Плати или бомжуй: Как "слуги народа" станут коммуналку собирать

Антонина Славицкая
Антонина Славицкая

Юрист, народный депутат IX созыва, парламентский комитет по вопросам антикоррупционной политики

Фото из открытых источников

На днях я писала текст ко Дню Конституции, где отметила, в частности, что государство, которое мы построили, слишком слабо, чтобы соответствовать духу и букве им же выписанных законов. Оно как тот атлет, который вышел на арену или беговую дорожку с намерением "выжать вес" или пробежать дистанцию на рекорд, но упал на середине пути. Мы взяли хороший старт, но дальше не хватило дыхания или мускулатуры, и наши декларации превратились в декорации: красивая обложка, за которой – пустота.

Это длинное вступление – неспроста: по Конституции, каждому гражданину гарантируется право на жилье (ст. 41). Причем сказано, что государство – внимание! – "создает условия", при которых такое жилье может быть приобретено или взято в аренду. От себя добавлю, что, хотя об этом и не говорится в законе, вполне очевидно, что такие условия распространяются и на возможность содержания этого жилья. То есть оплаты коммунальных услуг, возможности сделать ремонт и тому подобное. Человеческое достоинство, о котором так красиво говорится в ст. 3 Конституции Украины, заключается, в частности, и в том, чтобы не жить в нищете, а иметь по крайней мере минимум для удовлетворения первоочередных потребностей.

Но вот как раз это жилье у граждан предлагают забирать за долги по коммуналке. Такие случаи были и раньше, но – единичные, точечные. С принятием законопроекта №3613 масштабы изъятия объектов недвижимости могут значительно расшириться. Конституция говорит о том, что индивиды могут быть лишены жилья, но исключительно "на основании закона" и "по решению суда". Проблема законопроекта №3613 заключается в том, что коммунальщики смогут взимать долги через суд по упрощенной процедуре, а должники даже не будут в курсе, что такая процедура начата.

К тому же, документ предусматривает, что долги могут списываться за счет зарплат и социальных выплат любого рода. Как человеку жить без зарплаты – документ не уточняет. Возможно, если бы спросить об этом у его авторов (а все они принадлежат к провластной фракции), разработчики законопроекта посоветовали бы – как это сделал когда-то их коллега – продать "собаку элитной породы", а при отсутствии оной продать что-либо иное, возможно, "лишнюю" почку. Это, конечно, ирония, и при этом – очень горькая, потому что проблема с колоссальными долгами за услуги ЖКХ существует, но данный законопроект ее не только не решает, но усугубляет и загоняет в тупик.

На всякий случай, хочу напомнить коллегам, которые, возможно, позабыли: Украина только что вышла из жесткого карантина, который, возможно, еще возобновят в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации. Этот карантин, введенный не вовремя и непродуманно, не столько защитил населения от вируса, сколько убил часть бизнеса. А те предприниматели, которые выжили, все равно потерпели очень значительные убытки. Последнее проявление "заботы", нужное сейчас людям, это чтобы их выгнали на улицу. Власть, не понимающая столь элементарных вещей, безусловно, обречена.

Новости по теме: После карантина: Как будут выживать украинцы

Однако возвращаясь к тексту законопроекта. В пояснительной записке к нему сказано, что общая сумма коммунальной задолженности по Украине превышает 63 миллиарда гривен. Поэтому с 1 октября внедряется схема обязательной реструктуризации долгов. Пользователь может заключить договор с компанией, предоставляющей соответствующие услуги, и в течение 60 месяцев погасить задолженность. Если он этого не сделает, а вдобавок еще и проигнорирует текущие долги, поставщик услуг может взыскать задолженность через суд.

И если суд встанет на сторону истца, должников ждет исполнительный документ и принудительное взыскание: 50% зарплаты ежемесячно до полного погашения долгов. Но если задолженность за ЖКУ превышает сумму платежей за три месяца, правила становятся еще более жесткими, вплоть до взыскания за счет имущества должника. Не забывайте также и о пене: ее будут начислять за каждый день просрочки. Если задолженность по коммуналке превысит сумму соответствующих платежей за один год, то штраф составит 20% от долга, если два года – 30%, три года – 50%.

Законопроект №3613 предусматривает и ряд неимущественных наказаний: запрет на выезд за границу, ограничения в праве водить машину, пользоваться оружием, а также ходить на охоту. Восстановить свои права можно, только заплатив долг.

