Внешняя политика Украины: "Кадровый голод" или игрок, с которым не считаются?!

Виталий Скоцик
Виталий Скоцик

Доктор экономических наук, председатель политической партии "КРАЇНА"

Фото из открытых источников

Внешняя политика и национальная безопасность – это наиболее уязвимые места государственного проекта Украины. Надо признать, что до сих пор мы были скорее объектом, чем субъектом международной политики. То есть нашу судьбу во многом решали за нас. Так не может продолжаться дальше, но, к сожалению, так и есть, особенно последних 5 лет.

2014-й. Оккупирован Крым, война на востоке нашего государства. А голоса Украины почти не слышно.

В этом году ООН отмечает свой 75-летний юбилей. Напомним, семьдесят пять лет назад, 26 июня 1945 года на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско делегатами от 50 стран был подписан Устав ООН. Именно в том году был сформирован новый механизм безопасности на замену Лиги Наций. Передел власти, новые победители во Второй мировой войне побудили к поиску определенного баланса сил, и этот баланс сил был найден именно в этой институции.

На этой неделе в Нью-Йорке в основном в виртуальном режиме встретились лидеры стран мира. 210 дипломатических миссий участвуют в юбилейном саммите Организации Объединенных Наций. Начали выступления лидеры крупнейших экономик мира: президент США Дональд Трамп, лидер Китая Си Цзиньпин, новоназначенный премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга, президент России Владимир Путин. И где в этой повестке дня Украина со своими вызовами и проблемами? Видим, что далеко не на первом месте.

Когда внешней политикой стран руководят мощные и опытные дипломаты, как, например, Ван И в Китае, или Майкл Помпео в Соединенных Штатах Америки, или Сергей Лавров в Российской Федерации, то нам с нашим кадровым резервом тягаться очень трудно.

В 2045 году вся деятельность нашего государства должна рассматриваться под призмой того, что выгодно Украине, а не того, что требуют от нас другие государства или международные организации. Но для этого мы должны быть сильными. Украина заинтересована в формировании многополярного мира, где основную роль будут играть средние государства, к которым относится и она. И тенденции свидетельствуют, что к тому все идет.

Видим, что сегодня в Центральной и Восточной Европе Литва, Польша, Румыния, Венгрия формируют свою повестку дня. Каждый старается находить свое место в мире.

В последнее время мы говорим об инициативе Триморья (объединения стран Восточной и Центральной Европы, Польши, Хорватии, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, балтийских государств – то есть стран, расположенных между Балтийским, Черным и Адриатическим морями), также говорим об интеграции в направлении Балто-Черноморского вектора, в которых Украина могла бы играть стержневую роль. И такие инициативы были.

Еще совсем недавно министры иностранных дел Польши, Литвы и Украины в Люблине подписали Люблинский треугольник. Казалось, именно с этого момента можно было бы двигаться вперед, если бы не совсем понятная позиция Украины по событиям, которые происходят в Беларуси. Какова бы ни была точка зрения в сегодняшнем мире, но отмалчивание – не приветствуется. Если же уже подписали Люблинское соглашение с Польшей и Литвой, то нужно уже держаться одной позиции. А развернуться и пойти в другом направлении... по-партнерски это неправильно. И такие партнеры не приветствуются.

Кроме того, нынешняя однополярная система, как и прежняя биполярная, показали свою неспособность останавливать конфликты и войны.
Относительно судьбы Будапештского меморандума (1994 г.).
Так вот, статус этого документа до сих пор не определен: меморандум, договор, обязательства подписантов перед Украиной, что ее границы не будут нарушены.
Что это?
Согласно этому документу, Украина лишилась ядерного оружия в обмен на обещание России, США и Великобритании уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.
И что?
Что должны думать об этом меморандуме украинцы, наши граждане в Крыму и наши соотечественники на Донбассе, которые уже шесть лет живут в войне?

Руководствуясь принципом целесообразности для нашего государства и украинского народа, мы должны участвовать в международных организациях и блоках, которые позволяют лучше защитить наши политические, экономические, культурные интересы, обеспечить безопасность границ.

Думаю, что через 25 лет уже не будет диктата одного или двух геополитических игроков. Сегодня понятно, что США, Китай и Россия заняли лидирующие позиции в мировой политике.
А китайская экономика, по разным прогнозам, в 2025 или 2029 годах, вероятно, обгонит американскую экономику.

Ну и конечно, Украина должна внести свой вклад в построение такой геополитической модели, где каждый из ее участников будет равноправным членом международного сообщества. В частности, наше государство имеет шанс стать интеграционным центром для средних государств Восточной Европы и причерноморского бассейна. Я уже упоминал о балтийских государствах, о Польше, здесь нужно вспомнить и Грузию, Турцию, Болгарию, Литву, Латвию, Эстонию да и Беларусь.

