Между Габоном и Эквадором: Долговая и финансовая устойчивость Украины - исследование

Богдан Данилишин
Богдан Данилишин

Украинский политик, экономист и государственный деятель. Министр экономики Украины в 2007-2010 гг

Пешеход проходит мимо дисплея, который показывает информацию о фондовых рынках EPA-EFE

До последнего времени предыдущие правительства и НБУ говорили о сложившейся макроэкономической стабильности, которая закладывает основы для дальнейшего развития страны. Но, как показала реальность, макроэкономический фундамент может дать существенные трещины.

Об этом пишет Богдан Данилишин на своей странице в Facebook.

К вопросу о долговой и финансовой устойчивости страны.

2 мая 2020 г. The Economist опубликовал исследования о задолженности развивающихся стран под красноречивым заголовком "Следующие в очереди".

The Economist составил рейтинг 66 стран, используя 4 индикатора финансовой устойчивости (см. график). Они включают показатели государственного долга, внешнего долга (государственного и частного) и его стоимость (где возможно, как доходность по государственным облигациям в долларах США). Также были рассчитаны плановые внешние платежи текущего года (дефицит текущего счета и платежи по внешнему долгу) в сравнении с объемом международных резервов. Место страны в рейтинге определяется путем усреднения мест по этим индикаторам.

Согласно рейтингу, Украина оказалась среди наиболее уязвимых стран по показателям долговой устойчивости, заняв 53 место из 66 стран, между Габоном и Эквадором, последний из которых недавно отложил выплату $800 миллионов по облигациям на 4 месяца, чтобы преодолеть последствия пандемии.

Новости по теме: Зеленский: Украина срочно нуждается в финансовых ресурсах, чтобы предотвратить банкротство

Этот перечень дополняет Аргентина, которая пропустила платеж $500 миллионов по внешним облигациям. Если ей не удастся договориться с кредиторами об обмене ценных бумаг на менее привлекательные для инвесторов до 22 мая, это будет пятый дефолт страны в ее истории; Ливан, который объявил дефолт на $1.2 миллиарда в марте, и Венесуэла, которая задолжала "баррели" денег (и сырой нефти) владельцам облигаций, банкирам и благотворителям из Китая и России. В круг потенциальных дефолтов может скоро попасть Замбия, которая планирует нанять советников для "упражнения по управлению обязательствами", чтобы договориться с кредиторами заплатить "несколько меньше" и "чуть позже", чем было обещано.

Украина получила "бледно-красную" карточку по всех долговых метриках (объем, стоимость, покрытие резервами). Примечательно, что стоимость обслуживания долга в Украине вдвое выше даже чем в США (3.6% против 1.8% от ВВП). Отсюда основной риск: рост долга более высокими темпами, чем экономика, грозит "взрывной" траекторией государственного долга, даже без дополнительных заимствований.

При таких условиях более высокие темпы инфляции (свыше уровня процентных ставок по долговым обязательствам) должны помочь "развить" долговую нагрузку на экономику после кризиса. Центральные банки, в которых инфляция была ниже цели (в том числе Украина), должны позволить ценам "догнать" целевую траекторию, что возможно сделать без просмотра инфляционной цели.

Учитывая системность долговой проблематики, Украине нужно осуществить комплекс действий по повышению долговой устойчивости как на уровне государства, так и частного сектора, чтобы не стать "следующей в очереди". К таким шагам относятся:

  1. Оптимизация и приоритизация государственных расходов (фокус на инвестиции с мультипликационным эффектом для роста).
  2. Максимальная утилизация дешевого ресурса официальных кредиторов и ресурсов программ развития ($6.8 млрд выделены, но не использованы – исследования НИСИ).
  3. Развитие внутреннего финансового рынка (НБУ имеет возможность содействовать его развитию через монетарные инструменты и структурные мероприятия в сегменте немонетарных инструментов).
  4. Стимулирование спроса на ОВГЗ для снижения стоимости государственных заимствований в гривне и расширение инструментария внутренних заимствований в валюте (ОВГЗ на внешних рынках ~10%, валютные депозиты ~3%).
  5. Меры по стимулированию внутреннего производства и потребления (снижение дефицита текущего счета).
  6. Переговоры с кредиторами на предмет рефинансирования внешней задолженности (частный сектор это делает - пример ДТЭК)
  7. Валютные своп-линии с МФО (соответствующая инициатива обсуждается МВФ).
  8. Политика увеличения международных резервов.

Только решительные и профессиональные действия на государственном уровне позволят государственным облигациям Украины (ОВГЗ) перестать быть "грязной рубашкой" (по определению The Economist) в глазах международных инвесторов, а стране – стать надежным партнером для мира.

---------
В целом, по данным издания, задолженность правительств развивающихся стран составляет $17 триллионов, или 24% от глобального объема государственного долга. По восемнадцати из них в 2020 году были снижены кредитные рейтинги Fitch, более чем когда-либо ранее.

С января 2020 года иностранные инвесторы изъяли около $100 миллиардов с финансовых рынков развивающихся стран, согласно данным Института международных финансов. Это втрое превышает объем оттока за аналогичный период после начала глобального финансового кризиса. В марте премия за риск для развивающихся рынков по долларовым облигациям выросла до проблемного уровня (более 10 процентных пунктов) для около 20 стран, что является рекордным значением.

В течение 2020 года приведенные выше 66 экономик должны найти $4 триллиона для обслуживания внешних долгов и покрытия дефицитов текущего счета. Если исключить Китай, эта сумма составляет $2.9 триллиона. Однако это без учета резервов, которые страны успели накопить. Правительства этих стран имеют $8 триллионов в резервах (почти $5 триллионов без Китая). Половина стран имеют достаточно резервов для осуществления всех выплат по внешнему долгу и текущему счету в этом году. Другие (включая 27 стран из 30 последних в рейтинге) имеют кумулятивный дефицит резервов на уровне $500 миллиардов. На сегодня самый большой разрыв у Турции, которая быстро израсходовала резервы, пытаясь поддержать курс лиры.

Более 100 стран уже обратились за помощью к МВФ. Фонд уже утвердил 40 быстрых и небольших займов для преодоления последствий природного бедствия. Некоторые страны становятся "постоянными клиентами" МВФ. Например, Египет обратился за помощью лишь через 9 месяцев после использования последнего транша по программе 2016 года.

Богдан Данилишин

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...