Вот такие правила игры подготовили "слуги" для своего народа, поздравляя его с очередным падением экономики и – как следствие – общего уровня жизни. Но, как и всегда, данные правила будут существовать лишь для определенных – наименее защищенных – слоев населения. То есть для тех, кого штрафовали за прогулку в парке во время карантина или за забытый дома паспорт. В то же время любые наказания благополучно обошли как большой бизнес и сращенную с ним власть (пример ресторана "Велюр" в этом отношении очень красноречив), так и первых лиц государства, которые позволили себе распитие кофейку с нарушением социальной дистанции. А среди этих лиц, как мы помним, был и действующий президент Зеленский, и "президент-2029" Виктор Ляшко.

Но огромное неравенство, в условиях которого живет Украина – опять же, вопреки задекларированному Конституцией равноправию – сказывается не только по линии "рядовые граждане – руководящая верхушка". Неравенство проявляется и в том, в каких неодинаковых условиях находятся потребитель и поставщик услуг. В их отношениях наблюдается полная асимметрия. Если не платит потребитель, его можно прессовать как угодно. Но если монополист предоставляет услуги некачественно, несвоевременно или по завышенным тарифам, на него невозможно найти управу даже в суде.

Кстати, о суде. В вопиюще различных условиях находятся также "маленький" украинец и большой и грозный суд. В Украине судебные процедуры и так упрощены до минимума, ведь существует такое понятие, как "судебный приказ", согласно которому суды рассматривают иски коммунальных организаций без участия должника. Уже сейчас любая коммунальная компания может подать на должника иск в суд. А дальше даже без приглашения должника и рассмотрения его контраргументов может быть выдан судебный приказ о взыскании этих денег.

Должника об этом известят письменно, и в течение определенного времени он сможет опротестовать судебное решение. Но в условиях, когда многие живут не по месту регистрации, значительная часть людей получит известие о судебном приказе с опозданием и, соответственно, не сможет вовремя его опротестовать. А судебные решения тем временем вступят в силу и попадут в исполнительную службу. Законопроект №3613 поставит данную схему на поток – конечно, при условии его принятия парламентом.

А такое принятия к сожалению, возможно. Во-первых, потому, что речь идет об авторском коллективе из рядов монобольшинства. Во-вторых, потому, что и в данном вопросе торчат уши МВФ. Государство не просто так пытается выжать из граждан последнее - именно такими оно видит свои обязательства перед международным кредитором. И это выжимание будет жестким, чтобы не сказать – жестоким и с криминальным душком. Вполне вероятно, что в дополнение к №3613 через Раду протянут и закон о коллекторских службах, а это означает, что "титушки в законе" начнут массово заниматься выбиванием долгов или квартир – не гнушаясь методами и не обращая внимание на последствия.

Последствия же обещают быть крайне плачевными. Конечно, усилится бедность и социальное недовольство. Толпы на границе лишний раз покажут, что граждане, загнанные в тупик, голосуют ногами. Миф о том, что в Украине – самая дешевая коммуналка, в очередной раз рухнет, потому что, в конце концов, оперировать следует не вырванными из контекста цифрами, а лишь сопоставляя расходы на те или иные товары и услуги с уровнем доходов граждан. Наш же уровень доходов никак не успевает за темпами повышения коммунальных цен.

Вместо того, чтобы писать подобный дискриминационный законопроект, власть должна сформировать модель справедливых цен (не в угоду монополистам, но исходя из реальных расценок на услугу) плюс заморозить рост тарифов на определенный период времени, пока наша экономика (если только она на это способна) не начнет демонстрировать хоть какой-то рост. В конце концов, если мне не изменяет память, по тарифам у президента Зеленского был отдельный пункт в его предвыборной программе.

Власти стоит хотя бы иногда выполнять свои обещания, помня, что силовые методы (какие бы формы они не принимали) не являются решением проблемы. Но являются хорошим стимулом для протестных масс, чтобы указать власти на двери еще до завершения ее каденции. Впрочем, парламентарии из большинства еще могут поддержать альтернативный законопроект под номером 3613-1, внесенный фракцией ОПЗЖ. Или и дальше гнуть свою линию. Кстати, комитет, указанный как главный для данного законопроекта, это – комитет по вопросам социальной политики под управлением небезызвестной Галины Третьяковой. Неудивительно, что законопроект написан в лучших традициях этого комитета.

Потому что, так сказать, не стерилизацией единой... Количество украинцев можно сокращать различными методами, среди которых доведение до предела – довольно действенный вариант. Только вот зачем он вам, коллеги? Думай-ТЕ.

Антонина Славицкая

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.