Новости » Политика Читати новину українською

Топ проблем Киева: Положение дел и методы решения

Екатерина Одарченко
Екатерина Одарченко

Политтехнолог, партнёр SIC Group, глава Института демократии и развития "PolitA", член IGAPA

Самыми большими проблемами киевлян являются: стоимость коммунальных услуг, загруженность улиц транспортом, ненадлежащий уровень медицины, незаконные застройки и низкое качество коммунальных услуг   Фото из открытых источников

Каждый город Украины, бесспорно, имеет свою специфику и ряд уникальных проблем. Особенно это видно перед местными выборами, когда каждый политик обещает решить самые актуальные из них. Однако выборы проходят, а обещания забываются, особенно, если они не подкреплены реальными планами действий. Проживая в Киеве, я едва ли не каждый день сталкиваюсь с самыми актуальными проблемами города. Однако, имея команду единомышленников — специалистов из разных отраслей политики и экономики — я имею возможность выделить стратегии решения каждой из них.

Согласно данным исследования социологической группы "Рейтинг", самыми большими проблемами киевлян являются: стоимость коммунальных услуг — 42%, загруженность улиц транспортом — 34%, ненадлежащий уровень медицины — 33%, незаконные застройки — 31%, низкое качество коммунальных услуг — 24% и др.  

Социологическая группа "Рейтинг"

Качество снижается, цены растут: реалии ЖКХ

У жителей Киева давно не вызывает удивления вопрос изношенности жилищно-коммунального фонда, 30% которого ПОЛНОСТЬЮ отжили свой срок эксплуатации. Это лифты, котлы, трубы, аварии с которыми могут стать опасными для жизни и здоровья жителей города.

С началом отопительного сезона обострится и вопрос теплоснабжения. Всего общая протяженность теплосетей в Киеве составляет 2,7 тысячи километров, а степень их износа — 80 %. Некоторые сети столицы неизменно функционируют уже более полувека.

Согласитесь, ситуация критическая, но власть не слишком спешит с ее решением. Ежегодно в Киеве модернизируется лишь 1% жилищно-коммунального фонда (при норме минимум 5%). Срочный капитальный ремонт — не просто необходимость, а обязательная мера!

Новости по теме: Как у Христа за пазухой: Каким должен быть безопасный город

И тут встает самое интересное — финансирование. Выглядит это все как замкнутый круг: власть жалуется на недофинансирование — власть поднимает коммунальные платежи, у людей растут долги — люди не имеют возможности оплатить коммуналку — система ЖКХ не обновляется. По такому сценарию страдают лишь рядовые граждане. И именно в этом кроется причина тех двух из топ-5 проблем Киева: высокая стоимость коммунальных услуг при низком их качестве.

Непутевая и вымогательская тарифная политика вызвала кризис в разных регионах Украины, что привело к большой сумме задолженности свыше — 34,5 млрд грн, из них 3,7 млрд грн — по Киеву.

Слово и Дело

Есть еще одна, возможно менее очевидная, но веская причина отсутствия каких-либо действий со стороны местных властей. Большинство сервисов находятся под землей, поэтому пропиариться и наглядно отчитаться будет сложно. Значительно проще перед местными выборами обустроить сквер или открыть велодорожку — результат наглядный. Тем более в бойлерной, например, не уместится много прессы.

Для меня шаги решения этой проблемы таковы:

Во-первых, выработка и принятие целостной концепции жилищной политики на общенациональном уровне, впоследствии — учет ее в Генеральном плане развития Киева и городов Украины в частности.

Во-вторых, способствовать развитию системы ОСМД и обеспечить комплексную модернизацию фонда ЖКХ, опираясь на передовые тенденции энергоэффективности и енергомодернизации домов. Также необходимо обеспечить первый капремонт многоквартирного дома за счет предыдущего балансодержателя или за финансирование бюджета. Во избежание "приписаний потерь сети" на конечного потребителя необходимо внедрение программы установки индивидуальных счетчиков. При этом, большинство домов необходимо обеспечить индивидуальными тепловыми пунктами.  

