Как власть пыталась закрутить гайки, или Сентябрьская агрессивная налоговая мысль

Вячеслав Черкашин
Вячеслав Черкашин

Старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации

Фото из открытых источников

Начало политического сезона ознаменовалось регистрацией в финансово-налоговом комитете более тридцати законопроектов (с 01.09 по 02.10), в большинстве направленных на поиск путей восстановления контроля над сбором налогов в стране, включая усиление административного и налогового давления.

Об этом пишет Вячеслав Черкашин на своей странице в Facebook.

Кстати, как и предполагалось год назад, комитет с такими сверхширокими сферами влияния (от НБУ и Минфина до налоговой, таможни и финансовой разведки) оказался чемпионом по количеству законопроектов, где комитет определен как главный исполнитель – на 05.10.2020 года на отработке находится 338 законопроектов.

В то же время в следующих по нагрузке комитетах по правоохранительной деятельности и социальной политике соответственно лишь 240 (на 41% меньше) и 189 (на 79% меньше) проектов. Логично предположить, что подобный перекос в нормативной плотности не способствует ни качеству, ни своевременности рассмотрения законопроектов парламентом, хотя депутаты несомненно стараются.

Но вернемся к главному, сентябрьская налоговая мысль двигалась в хаотичных, но предсказуемых магистральных направлениях - бюджет + нужды олигархии/крупных игроков. В бюджетной плоскости с первой и, пожалуй, единственной за последний год большой инициативой выступил Минфин. Под бюджет-2021 был вынесен проект 4101, что оказался удивительно беззубым по отношению к поддержке бизнеса, но откровенно профискальным с точки зрения сбора налогов – "убивает" мораторий на проверки, режет перенос убытков прошлых лет (убытками 2015 года уже нельзя будет уменьшать налог на прибыль в 2021 году), делает попытку недружественной ревизии норм недавно принятого Закона 592 про спящие ФОПы в части отмены освобождения с 01.01.2021 ФОПов - совместителей от уплаты ЕСВ. Не удивительно, что проект получил сразу несколько депутатских альтернатив (4101-1,2,3).

Новости по теме: Списание долгов бизнеса: Девять налоговых новаций от Минфина при подготовке бюджета на следующий год

Вообще сентябрь отметился сразу несколькими агрессивными проектами в сфере более строгого сбора налогов:

  • отмена в условиях действия карантина моратория на проверки для крупных плательщиков налогов (правительство оказалось более радикальным), их по списку 1629 компаний (проект 4045);
  • добиваем банковскую тайну, обеспечивая доступ нереформированных налоговиков к банковским счетам юридических и физических лиц (всех, а не только предпринимателей), а также их контрагентам и назначению платежей (проект 4073);
  • протягиваем руку помощи почти ликвидированной налоговой милиции через регулирование переходных норм по ее ликвидации (6 месяцев после принятия закона про Бюро экономической безопасности), хотя по сути это скрытая форма усиления легальности ПМ и пролонгация срока ее работы на следующий бюджетный год (проект 4090).

Особой остротой отметились сражения на энергетическом и сигаретном фронтах:

  • две последовательные попытки установить до конца года особый механизм финансирования нужд Нефтогаза и Укрнафты за счет их же налогов и долгов на 32 млрд грн (проект 3005а – отозван, проект 4120 – в работе). Очевидно, что принудительное изъятие дивидендов в бюджет-2020 и текущие убытки в 11,5 млрд сильно пошатнули финансовую стабильность НАКа;
  • попытка передела рынка топлива (уже третья с декабря 2019 года) через игры со ставками акцизов на бензин и автогаз – проект 4098 получил сразу четыре альтернативы (4098-1,2,3,4) и нас ожидает малоувлекательная схватка "бульдогов под ковром", а на кону интересы нескольких миллионов украинцев, переоборудовавших свои машины под газ;
  • перенос внедрения европейской системы контроля за оборотом сигарет на базе уникальных идентификаторов на 01.07.2024 (проект 3044а-2), а также интрига по аннигиляции достаточно сомнительного решения КМУ о создании национального оператора в сфере оптовой торговли сигаретами, что проталкивается под монополиста рынка "Тедис Украина" (проект 4170).

Из экзотического контента следует отметить нетривиальный проект по легализации самогоноварения в стране (проект 4127) с целью поддержки молочной отрасли. При этом для получения нулевого акциза на 100 литров "сивухи" аграриям придется регистрироваться ФОПом и держать коров, чтобы производить тонну молока в месяц. А еще увидел свет очередной проект налоговой амнистии для "евробляхеров" вкупе с безналоговым ввозом (без НДС, акциза, пошлин, военного сбора и пенсионного сбора) одного авто для "социальных" слоев населения - инвалиды, ветераны и т.д. (проекты 4172 и 4173). Нужно отдать должное терпеливости и настойчивости депутатов, пытающихся далеко не в первый раз решить эти болезненные проблемы.

Новости по теме: Налоговая амнистия: Международная практика и украинские реалии

К сожалению, украинцы в сентябре так и не увидели анонсированных нулевого декларирования или полной замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал (IT-суррогат под № 3933-1 не в счет). Видимо, опять не ко времени.

Таким образом, сентябрь четко артикулирует дальнейшую вульгаризацию и болотизацию налоговой политики государства через:

  • практическую остановку больших реформ (окно возможностей закрылось), их обмельчание до попыток решения локальных проблем;
  • активизацию лоббистов от олигархических групп и крупных компаний (они снова набирают силу, постепенно восстанавливая правила игры, замороженные в 2019 году);
  • поиск со стороны властей путей восстановления контроля над сбором налогов в стране, включая проверенные методы усиления административного и налогового давления, несмотря на огромную неопределенность и возможное повторение экономической изоляции.

Вячеслав Черкашин

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...