live

Нефтяная война Москвы и Минска открывает возможности для Украины

Игар Тышкевич
Игар Тышкевич

Эксперт Украинского института будущего

Нефтепровод "Одесса-Броды" slovo.odessa.ua

"Нефтяная война" между Россией и Беларусью дает возможность запустить прокачку нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Сегодня это пустая труба на шее украинского правительства. Она убыточна, поскольку не работает. Ее запуск - выход в ноль, но если будут значительные объемы, то будет и доход в бюджет.

Об этом пишет Игар Тышкевич на своей странице в Facebook.

Минск заканчивает выбивать миллиард долларов у Кремля.

На этом фоне выстраивается многообещающая конфигурация с участием Украины.

Пришло сразу несколько новостей.

1. РФ согласилась на компенсацию за грязную нефть из расчёта 15 долларов на баррель. Это означает, что на тонне Urals (7,28 барреля) получаем 109,2 доллара США. Теперь эту сумму умножаем на объёмы грязной нефти - это 5 миллионов тонн (примерно). Таким образом Россия должна заплатить Беларуси около 550 миллионов долларов США. Но это не все деньги. Есть ещё компенсация за повреждённое оборудование белорусских НПЗ, в первую очередь, в Мозыре. Тут, естественно, Беларусь выкатывает дополнительные условия и включает "режим калькулятора". Учитывая, что кроме повреждения были сорваны сроки завершения модернизации, думаю, стоимость претензий озвучена в размере не менее 1 млрд долларов. Косвенно это подтверждает министр иностранных дел Беларуси Макей, который вчера оценил убытки от падения экспорта в 2 млрд. Окончательная сумма компенсации по статье "НПЗ", естественно, будет меньшая. Но не менее 400-500 млн долларов. Итого РФ вероятнее всего заплатит Беларуси около 1 миллиарда.

2. Транснефть сообщила, что она уже получила от российских компаний заявки на прокачку нефти в Беларусь на белорусские НПЗ. То есть Москва таки идёт на компромиссы и Беларусь может рассчитывать на ценовые условия, близкие к условиям прошлого года (с учётом колебания цен на мировых биржах).

3. Новостей из Казахстана нет. Это означает, что РФ категорически не пускает казахскую нефть в нефтепроводы для передачи в Беларусь.

4. Беларусь намерена начать прокачку нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Речь идёт о нефти, "купленной в Чёрном море". Это может быть нефть из РФ, Азербайджана и... Казахстана. Причём, если говорить о "российской" и "казахской" нефти, то, вероятнее всего, это сырьё, поступающее на загрузку в Новороссийск по Каспийскому трубному консорциуму - то есть, добытое на территории Казахстана компаниями, среди которых американские, французские, итальянские, китайские, собственно казахские и... немного российские.

Если п.4 имеет место быть, поставки начнутся и будут продолжаться, то в 2020 году по ценам сырья украинский маршрут будет менее выгодным, чем получение из РФ, но уже в 2021 можно будет выходить на долгосрочные контракты и объёмы.

Операторы рынка имеют возможность использования нефтепровода "Одесса – Броды" как единого уже существующего нефтепроводного маршрута из бассейна Черного моря на рынки Центральной Европы

oilgas-expo.com

Параллельно с этим стоит следить за судебными процессами вокруг компании ЛатРосТранс, которая должна Беларуси 60 млн евро и владеет трубопроводом Полоцк - Вентспилс. Компания принадлежит (частично) Транснефти и в 2010 году остановила работу трубопровода, дабы не допустить возможности закупки нефти через латвийские порты с дальнейшей поставкой в Новополоцк. Оборот ЛатРосТранса за 2019 г. - 10 млн евро. И если они проигрывают апелляцию - либо платят (денег у них нет), либо на оплату деньги передаёт Транснефть, выкупая пакеты акций (но на это не даст согласие антимонопольная служба Латвии), либо процедура банкротства. В последнем случае Беларусь может пробовать забрать "трубу". И получит трубопровод к портам. Дальше, думаю, понятно.

Ещё одно направление - Польша, которое перспективно с точки зрения использования Дружбы в реверсе. Но для этого нужны гарантированные объёмы. Да и сами поляки не слишком хотят включаться, используя трубу для транзита российской нефти. Поэтому вопрос объёмов и дальнейшего диалога Минска и Варшавы ключевой.

Теперь вернёмся к теме Одесса-Броды. Сегодня это пустая труба на шее украинского правительства. Она убыточна, поскольку стоит. Её запуск - выход в 0 либо, если будут объёмы - в прибыль.

Но есть большая вероятность того, что Россия попытается повторить комбинацию 2006-8 и 2010-11 годов, когда на фоне нефтяной войны "заливала" Беларусь дешёвой нефтью, делая даже технически невозможным приём альтернативы на беларусских НПЗ. Как только Минск сворачивал переговоры об альтернативе, не выходя на обсуждение серьёзных объёмов и долгосрочных контрактов, позиция РФ менялась. Нефтяная подушка вновь превращалась в дубинку. Дважды Беларусь наступала на такие грабли. Пока, судя по заявлениям (в том числе и о нефти через Украину) - третий раз набивать шишку не спешит. Это хорошо.

Теперь о значении всего сказанного.

1. Стабильные объёмы по Одесса - Броды - уже уменьшение нефтяной дубинки Путина. Это, кроме всего прочего, возможность для Украины продавать свою нефть на переработку для создания стратегического резерва, который обязана иметь по договору об ассоциации с ЕС.

2. Решение "латвийского вопроса" с ЛатРосТрансом в пользу Беларуси и получение Минском контроля над трубой на севере - это создание нефтяного маршрута Балтийское-Чёрное море. Или, если хотите, создание двух альтернативных точек входа в систему Дружбы. Это меняет позиционирование РФ.

3. Приход альтернативных поставщиков с большими объёмами - это возможность игры на конкуренции РФ на рынке поставки сырья на НПЗ региона. Это уже не только экономика, но и политика - вопрос, затрагивающий сразу несколько стран.

4. Это просто деньги. Деньги в украинский бюджет от работающей трубы, деньги в белорусский бюджет от работающих НПЗ.

5. Это (при наличии объёмов и дальнейшем развитии) изменения баланса сил на рынке нефтепродуктов в Украине, чему не будут рады сразу несколько ФПГ.

И, наконец, всё перечисленное выше не снимает необходимости для Украины привлекать инвесторов для строительства нового современного НПЗ. Желательно американского. Но для этого нужна такая мелочь, как реформы и гарантии для инвесторов.

Игар Тышкевич

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...