В-третьих, переоснащение сетей к нормам Европейского Союза при соответствующей синхронизации законодательства.

В-четвертых, четкий контроль планов застроек и привлечение инвесторов-застройщиков на конкурсной основе — для внедрения программы реконструкции микрорайонов.

Как вылечить медицину?

из открытых источников

Внедрение карантина и распространение пандемии еще больше обнажило проблемы медицины. И столица не исключение. Пока Киев "мигрирует" из желтой в оранжевую карантинную зону и наоборот, количество заболевших в столице постоянно растет. Сейчас это — более 25 тыс. случаев. И это рекорд (а скорее антирекорд) по Украине.

В то же время наблюдается недофинансирование заработных плат работникам медицинских учреждений. Средняя заработная плата в сфере здравоохранения составляет всего — 3684 грн. К тому же неудовлетворительными остаются и условия государственных больниц: 63% жителей Киева недовольны медицинской помощью в стационаре.

Возвращаясь к той же теме с коронавирусом: одно тестирование стоит более 1 тыс. грн, а результатов бесплатного придется ожидать около недели. Сейчас государственные больницы переполнены, ресурсов не хватает (неизвестно на что пошли средства всеукраинского фонда борьбы с пандемией). Среди частных больниц Киева лечат COVID-19 2: "Оберег" и "Добробут". Только вызов скорой там обойдется в 1200-1400 грн, а лечение стартует от 12 000 за сутки. Для рядовых граждан это — месячная зарплата.

Какие шаги помогут улучшить уровень медицинского обеспечения? Ключом к решению проблемы является создание Государственной стратегии охраны здоровья. Она должна включать внедрение страховой медицины, где каждый человек будет иметь гарантии на медицинскую помощь. Также необходимо внедрять программы бесплатных анализов для граждан, муниципальных скорых, всесторонне бороться с коррупцией в системе здравоохранения, бороться распространением некачественных лекарственных средств и всесторонне поддерживать национального производителя.

"Транспортный коллапс" Киева или украинский Нью-Йорк

Пробки на дорогах — ежедневная обыденность киевлян. Для того чтобы добраться до работы, иногда необходимо потратить 2, а иногда и 3 часа. С каждым годом количество жителей Киева и транспортных средств в нем увеличивается. В 2015 — 213 авто на 1000 жителей, а в 2017 — 257. Сейчас эта цифра доходит до 300, а по подсчетам "А+С Украина" до 2025 года составит 375 авто на 1000 жителей. Киев уже догнал Нью-Йорк по количеству автомобилей.

Это свидетельствует сразу о нескольких негативных факторах: жители Киева недовольны состоянием общественного транспорта, поэтому ищут способы самостоятельно перемещаться по городу, на собственной машине; вело- и пешеходная инфраструктура столицы находится в неудовлетворительном состоянии и это будет лишь усиливаться из-за преобладания авто. Со временем на дорогах появится больше ДТП, а сами транспортные средства будут создавать большой ущерб экологической ситуации столицы.

Для того чтобы решить проблему, необходимо комплексно менять подход к транспортной инфраструктуре города: обратить внимание на хабовую модель развития для ВСЕХ видов транспорта. Приоритетной задачей является приведение правил безопасности дорожного движения к стандартам ООН. Также необходимо стимулирование на местном и государственном уровнях увеличения доли экологически чистого и энергоэффективного транспорта. Конечно, особое внимание нужно обратить и на транспортные узлы и взаимодействие видов транспорта в них, — это и должно лечь в основу дорожного комплекса.

Итак, как видим, Киев обладает рядом уникальных проблем. Подавляющее большинство из них — то, с чем столица живет уже десятки лет. К сожалению, проблемы не решаются, а лишь прогрессируют. Однако, нельзя говорить, что нет никаких перспектив. Нужно четкое взаимодействие и координирование действий местного и государственного уровней с выработкой комплексных стратегий и новых подходов к проблемам города. Необходимо обратить внимание на европейский опыт, привлечь инвестиции и преодолеть коррупцию. Только так столица преодолеет все невзгоды!

Екатерина Одарченко

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



Loading...