Беларусь. События там непростые. Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, но это наше братское государство, оно обязательно должно быть задействовано в такой интеграции - соседских средних государств. Где экономика и население вместе могут на самом деле стать весовым инструментом в защите своих внешнеполитических интересов.
Такое объединение может быть сильным игроком на международной арене и поможет соседним народам защищать общие интересы, в том числе и методами военного сотрудничества.
Хотелось бы, не хотелось бы это признавать, но без сильной армии выстоять в сегодняшнем мире не возможно. Поэтому должно быть и военное сотрудничество, должны быть и союзники. Во внешней политике ты оцениваешь не только свою силу, но и силу своих союзников. Нам нужны союзники. И они потенциально у нас есть, особенно на западных границах.

Украинская армия-2045 должна действовать на принципах современного профессионального войска. Какие бы ни приходили политики, а многие из них, действительно, каждый раз обещали профессиональную мощную армию. И, как ни прискорбно это признавать, но лишь война на востоке сформировала действительно ту армию, которая способна защищать свое государство. Но мы к этому времени остались с призывом тех людей, которые не всегда хотят служить в армии. Да и задачи у них другие. Поэтому мы должны вернуться к тому, что должна быть профессиональная армия, но одновременно с широким народным резервом через обязательную регулярную военную выучку всего военнообязанного населения страны. Именно такой традиционный для Украины подход к формированию армии показал свою эффективность в прошлом.

Новости по теме: Законопроект о воинском учете: Новый вид военной службы, учет на работе и штрафы за уклонение

Атмосфера в мире не позволяет забывать и о важности оборонной промышленности. Интересная ситуация. Когда страна 6 лет в войне, казалось бы, именно оборонная промышленность должна была быть подвижным локомотивом сегодняшней экономики нашей страны. Но если мы проанализируем рост оборонной отрасли, заказа государства на своих оборонных предприятиях на оружие, и все, что касается защиты своей страны, то вы очень сильно удивитесь, но здесь фактически никакого роста не было.

За счет чего воевать, если собственная наука, военная наука, военная промышленность, оборонный промышленный комплекс на самом деле не заработал. Да, мы наладили производство эффективных вооружений, создали свои аналоги передовых военных технологий и боевых машин. Все это - и выгодные пункты экспорта, и гарантия того, что угроза агрессии, откуда бы она ни исходила, будет жестко остановлена за счет собственных вооруженных сил.
Горький опыт уже научил нас: никто не станет воевать вместо тебя с твоим врагом. Никто!!! Никто нас не защитил в 2014-2015 годах. Да, экономические санкции несколько повлияли на Российскую Федерацию, но они достаточно быстро адаптировались к экономическим ограничениям. Здесь же надеяться нужно было на то, что по Будапештскому меморандуму США и Британия, как минимум через свои мощные внешнеполитические рычаги, могли бы остановить войну и вернуть наши территории. Но этого не произошло. Почему?

Великобритания в брексите, Соединенные Штаты Америки сначала в смене власти между демократами и республиканцами, а теперь в следующих выборах. Одним словом, каждый думает в первую очередь о себе, разыгрывая внешнюю политическую карту на всей планете.

К вопросам безопасности я причисляю и борьбу с главным внутренним врагом - коррупцией. Нынешняя Украина получила 30 баллов из 100 возможных в мировом рейтинге восприятия коррупции (Индекс восприятия коррупции CPI). Мы вернулись на уровень 2017 года и занимаем 126 место из 180 стран. Рядом с нами в рейтинге — Кыргызстан, Азербайджан и Джибути. Через 25 лет мы должны стоять в этом рейтинге на первых позициях среди стран с нулевой толерантностью к коррупционным деяниям, таких как Дания, Финляндия, Швеция.
К сожалению, антикоррупционные органы, которые были сформированы в последние годы (НАБУ, САП, НАПК, ГБР, ВАСУ), так и не заработали должным образом. Молодой антикоррупционный суд принял несколько решений и ни одного резонансного.
Видим, что в ВРУ различными манипулятивными путями пытаются сформировать руководство антикоррупционных органов. А ведь мы должны помнить, что Запад, Соединенные Штаты Америки, Евросоюз, которые в первую очередь были инициаторами создания антикоррупционных органов в Украине, не допустят манипуляций в этом процессе. Поэтому обидно в 2020 году наблюдать, как Евросоюз и Соединенные Штаты Америки вынуждены из-за жестких заявлений возвращать Украину в настоящее направление борьбы с коррупцией. Хотя пока все безрезультатно.

