Все о приоритетах НБУ, или Как Нацбанк будет оживлять экономику страны

Богдан Данилишин
Богдан Данилишин

Украинский политик, экономист и государственный деятель. Министр экономики Украины в 2007-2010 гг

Национальный банк Украины rp.gov.ua

Глава Совета НБУ Богдан Данилишин предоставляет ответы на вопросы касательно деятельности Нацбанка и будущего экономики Украины.

Об этом пишет Богдан Данилишин на своей странице в Facebook.

Политика НБУ – курс на службу каждому украинцу

Как Глава Совета НБУ на многочисленные запросы СМИ, сообщаю следующее:

1. Каким образом Национальный банк будет оживлять кредитование?

Общеизвестно, что кредитование в Украине находится в состоянии стагнации. Ограниченные жестким банковским регулированием банки не предоставляют кредиты реальному сектору, отдавая предпочтение безрисковым вложениям в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты НБУ, доля которых уже превысила треть от общих активов банков. Зато объем кредитов снизился до менее чем 25% от ВВП, а с учетом неработающих кредитов, доля которых превышает 50%, - вдвое меньше. Это самый низкий показатель среди сопоставимых с нами стран не только Европы, но и мира.

При этом уровень капитализации банковской системы более чем вдвое превышает нормативный уровень – что свидетельствует о том, что банки имеют значительный потенциал для расширения кредитования, однако воздерживаются от этого как из-за собственной консервативной политики, так и из-за отсутствия стимула со стороны Национального банка.

Процентные ставки по кредитам бизнеса составляют 15-18% при инфляции на уровне менее 2%, и учитывают не только стоимость денег в экономике, но и стоимость капитала, который "замораживается" из-за жестких требований регулятора к оценке рисков под кредитные операции банков.

Новости по теме: Ситуация вокруг Нацбанка и дальнейшие прогнозы, - экспертный комментарий председателя Совета НБУ

Учитывая это:

Во-первых, Национальный банк должен пересмотреть свое регулирование оценки банками рисков по кредитным операциям. Придерживаясь международных стандартов и принципов банковского регулирования, мы планируем устранить те пробелы в нормативно-правовых актах Национального банка, которые сдерживают кредитование, и не являются критическими с точки зрения финансовой стабильности.

Во-вторых, ввести дополнительные инструменты по поддержке ликвидности банковской системы, в том числе в направлении расширения перечня активов банков, которые они смогут предоставлять в качестве обеспечения под кредиты рефинансирования. Это позволит существенно увеличить ликвидность портфелей кредитов банков и их заинтересованность в кредитовании, прежде всего ипотеки и МСБ.

В-третьих, совместно с Министерством финансов и наблюдательными советами государственных банков пересмотреть политики управления рисками этих банков с целью активизации кредитования предприятий реального сектора и государственных приоритетных проектов.

Реализация целостной концепции сочетания регуляторного инструментария НБУ и механизмов государственных гарантий позволит снизить стоимость финансирования для бизнеса с обеспечением умеренного риска для банков.

2. Состоится ли девальвация курса гривни?

Все разговоры о курсе - это крики валютных спекулянтов, которые в последние годы наживались на финансовых спекуляциях и "пирамидах ОВГЗ". Им могу сказать - читайте условия нового Меморандума с МВФ.

На сегодня фундаментальных оснований для девальвации курса гривни нет. Текущий счет, который определяет фундаментальное значение курса национальной валюты, является положительным. Объем международных резервов Национального банка составляет более 28 млрд долларов США, что не только достаточно для сглаживания любых чрезмерных колебаний курса, но и значительно больше, чем весь объем наличной и безналичной гривни в экономике.

Поэтому мы готовы к проведению регулярных валютных интервенций на межбанковском рынке для сглаживания чрезмерного спроса на иностранную валюту в объеме, который для этого необходим. В случае же, если банкам будет нужна наличная иностранная валюта для подкрепления касс, мы готовы их обеспечить ею из резервов Национального банка.

Новости по теме: Как работает инфляция и от чего зависит рост экономики?

3. Будет ли Национальный банк осуществлять неконтролируемую эмиссию денег?

