Поступление абитуриентов с оккупированных территорий в вузы без ВНО: Для чего нужен этот закон и что с ним не так?

ТЕКСТЫ.ORG.UA
ТЕКСТЫ.ORG.UA

Украинское независимое общественно-политическое и аналитическое интернет-издание

В этом году на внешнее независимое оценивание зарегистрировалось почти 380 тысяч участников pravda.com.ua

Принятие президентского законопроекта №3734 о льготном вступлении жителей оккупированных территорий в украинские вузы вызвало в обществе споры, которые нередко граничат с ссорами.

Об этом пишут Тексты.оrg.ua.

Одни радуются, что наконец дети из Донбасса и Крыма смогут получать высшее образование в украинских университетах. Другие возмущаются, что Украина за счет налогоплательщиков "будет учить сепаров", а обычным украинским детям, которые годами учились и готовились к ВНО, не хватит мест в желаемых вузах. Где здесь правда и в чем суть принятых изменений?

Абитуриенты из Донбасса и Крыма могли без ВНО вступать в десятки вузов. Теперь смогут во все

Упрощенная система поступления в вузы жителей оккупированных территорий не является чем-то новым. Она введена еще в 2016 году. Закон "О высшем образовании" предусматривал, что Министерство образования и науки определяет так называемые "уполномоченные учреждения высшего образования", в которых "устанавливает квоты зачисления лиц, местом жительства которых является временно оккупированная территория, для получения высшего образования на конкурсной основе по государственному заказу". По состоянию на июнь 2020 года таких учреждений было 84, их список постоянно дополнялся МОНом.

Именно в эти заведения жители Крыма и Донбасса могли поступать без ВНО, в пределах установленных квот. Конечно, они могли вступать и в другие украинские вузы, но на общих основаниях, сдавая ВНО. Приняв законопроект №3734, Верховная Рада исключила из Закона "О высшем образовании" понятие уполномоченных вузов и позволила жителям оккупированных территорий поступать на льготных условиях в любые, даже самые престижные университеты.

Не только без ВНО, но и без вступительных испытаний

Если до сих пор абитуриенты из оккупированных территорий вступали в украинские вузы, хотя и на льготных условиях, но все же "на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний", то теперь вступительные испытания и конкурсная основа поступления стали лишь одной из возможных опций. В любой вуз смогут вступить любые жители Крыма, оккупированных районов Донбасса или населенных пунктов на линии соприкосновения, "которые получили документ о полном общем среднем образовании". (От редакции: в двух разных частях принятого законопроекта об этом говорится по-разному: в одном отсутствуют упоминания о вступительных испытаниях и конкурсные условия вступления, в другой – они присутствуют).

Новости по теме: Проводить нельзя отменить: Проведение ВНО-2020 под вопросом, или Кого освободят от тестов

Максимально упростив вступление абитуриентам с оккупированных территорий, инициаторы законопроекта надеются вытянуть на подконтрольную территорию как можно больше молодежи из оккупации, чтобы через систему высшего образования интегрировать ее в общество. Ведь в прошлом году из оккупированных районов Донбасса в украинские вузы поступило только около 1600 абитуриентов, а из Крыма – вообще лишь 265 человек.

Эти цифры должны быть существенно большими, если Украина не хочет навсегда потерять молодое поколение жителей оккупированных территорий.

Бесплатные подготовительные курсы со стипендией

Важным новшеством закона является право жителей оккупированных территорий и населенных пунктов на линии соприкосновения на подготовительные курсы при украинских вузах. Для этого достаточно желания абитуриента – курсы продолжительностью до года будут бесплатными и с выплатой стипендии.

В законе написано о прохождении этих курсов с последующим поступлением в учреждения высшего образования как внутренне перемещенных лиц в порядке, определенном Условиями приема на обучение для получения высшего образования". Будут ли всех или большинство из тех, кто прошел такие курсы, зачислять в этот же вуз автоматически, или они будут сдавать ВНО или вступительные экзамены – из закона понять невозможно.

Не только дети

Несмотря на то, что инициаторы законопроекта постоянно говорят о "детях" с оккупированных территорий, в законе ничего не сказано о возрасте абитуриентов. Правда, и в действующей редакции закона так же нет возрастных ограничений. Однако значительное расширение льгот (вплоть до стипендии за подготовительные курсы) может значительно увеличить число людей зрелого возраста с оккупированных территорий, желающих без ВНО или вступительных экзаменов поучиться за счет украинского бюджета.

Хотя вряд ли это будут те, кто стрелял в украинцев, как можно услышать в дискуссиях после принятия закона. Ведь изменения образовательного законодательства не отменяют ни Уголовного Кодекса, ни усиленного внимания украинских спецслужб к абитуриентам с оккупированных территорий.

От редакции: косвенное ограничение есть в пока действующем приказе МОН от 2016 года, где указывается, что заявителем для поступления в украинский вуз должно быть лицо, которое завершило получение базового или полного общего среднего образования в учебном заведении на временно оккупированной территории после 20 февраля 2014 года.

Будут ли признавать оккупационные документы об образовании?

Если подходить буквально, то нет. Для поступления нужен документ о полном общем среднем образовании, требования к которому определены статьей 18 закона "О среднем образовании".

По украинскому законодательству, макулатура от так называемых "ДНР" или "ЛНР" или российской власти в Крыму такими документами не являются. Как и ранее, абитуриенты смогут получить аттестат в одной из школ на подконтрольной территории.

