live
Новости » Мир Читати новину українською

Истребитель-паразит, или Как был создан самый маленький боевой самолет в мире за всю историю авиации

Александр Соколовский
Александр Соколовский

Украинский бизнесмен, основатель группы компаний "Текстиль-Контакт"

McDonnell XF-85 истребитель-паразит "Goblin" - американский реактивный самолет, создававшийся как истребитель сопровождения, который мог бы базироваться на тяжелом бомбардировщике Convair B-36.

pikabu.ru

В декабре 1942 года ВВС США объявили конкурс под названием "Проект МХ-472" - сопровождение тяжелого сверхдальнего бомбардировщика. По ряду проектов выбор пал на "истребителя-паразита", который большую часть полета находился внутри корпуса бомбардировщика, а в случае необходимости - выпускался наружу.

Об этом пишет Александр Соколовский на своей странице в Facebook.

Самый маленький реактивный истребитель в мире - McDonnell XF-85 (или "истребитель-паразит").

История McDonnell XF-85 "Goblin" тесно связана с историей межконтинентального стратегического бомбардировщика Convair B-36. Первые мысли о создании бомбардировщика, который мог бы стартовать с территории США, преодолеть огромное расстояние до позиций противника, и, выполнив боевую задачу, вернуться обратно, появились у американских военных еще в 1941 году. Его разработка затянулась настолько, что принять участие в войне он уже не успел. Когда постройка машины с радиусом действия около 9000 км была близка к завершению, выяснилось, что она не совсем вписывается в принятую в то время концепцию применения бомбардировочной авиации: не существовало истребителя сопровождения, способного в течение всего полёта следовать за таким бомбардировщиком. Обычные самолёты — да и те, которые могли бы быть спроектированы для старта с аэродромов вместе с Convair B-36 не подходили: первые из-за явно недостаточной дальности полёта, а вторые получились бы чересчур тяжёлыми, и потому не способными эффективно отразить атаку перехватчиков противника. Кроме того, пилот такого истребителя, находясь на протяжении всего полёта в постоянном напряжении, оказывается непомерно уставшим к тому моменту, когда возникает необходимость вести воздушный бой. Представители ВВС США посчитали, что эти проблемы могут быть решены только при использовании нестандартного подхода.

В декабре 1942 года ВВС США объявили конкурс под названием "Проект МХ-472" — эскортирование тяжелого сверхдальнего бомбардировщика. В течение двух лет специальная комиссия рассмотрела ряд проектов, но выбор пал на проект "истребителя-паразита", который большую часть полёта находился бы внутри корпуса бомбардировщика, а в случае необходимости — выпускался наружу. Решение не было абсолютно новым — дирижабли подобной схемы существовали ещё за двадцать лет до постройки Convair b-36.

Стратегический бомбардировщик Convair B-36, под который проектировался "Goblin" wikipedia.org

Единственной фирмой, представившей на рассмотрение комиссии достаточно серьёзно проработанный проект самолёта такого типа, была совсем молодая компания "McDonnell". Несмотря на ряд возникших проблем, инженеры фирмы под руководством Германа Баркли, работавшего до образования компании "McDonnell" на фирме "Curtiss", в короткий срок представили несколько проектов, отвечавших требованиям ВВС. Были предложены варианты, отличающиеся видами крепления: полуутопленной или внутренней подвеской. К началу 1945 года представители ВВС США выбрали проект, предусматривавший внутреннюю подвеску.

В марте 1947 года от ВВС США поступил заказ на разработку двух опытных образцов, а 23 августа 1948 года состоялся первый самостоятельный полёт. Самолёт был запущен с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В.

Из-за своих маленьких размеров кабина пилота была довольно тесной. Тем не менее, учитывая, что бомбардировщик мог подниматься на высоту до 13000 м, в истребителе был предусмотрен обогрев, герметизация кабины с кислородной системой и дополнительный баллон с кислородом в случае покидания пилотом самолета. Пилот размещался в одном из самых первых катапультируемых кресел, причем из-за тесноты отстреливался не только колпак кабины, но и приборная доска – иначе пилот повредил бы ноги.

В результате лётных испытаний было установлено, что турбулентность вокруг бомбардировщика создаёт серьёзные проблемы с управлением. Вкупе с тем, что такой минатюрный самолёт не мог обладать скоростью и маневренностью истребителей, с которыми ему пришлось бы сражаться, это привело к прекращению дальнейшей разработки. Всё это привело к тому, что проект был закрыт в 1949 году...

ЛТХ (Летно-технические характеристики, - Ред.):
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 4,5 м
Размах крыла: 6,4 м
Высота: 2,53 м
со сложенным крылом: 3,32 м
Площадь крыла: 9,34 м²
Масса пустого: 1807 кг
Нормальная взлётная масса: 2540 кг
Объём топливных баков: 435 л
Максимальная скорость: 1043 км/ч
Крейсерская скорость: 689 км/ч
Продолжительность полёта: 77 мин
Практический потолок: 14 249 м
Скороподъёмность: 63,5 м/с
Время набора высоты: 10668 м за 5,1 мин
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 4 × 12,7 мм пулемёта с 1200 патр.

До сих пор Goblin является самым маленьким истребителем за всю историю авиации.

Александр Соколовский

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...