Повышение минимальной зарплаты: Латание дыр бюджета вместо борьбы с кризисом и бедностью

Вячеслав Черкашин
Вячеслав Черкашин

Старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации

За последующие 12 календарных месяцев размер минимальной заработной платы вырастет почти на 38%, до 6 500 грн sharij.net

Инициатива правительства повысить минимальную заработную плату приведет к вымыванию оборотных средств налогоплательщиков на сумму от 5,53 млрд грн и особенно болезненно ударит по малому и среднему бизнесу.

Об этом пишет Слава Черкашин на своей странице в Facebook.

На днях руководитель правительства доложил президенту о предварительном графике, по которому будут повышать минимальную заработную плату (далее - МЗП) в Украине. Так, с 1 сентября этого года она будет увеличена с 4 723 грн до 5 000 грн, с 1 января следующего года – до 6 000 грн, а с 1 июля 2021-го – до 6 500 грн. То есть, за последующие 12 календарных месяцев размер МЗП вырастет почти на 38%.

Сначала сухие цифры или ответ на простой вопрос: Сколько стоит бизнесу инициатива роста размера МЗП? По последним данным Госстата в марте 2020 года 3,1% штатных работников или 232,9 тыс. человек получили минимальный размер заработной платы. Рост размера МЗП приведет к росту фонда оплаты труда (минимального) в 2020-2021 годах (при условии того, что безработица не будет расти, как и количество лиц, получающих минимальную зарплату):

  • в период 01.09.2020-31.12.2020: (5000-4723) * 4 мес. * 232,9 тыс = 258,1 млн грн;
  • в период 01.01.2021-31.06.2021: (6000-4723) * 6 мес. * 232,9 тыс = 1 784,5 млн грн;
  • в период 01.07.2021-31.12.2020: (6500-4723) * 6 мес. * 232,9 тыс = 2 483,2 млн грн.

Рост фонда оплаты труда на 4,53 млрд грн, в свою очередь, станет объектом начисления нескольких налогов и сборов (сразу прошу прощения за несколько упрощенный подход в расчете), а именно:

  • налога на доходы физических лиц по ставке 18% или 0,81 млрд грн;
  • ЕСВ по ставке 22% или 1 млрд грн;
  • военного сбора по ставке 1,5% или 0,07 млрд грн;

Таким образом, инициатива о повышении МЗП с 4 723 грн до 6 500 грн приведет к принудительному изъятию оборотных средств бизнеса в 2020-2021 годах на сумму от 5,53 млрд грн (рост фонда оплаты труда и начислений на него).

Новости по теме: С сентября минимальная зарплата в Украине может вырасти до 5 тысяч, - Офис президента

Идем дальше. Экономическая теория свидетельствует о наличии у правительства выбора между политикой повышения минимальной зарплаты и стимулированием создания рабочих мест. В целом минимальная зарплата призвана снизить бедность среди тех, кто имеет работу. Вместе с тем, неадекватное развитие экономики и производительности труда повышение МЗП может привести к росту безработицы, прежде всего за счет сокращения неквалифицированных работников, и, из-за этого – обострению проблемы бедности.

А прогнозы роста национальной экономики неутешительные – минус 4,5-8,2% от ВВП в 2020 году и плюс 3,6% в 2021 (по расчетам МВФ), то есть рост в следующем году не компенсирует падение текущего. В то же время, инфляция сохраняется незначительной - по итогам 5 месяцев текущего года - плюс 1,8%. При этом, поднятие МЗП практически не повлияет на конкурентоспособность и уровень налоговой нагрузки для представителей крупного бизнеса (они имеют незначительное количество персонала с зарплатами, приближенными к размеру МЗП), однако больно ударит именно по интересам малого и среднего бизнеса, где количество наемных работников нередко составляет четверть, а то и треть персонала.

Исходя из этого, становится вероятным, что 38% повышения МЗП особенно болезненно ударит по малому и среднему бизнесу, который не сможет в условиях кризиса и фактической остановки экономической деятельности обеспечить соответствующее повышение заработной платы.

Это, в свою очередь, приведет к:

  • повышению налоговой нагрузки на малого работодателя или предпринимателя;
  • необходимости увольнения части персонала или их перевода на частичную занятость, в худшем случае - переход в неформальную занятость;
  • вынужденному переносу повышения налогов на себестоимость реализованной продукции (услуг), что для конечного потребителя спровоцирует рост цен, а для страны - рост инфляции;
  • снижение конкурентоспособности МСБ как по отношению к крупному бизнесу, так и к альтернативной импортной продукции;
  • увеличение социальной напряженности в стране.

Итог. Непрозрачный подход к поднятию размера минимальной заработной платы может стать одним из главных экономических "достижений" власти и приведет к вымыванию оборотных средств налогоплательщиков на сумму от 5,53 млрд грн. В таких условиях 2020-2021 годы можно будет смело охарактеризовать как годы "уничтожения" среднего класса и давления на малый и средний бизнес. Эта практика неприемлема, особенно в отношении решений с широким и неоднозначным экономическим и социальным воздействием, которые крайне трудно корректировать и пересматривать. Ничьи права не могут быть обеспечены за счет нарушения прав других.

Слава Черкашин



Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...