Рулетка "Укроборонпрома", или Что стоит за обстрелом корпусов БТР-4

Сергей Сгурец
Сергей Сгурец

Военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express

БТР-4 "Буцефал" Фото: Сергей Згурец/Facebook

Каждый изготовленный в Украине бронетранспортер (БТР) - это "ручная работа" из 300 метров сварных швов. Поэтому проверка качества таких БТР обстрелами на полигоне напоминает попытку сыграть в рулетку или лотерею.

Об этом пишет Сергей Згурец на своей странице в Facebook.

Начну c простого пояснения. Каждый БТР, который производится в Украине – уникален. Это наш hand-made. Корпус БТР-4 – 300 метров сварных швов. На каждом их миллиметре даже у бывалого сварщика, условного Ивана Петровича, что-то может пойти не так. И по факту шов в этом месте будет непроварен, перекален – и, как следствие, пробит пулей. Поэтому, пытаться определять качество швов обстрелами БТР на полигоне, это – попытка сыграть в рулетку или лотерею. Данное пояснение специально упростил для общего понимания.

Существует прекрасная аналитическая работа Центрального НИИ вооружения и военной техники ВСУ - "Проблемы изготовления сварных бронекорпусов отечественных боевых бронированных машин". Ее создали в 2017-м, по итогам исследования природы трещин и прострелов наших БТР, произведенных из отечественной и импортной брони. Крайне интересное исследование. Оглашу лишь один вывод специалистов ЦНИИ ВВТ на фоне заявления новых людей из Укроборонпрома о том, что "стрельбы покажут все".

"Конечно, фактический контроль баллистической и противоминной защиты ББМ осуществляется путем натурных испытаний. Однако высокий уровень структурной и механической неоднородности получаемых сварных соединений вносит в такие испытания довольно большую вероятностную составляющую.

В этом случае для обеспечения гарантированной защиты личного состава ББМ вынужденным конструкторским решением может быть только увеличение запаса по толщине бронированной стали, и, как следствие, рост массы ББМ, что влияет на характеристики проходимости и подвижности".

Что же показали баллистические испытания новых корпусов БТР из разной брони в 2017-18 гг., которые организовали по специальным методикам и – вне формата нынешнего шоу для журналистов? И украинская, и финская, и польская сталь не простреливается – исходя из наших требований по проверке балстойкости. Баллистическая стойкость листов от всех поставщиков – в норме.

Однако простреливаются швы и зоны возле них.

Это – результат несоблюдения технологий. А причина данного явления – проблемы в процедурах, несовершенное оборудование и человеческий фактор. Для защиты от технологических провалов и слабостей условного сварщика Ивана Петровича в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) стали делать дополнительные защитные швы по верху сварных швов в зонах вероятных секторов обстрела, а также – бронеподкладки под швами внутри корпусов. Там согласны, что стало еще больше ручной работы, да, тяжелее, но ведь надежно…

Навар поверх основных швов Лозовской кузнечно-механический завод (ЛКМЗ) делает с 2018-го (а не с 2019-го, как прозвучало в лукавых заявлениях представителей ЛКМЗ в эфире ICTV 28 января). Данный факт подтверждается документом с испытаний корпуса БТР-4, которые "Лозовая" произвела из 71-й брони. Швы без наплавов – простреливались. С наплавами и подкладками – нет. Смотрим документ.

Теперь вернемся к нашим раскладам. О чем говорит наличие трещин на наплавочных швах в корпусах от ЛКМЗ, поставленных на ХКБМ в 2020-м, и в корпусах БТР-4, уже отправленных 92 бригаде?

А то, что частный производитель по-прежнему не способен обеспечить качество продукции. Военная приемка закрывает на эти "нюансы" глаза. Дальше корпуса ЛКМЗ вручную расшивают и переделывают на ХКБМ. Купленные там станки для полуавтоматической сварки корпусов (способные обеспечить новое качество сварки) пылятся без дела, поскольку привязаны к броне высокой твердости. Отечественный же производитель стали не способны обеспечить все толщины брони.

Таким образом, частная "Лозовая" остается монополистом в производстве корпусов с "71" броней, имея дополнительное финансирование за счет прибыли государственного ХКБМ. Само же харьковское КБ – не занимается конструкторской деятельностью во благо ВСУ, а стало сварочным филиалом ЛКМЗ.

Ситуация при этом – сюрреалистическая. На фоне, мягко говоря, неоптимальной системы организации производства основного украинского БТР все пайщики процесса – и Укроборонпром, и ХКБМ, и ЛКМЗ, и военная приемка – демонстрируют необъяснимый оптимизм. Оправдывая системные просчеты банальными технологическими или производственными дефектами… И в конце концов – утверждения от "Укроборонпрома": полигон, мол, все покажет.

Тема полигона мне лично до боли напоминает другой крутой мэм – "стадион – так стадион". Как и то, что дальше произошло с его автором…

P. S. В данном случае меня меньше всего интересуют отдельные персоналии. Но хотелось бы верить, что нынешнему руководству Укроборонпрома хватит мужества и интеллекта, чтобы сделать правильные для страны выводы. В первую очередь, необходимо внести изменения в технологии и кооперационную цепочку производства бронетехники. Расшить "узкие места", нужно обеспечить допуск импортной стали, таким образом повысив качество изделий и существенно увеличив производительность БТР-4. Но главное – разрубить Гордиев узел коррупции и круговой поруки в отношениях ЛКМЗ – военная приемка – ХКБМ.

Сергей Сгурец

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...