действительно от сердца, осознавая величие этого события, праздновали этот великий праздник 9 Мая.

Поэтому парад победителей, парад, который состоится в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне, который состоится в Москве, безусловно, я считаю, что много людей посетит и сделают все, чтобы быть очными свидетелями этого великого события.

Но вы видите со стороны власти продолжение этой политики, политики продолжения того, что делал Институт национальной памяти ранее и сейчас… Говорят, что Украина боролась не за свои интересы или отдельные группы граждан боролись не за свои интересы.

Знаете, это господин Дробович. Вятрович, Дробович – это все звенья одной цепочки. Их заявления – это заявления для такой обособленной группы людей. Это так нежно-нежно ласкает чувства от того, что они слышат подобные вещи. А относительно того, что это победа и это победа, в которой принимали участие граждане Украины не ради своих интересов, то социология дала ответ – 62% считают, что украинцы, которые принимали участие в Великой отечественной войне, героизм украинцев, который был оценен именно как такой, это победа и участие украинских граждан в победе, которая имела отношение непосредственно к Украине. Поэтому это праздник украинцев и праздник Украины, несмотря на Институт национальной памяти.

И мы на праздновании 9 Мая провозгласили, что мы будем создавать общественное движение, которое будет иметь название Украинский фронт защиты исторической памяти. Более того, я вам могу сказать, что если мы говорим вообще об идеологии, которую продолжает исповедовать Институт национальной памяти, то ничего не изменилось с эпохи Порошенко. Все как было, так и есть. И в том числе в контексте празднования 9 Мая и победы в Великой Отечественной войне. Но мы с этим не собираемся мириться и мы будем в альтернативе этому Институту так называемой национальной памяти вести борьбу за сохранение исторической памяти, реальной исторической памяти. В том числе и в вопросе чествования героев Украины и Украины в целом в победе в Великой Отечественной войне. 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.