Неконтролируемую – никогда и ни при каких условиях! Прежде всего отмечу, что эмиссия денег является одной из базовых функций центрального банка. Она должна быть достаточной для обеспечения экономической жизнедеятельности государства, однако не создавать давления на цены.

В результате падения экономической активности и кредитования экономики уровень монетизации экономики Украины сократился до 36% ВВП – почти вдвое за последние 5 лет, и является одним среди стран Восточной Европы. Это существенно замедлило рост экономики, а инфляция является намного ниже целевого значения.

Конечно, речь не идет о неконтролируемом увеличении денежной массы. Однако у Национального банка есть достаточный инструментарий и пространство для более активного насыщения экономики финансовыми ресурсами по приемлемой стоимости без усиления инфляционного давления.

4. Планирует ли Национальный банк проводить политику "количественного смягчения"?

Политика количественного смягчения предусматривает количественные ориентиры по выкупу активов (государственных и корпоративных ценных бумаг) на баланс центрального банка. Такую политику сейчас осуществляют центральные банки крупнейших стран мира, являющиеся эмитентами резервных валют – то есть валют, в которых хранит свои сбережения остальной мир. К применению такой практики в Украине следует подходить осторожно, учитывая потенциальные инфляционные риски.

Однако с учетом угрозы широкомасштабного кризиса как в фискальном секторе, так и в реальной экономике, Национальный банк может возобновить операции с ОВГЗ на вторичном рынке, что является стандартным инструментом регулирования ликвидности, предусмотренным Законом Украины "О Национальном банке". Такие операции будут иметь целью поддержание ликвидности рынка ценных бумаг (в том числе с целью упрощения размещений ОВГЗ на первичных аукционах) и контроль над кривой доходности на долгих сроках (с целью продления воздействия трансмиссионного механизма монетарной политики).

Такую политику успешно осуществляют уже более 10 банков развивающихся стран, в том числе, наши соседи – Польша и Венгрия.

5. Как оценивается влияние коронакризиса на экономику Украины, и каковы будут действия Национального банка по минимизации ее негативных последствий?

Точно оценить влияние карантина пока трудно, поскольку не известны ни его продолжительность, ни глубина. На сегодня реальный сектор продолжает работать, хоть возможно и не на полную мощность. Главная проблема в промышленности на самом деле не карантин, а убытки, которые несут промышленные предприятия из-за высокой конкуренции на мировых рынках, которая соединилась с прошлогодним укреплением гривни. По нашим оценкам, убытки отечественных экспортеров от крепкой гривни в прошлом году составляли от 3 до 4 млрд долларов США. Колебаний курса гривни можно было бы избежать, если бы Национальный банк был более решительным в начале цикла смягчения монетарной политики, как в контексте снижения учетной ставки, так и валютных интервенций на межбанковском рынке, на что неоднократно обращал внимание в своих решениях Совет НБУ.

Сегодня, как на этапе "горячей" фазы борьбы с эпидемией, так и на этапе восстановления экономики, Национальный банк должен обеспечить достаточную ликвидность банков для непрерывной кредитной поддержки бизнеса и населения. Для этого мы планируем расширить инструментарий монетарной политики, в частности путем введения целевого рефинансирования и расширения перечня активов, которые могут выступать обеспечением по таким кредитам. Национальный банк также может поддержать приоритетные направления кредитования с помощью специальных программ по рефинансированию, как это делает ЕЦБ и другие центральные банки. Также мы планируем пересмотреть требования к оценке банками рисков по активным операциям.

Парламент, Президент, Правительство, Национальный банк должны сегодня стать единым и целостным механизмом восстановления нормальной жизнедеятельности государства и жизни его граждан. Меры, которые принимаются сейчас государственными органами и учреждениями, должны быть комплексными и взаимно поддерживающими. При этом, могу Вас заверить, позиция Национального банка в экономических процессах будет более проактивной.

6. Каким образом Национальный банк будет взаимодействовать с Правительством / Министерством финансов?