Украина-2045 - это государство, где жизнь комфортна как в городе, так и в селе. И там, и там – одинаково хорошие дороги, качественная питьевая вода, доступное медобслуживание, достаточно образовательных учреждений для детей. И там, и там коммунальные службы заботятся о ремонте электрических, газовых и теплосетей. И там, и там внедряются методы альтернативной энергетики – ветряные электростанции, солнечные батареи и геонасосы. И там, и там вовремя и правильно утилизируется мусор, действует система переработки вторичного сырья.

Казалось бы, что это все должно быть в законе "О национальной безопасности Украины". Но если мы проанализируем этот закон, принятый в 2019 году, то увидим, что он работает только в сфере обороны, управлении военными силами, оборонно-промышленном комплексе с гарантированием обеспечения бюджетирования этих отраслей. Он выписан таким образом, чтобы армия была сильной.

Но национальная безопасность страны – это не только армия и оборона, это и информационная безопасность, это, как показало время борьбы с Covid-19, и санитарная безопасность, это много других важных составляющих, которых нет в этом документе.

Поэтому это надо будет пересматривать. Поскольку даже такая вещь, как здравоохранение, должна быть обязательна в Стратегии национальной безопасности Украины.

Украина-2045 известна миру своими глубокими народными традициями и современной культурой. Мы недавно отпраздновали столетие нашей главной театральной сцены – театра имени Ивана Франко. Где бы он ни выступал, на каких гастролях ни бывал бы, в Соединенных Штатах Америки, или в Канаде, или в других странах, залы переполнены. Нашу современную культуру и искусство любят и уважают в мире.

Украина побеждает на кинофестивалях и художественных биеннале, славится научными изобретениями и исследует космос. Недавно компания Firefly Aerospace, основателем которой является украинец Макс Поляков, успешно провела предполетное испытание своей первой ракеты Alpha на космодроме Ванденберг (Калифорния, США). Эта компания стремится создать вертикально интегрированный комплекс, аналог проекта Илона Маска и его компании SpaceX, что даст возможность Украине славиться не только хлебом, полями и урожаями, но и современными инновационными технологиями.

В Украине действуют мощные, прибыльные и независимые СМИ. Проблема есть в том, что выжить им сегодня очень трудно. Поэтому очередные выборы одни за другим стимулируют журналистику и СМИ к тому, чтобы зарабатывать деньги, и, конечно, об объективной оценке здесь стоит только мечтать.
Большинство известных и популярных СМИ, если не все, принадлежат олигархам, а общественное телевидение, общественное вещание, к сожалению, так и не заработало в полную силу. Массу тележурналистов в регионах сократили, фактически государство потеряло свой инструмент информационного влияния, поскольку именно через региональное радио и телестанции государство постоянно транслировало свою политику, свое видение и то, что происходит в регионах. Фактически общественного телевидения, как и радио, сегодня в Украине почти нет.
В Украине-2045 нет места имитациям реформ, взяткам, бедности, страха перед несправедливым судом, вооруженной агрессией других государств. Каждый из вас может расширять этот образ будущей Украины. Какими бы утопическими ни казались ее черты, мы обязательно всего этого достигнем - рано или поздно.
Это поколение или следующее... сроки зависят только от участия каждого, от нашей сплоченности вокруг национального проекта. Стоит лишь самоорганизоваться, создать правильную систему управления государством и задействовать свои ресурсы, данные Богом и природой.

К сожалению, говорить о партиях как инструментах самоорганизации общества, а не инструментах выборов сегодня, видимо не приходится. Очередные выборы каждый раз напоминают о том, что политические партии в основном – олигархические проекты, они – временные, они используются только для того, чтобы прийти к власти. После того, как люди разочаровываются в существующих, эти же самые спонсоры создают новые. Поэтому люди должны понять: если вы хотите строить государство, вы должны сами создать инструмент. И этот инструмент – политическая сила, которая не является инструментом выборов, а является инструментом самоорганизации общества. Это именно то, чем я и моя команда занимались последние 6 лет.

К сожалению, сложившаяся сегодня политическая система не "переносит" чего-то нового и выпихивает из системы хорошее, то, что может на самом деле принести хороший результат.

И на конечном этапе мы имеем политические партии, которые выигрывают выборы, и настоящую национальную элиту нашего государства, которая не имеет отношения к этим партиям, и автоматически остается вне системы управления государством. Но это нужно менять.

В 2045 году я очень надеюсь, что будет несколько действительно настоящих партийных инструментов с идеологиями, с командами, которые будут конкурировать между собой.

В стране должна быть и власть, и оппозиция, но вектор развития государства меняться не может. Мы должны выписать четкую Стратегию на семь созывов ВРУ вперед, минимум для того, чтобы любая новая власть заботилась об одном: как максимально эффективно достичь результата в рамках той Стратегии, которую мы все вместе разработали.

Виталий Скоцик

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...