Однако, как отметила бывший министр образования и науки Лилия Гриневич, непонятно, по какому критерию теперь украинские школы должны выдавать такие документы.

Ведь в условиях карантина Государственная итоговая аттестация отменена. Как школа на подконтрольной территории может оценить знания ребенка с оккупированной территории? А от ВНО и, вероятно, даже вступительных экзаменов, абитуриенты с оккупированных территорий тоже освобождаются. То есть, из непризнанных Украиной школ они без всякой оценки знаний попадают в признанные Украиной вузы как лица, имеющие полное среднее образование. На практике это означает признание оккупационного школьного образования де факто.

Закон со многими неизвестными

Каким теперь будет размер квот для жителей оккупированных территорий?

Будут ли эти квоты создаваться в пределах имеющихся бюджетных мест и если да, то скольким обычным абитуриентам, которые добросовестно учились и сдавали ВНО, они перекроют путь к обучению на бюджете?

Кто будет решать, в каких случаях зачисление абитуриентов с оккупированных территорий происходит автоматически, а в каких – проводятся экзамены, и какие экзамены?

Смогут ли после подготовительных курсов абитуриенты с оккупированных территорий вступать в различные вузы или только в те, где они проходили курсы? С экзаменами или без? С ВНО или без? В пределах общей квоты или еще отдельных квот?

Если какие-то жители оккупированных территорий будут учиться заочно, приезжая лишь для проставления оценок в зачетках, не будет ли это имитацией обучения за бюджетный счет просто ради получения полноценного диплома? При этом, такие студенты будут жить на оккупированных территориях, и их интеграция в украинское общество не состоится.

Ответы на эти и многие другие вопросы должно дать профильное министерство. Ведь именно оно должно устанавливать квоты и подробно описать в Условиях вступления, что именно имели в виду законодатели.

Нечеткость законодательных норм создает огромные возможности для злоупотреблений через подзаконные акты МОН. Тем более, что депутаты почему-то приняли очень странную норму: нормативно-правовые акты, изданные для реализации закона "О высшем образовании", отныне не будут считаться регуляторными актами. То есть, не будут подлежать регистрации в Министерстве юстиции, но де факто будут регулировать права и обязанности студентов, абитуриентов и работников учреждений высшего образования.

И все эти документы и правила будет утверждать МОН во главе с одиозным и.о. министра Сергеем Шкарлетом.

Нарушение процедур

Конечно, многие проблемные моменты в законопроекте можно было бы снять во время процедуры второго чтения. Однако правящая партия грубо нарушила регламент, вынеся проект на внеочередное заседание 3 июля и на этом же заседании приняв его в целом.

"Слуги народа" на ровном месте устроили настоящую истерику, требуя принимать закон не только в целом, но и без обсуждения. Депутатов, которые решались апеллировать к регламенту и здравому смыслу, спикер, первый вице-спикер и депутаты от правящей партии в откровенно хамской манере обвиняли в желании "поболтать" вместо того, чтобы молча дружно давить на зеленые кнопки. В итоге, несмотря на протесты фракции "ЕС" и вопреки регламенту, закон все-таки приняли в целом, с толкотней, скандированием и улюлюканьем.

Заявления, что растоптать демократическую процедуру нужно было для экономии времени – неубедительны. Во-первых, Зеленскому никто не мешал внести этот проект раньше. Во-вторых, "слуги народа" потратили целую пленарную неделю на рассмотрение законопроекта об игорном бизнесе, и только в пятницу вдруг вспомнили о детях Донбасса и Крыма. В-третьих, сократив время на второе чтение, депутаты спокойно могли принять закон в целом на очередном заседании 13 июля, или даже созвать ранее внеочередное заседание. Разница во времени – считанные дни, зато закон имел бы все шансы быть значительно качественнее и четче.

Справедливость для всех

Хотя стремление интегрировать молодежь с оккупированных территорий в украинские вузы является правильным, многие восприняли этот закон как чрезмерное нарушение принципа справедливости. Начиная от абитуриентов, которые добросовестно учились в школе и готовились к ВНО, и их родителей, заканчивая семьями погибших и ветеранскими организациями. Последние возмущаются, что даже дети погибших украинских воинов не имеют подобного уровня льгот при поступлении в вузы.

ВНО для всех много лет воспринималось как живое воплощение равенства и справедливости, залог соревнования знаний, а не денег, связей и льгот. И поэтому на фоне предыдущих разговоров во властных кругах о нивелировании ВНО многие расценили новый закон как выразительный шаг в этом направлении.

Новости по теме: Отменит ли новый и.о. министра образования Шкарлет ВНО?

Решая одну важную проблему, власть, таким образом, порождает другую.

Пожалуй, лучшим выходом из ситуации было бы сразу после вступления в силу принятого закона написать еще один законопроект, который снимет по крайней мере самые острые проблемные вопросы. Например, установит хотя бы какие-то рамки для квот, позволит поступать без сдачи ВНО детям погибших украинских военнослужащих и установит верхнюю планку возраста абитуриентов с оккупированных территорий, претендующих на льготное поступление. Только важно, чтобы этот уточняющий закон принимался открыто, в нормальном диалоге с обществом и в полном соответствии с регламентом.

Тарас Шамайда



Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...