Новости » Мир Читати новину українською

Этот танк был огромным провалом: Почему советское чудовище не остановило нацистскую армию?

The National Interest
The National Interest

Американское аналитическое издание по военно-политической тематике с печатным журналом

Захваченный германской армией советский танк КВ-2, июнь 1941 года Bundesarchiv

В годы Второй мировой советские танки прославились прочностью и надежностью, но громоздкие 47-тонные КВ оказались уязвимыми для фланговых маневров Вермахта. И при всей своей мощности уничтожить немцев эти танки не смогли.

Об этом пишет The National Interest.

При всей своей мощи довершить начатое он не мог.

Вкратце: танк КВ — диковинка. В 1941 году он был тяжелее любого танка немцев. Однако нанести решающий удар в жестокие первые месяцы войны он так и не смог.

На следующий же день после начала немецкого блицкрига против Советского Союза в июне 1941 года более 200 нацистских танков двинулись через Литву на Ленинград. Люфтваффе разбомбила близлежащие авиабазы Советов, превратив контратакующие бронированные колонны в легкую добычу немецких бомбардировщиков. Отчаянно пытаясь остановить кровотечение, 23 июня Красная Армия пустила против наступающих немцев под Расейняем танки КВ-1 и КВ-2 — на тот момент у них была самая тяжелая в мире броня. В годы Второй мировой советские танки прославились прочностью и надежностью — пусть и не комфортом. А в начале войны неуклюжие танки "Климент Ворошилов" с легкостью выдерживали попадания из большинства немецких полевых орудий.

Но громоздкие 47-тонные КВ оказались уязвимыми для фланговых маневров. Отдельные КВ получили в боях ужасные повреждения. Под Расейняем Вермахт подбил 29 КВ, а всего СССР потерял более 200 танков.

Некоторых из чудищ Вермахт подбивал подрывными зарядами или выманивал на прямую наводку артиллерии.

"Немцы сгоняли русских гигантов в сторону тяжелой артиллерии, а та расстреливала наступающих махин прямой наводкой из опущенных к земле стволов", — пишет военный историк Майкл Джонс (Michael Jones) в книге "Ленинград: на осадном положении".

"Большая часть советских бронетанковых войск в Прибалтике была уничтожена, а всякая угроза наступлению Германии с флангов устранена", — заключает он.

Танк КВ — диковинка. В 1941 году он был тяжелее любого танка немцев. Однако нанести решающий удар в жестокие первые месяцы войны он не смог.

КВ — детище конструктора Иосифа Котина. Его соперник Михаил Кошкин позже придумает Т-34. Котин придерживался мнения, что успех на поле битвы и превосходство над противником гарантирует тяжелейшая броня.

Некоторые из его проектов оказались удачнее других. Котинский трехбашенный Т-28 страдал слабой подвеской и, как это ни парадоксально для большого танка, имел тонкую броню. Большинство из них погибли в первые месяцы плана "Барбаросса". Его гигантский Т-35 с экипажем из 11 человек, набитых, как селедки в бочке, оказался непригоден для боя механически.

КВ оказался лучше… но сделан был на скорую руку.

"По сути его заказали прямо с чертежной доски. Позднее этот момент замылился, когда в конце финской войны прототипы отправились на испытания на Карельский перешеек", — писал Стивен Сьюэлл (Stephen Sewell) в обзоре советских тяжелых танков для журнала "Армор" (Armor).

От многобашенной конфигурации Котин на сей раз отказался. У КВ была одна башня с 76-миллиметровой пушкой, а обрамляли ее три 7,62-миллиметровых пулемета.

Что еще важнее, у танка имелась внушительная броня толщиной 90 миллиметров спереди и около 70 миллиметров сбоку и сзади — намного толще, чем у немецких аналогов того времени.

КВ-2 сохранил шасси КВ-1, но поменял башню и пушку на 152-миллиметровую гаубицу. Безусловно, грозное оружие, но еще более тяжелое и громоздкое. Усовершенствованных вариантов было выпущено сравнительно немного — всего около 200-250 штук.

Всего же за годы войны конструкторское бюро Котина выпустит более 5000 КВ в более чем двух десятках различных вариантов. Самым успешным — относительно других — оказался КВ-1С, пожертвовавший броней ради скорости и получивший модернизированную коробку передач.

Коробка передач КВ-1, которую Котин позаимствовал с американского трактора, попросту никуда не годилась. Но главной проблемой было то, что экипаж вообще ни черта не видел.

"С началом войны стало ясно, что КВ-1 — ловушка, и притом смертельная", — писал Сьюэлл. "Многие командиры боялись прогневать Котина и молчали, насколько провальным вышел танк. Однако когда на недостатки пожаловались высокопоставленные чины, Котин распорядился их устранить".

Эта задача выпала на долю инженера Николая Шашмурина, который спроектировал более быстрый КВ-1С. Впечатлившись его работой, Котин позже поручил ему разработать грозный ИС-1, который оказался одним из успешнейших тяжелых танков военного времени.

После Второй мировой тяжелые танки выйдут из моды, и наследие средней серии Т-34 Кошкина окажется более долговечным. Т-34 заложит основу целому классу основных боевых танков, которые остаются стандартом и поныне.

Однако ИС-1, штурмовавшие Берлин, спустя четыре года после разгрома под Расейняем, своим успехом были обязаны котинскому просчету с КВ.

Роберт Бекхусен

Перевод: ИноСМИ

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



Loading...