Тесное взаимодействие между Национальным банком и Правительством является одним из самых весомых предпосылок эффективности реализации монетарной политики, важность которой возрастает в период кризиса. Поэтому целесообразно активно сотрудничать с Правительством по ряду направлений:

  • обеспечение согласования фискальной и монетарной политики в контексте влияния на инфляционные процессы;
  • прогнозирование макроэкономических показателей для расчета параметров государственного бюджета;
  • развитие рынка государственных ценных бумаг;
  • реализация национальных проектов и другие.

Мне приятно отметить, что сейчас у нас происходит конструктивное взаимодействие с Правительством, Министерством финансов, Верховной Радой и Офисом Президента и происходит постоянный обмен опытом и предложениями относительно путей совершенствования государственной экономической и финансовой политики.

7. Как изменится политика Национального банка после смены Председателя Национального банка?

Национальный банк является государственным учреждением, функции которого определены Законом Украины "Про Национальный банк". На их выполнение будут направлены усилия и ресурсы, которые есть в распоряжении Национального банка.

Однако целесообразно пересмотреть подходы к реализации денежно-кредитной политики в направлении усиления сбалансированности целей по достижению и поддержанию ценовой стабильности и экономического роста.

Вместе с этим должен быть расширен инструментарий монетарной политики и пересмотрены подходы к банковскому регулированию с целью стимулирования их кредитной активности.

8. Какие законодательные приоритеты Национального банка?

Законодательного урегулирования требует целый ряд аспектов деятельности как банковского и небанковского финансового рынков, так и самого Национального банка. Требует изменений Закон Украины "О банках и банковской деятельности" в контексте совершенствования положений по работе с проблемными активами банков, Закон Украины "О Национальном банке" в контексте усиления сбалансирования целей Национального банка и расширения контроля общества за его деятельностью.

На очереди также ряд законопроектов по регулированию рынков небанковских финансовых услуг – страховых компаний, кредитных союзов, других финансовых компаний, которые с 1 июля перешли под надзор Национального банка.

Мы рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество с профильным комитетом Верховной Рады по подготовке этих и других законопроектов, которые касаются финансового, в том числе, банковского сектора.

9. Что предусматривает Меморандум с МВФ и не скажется ли смена руководителя Национального банка на его реализации?

Я лично всегда поддерживал и поддерживаю конструктивное сотрудничество с МВФ и мировыми финансовыми организациями.

Меморандум с МВФ по программе Стенд-бай предусматривает продление Национальным банком политики таргетирования инфляции и гибкого режима обменного курса и обеспечения финансовой стабильности. Он содержит ряд мер, направленных на усиление эффективности монетарной политики и поддержки развития финансовых рынков, реформу управления государственных банков и решение проблемы неработающих активов в государственных банках, совершенствование банковского надзора.

Хочу заметить, что сотрудничество с МВФ происходит на институциональном уровне, а потому смена руководства государственного учреждения никоим образом не скажется на качестве сотрудничества с нашими международными партнерами.

10. Какой будет политика Национального банка в отношении государственных банков?

Государственный банковский сектор с 2017 года превышает 50% активов банковской системы Украины. Однако его значительный потенциал не используется в полной мере для стимулирования экономики и финансирования государственных проектов развития.

Международный опыт свидетельствует, что присутствие государства в банковском секторе позволяет поддержать экономику в период падения экономической активности, где роль государственных банков – обеспечивать контрциклическую политику противодействия кризисам. В то же время в Украине в историческом периоде государственные банки не только не стимулировали экономику, но и регулярно требовали средств на собственную докапитализацию собственником - государством, другими словами – каждым из нас, налогоплательщиком.

На сегодня украинские государственные банки достаточно капитализированы, прибыльные и ликвидные.

Я убежден, что имея такой мощный финансовый ресурс, мы должны активно его использовать для поддержки экономики и бизнеса. Поэтому совместно с Министерством финансов, которое отвечает за стратегию развития государственных банков, мы определим финансовые механизмы и необходимые регуляторные изменения для направления кредитных ресурсов.

Считаю также целесообразным продолжить привлекать международных институциональных инвесторов в капитал государственных банков, что позволит не только увеличить доступный для кредитования финансовый ресурс, но и улучшить эффективность их работы.

Богдан Данилишин



Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...