COVID-амнистия: Кто подлежит освобождению от наказания и каковы угрозы для общества?

Николай Хавронюк
Николай Хавронюк

Профессор кафедры уголовного и уголовного процессуального права НаУКМА

Кабмин предлагает амнистировать более трех тысяч заключенных. Коллаж - LIGA.net

Кабмин внес на рассмотрение в парламент законопроект об амнистии осужденных в 2020 году в связи с угрозой распространения COVID-19 в исправительных учреждениях. Проявление такого гуманизма к определенным осужденным – это проявления антигуманизма к пострадавшим, которое граничит с преступной халатностью или даже злоупотреблением властью.

Об этом пишет Николай Хавронюк на своей странице в Facebook.

COVID-амнистия: прощаю всем, кому задолжал

На фото – не наша тюрьма. Фото иллюстрирует лишь, что ситуация в украинских и сальвадорских тюрьмах во время карантина похожа, но только масками на лицах. О проблемах заключения в Сальвадоре – тут. Но написать хочу о другом.

Facebook

27 апреля Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение Верховной Рады проект Закона "Об амнистии осужденных (относительно предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2)" (реестр. №3397).

Целью его принятия, как указано в пояснительной записке Мминюста, является "предотвращение возникновения и распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, в учреждениях исполнения наказаний", "уменьшение количества лиц, отбывающих наказание в этих учреждениях" (по состоянию на 1 апреля их было 32 942), "сбережение бюджетных средств, расходуемых на содержание осужденных", а также обеспечение возможности создания надлежащих условий отбывания наказания для лиц, которые будут находиться в указанных учреждениях.

В случае принятия проекта Закона предварительно будут подлежать освобождению от наказания 3009 человек.
Проект Закона подготовлен в соответствии со статьей 92 Конституции Украины с целью проявления гуманизма государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Отрицать высокую цель гуманизма, конечно, нехорошо. Принимать этот Закон нужно, причем как можно быстрее.

Однако, не стоит забывать, что гуманизм, как и монета, имеет две стороны. И если мы проявляем гуманизм к преступнику, то должны проявлять его и к потерпевшему, в том числе потенциальному, которым, до полного преодоления преступности в мире, является каждый из нас.
Несмотря на это, обращу внимание на две пенитенциарные проблемы, вытекающие из законопроекта №3397.

1.
Первая из них – это проблема невозмещения вреда, причиненного преступлением. Компенсации и реституции потерпевшим обычно не покрывают даже расходы на погребение, лекарства и госпитализацию, реабилитацию физических и психологических травм, не говоря уже об имущественных убытках.
Европейский суд по правам человека неоднократно, в частности и в контексте Украины, отмечал, что "право на обращение в суд было бы иллюзорным, если бы национальная правовая система позволяла, чтобы окончательное, обязательное для исполнения судебное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон". По официальной статистике около 80% обращений в ЕСПЧ касаются именно проблематики невыполнение решений украинских судов.

Несмотря на то, что еще в 1977 году Комитет Министров Совета Европы принял Резолюцию (77) 27 о возмещении потерпевшим от преступления, которой государствам рекомендовалось создать специальный Фонд возмещения потерпевшим от насильственных преступлений, Украина за времена Независимости создать такой Фонд не смогла.

Как и потерпевшие, государство, которое действует в интересах налогоплательщиков, не меньше должно быть заинтересованным в том, чтобы взыскать с преступников ущерб, причиненный преступлением, а также хотя бы частично возместить процессуальные издержки и затраты на содержание органов правопорядка, прокуратуры и судов, которые лежат тяжким бременем на бюджете.

Только за последние три года суды вынесли приговоры о взыскании около 60 тысяч штрафов на сотни миллионов гривен, а также свыше 3 тысяч приговоров о конфискации имущества и специальной конфискации. Впрочем, по разным данным, выполнено не более 10-20% этих судебных решений.

Согласно анализируемому законопроекту власть пытается освободить от наказания всех осужденных к штрафу, конфискации имущества, а также исправительным работам и служебным ограничениям для военнослужащих (которое, по сути, также является штрафом – в рассрочку). Но к чему здесь коронавирус SARS-CoV-2?!

В статье 15 проекта Закона указано: "Лицам, осужденным к наказанию в виде штрафа, сумма штрафа, уплаченного ими до принятия судом решения об освобождении от отбывания наказания в связи с амнистией, не возвращается". Почему же так? Давайте догоним и вернем!

В этой же статье указано, что осужденные могут быть освобождены от конфискации имущества в той части, которая еще не была выполнена. Опять – почему?! Давайте вернем им все конфискованое, в том числе орудия и средства совершения преступлений, все отмытые ими преступные доходы, все деньги, которые они потратили для финансирования террористических организаций, все имущество, которое было предметом преступления!
Конечно, два последних абзаца – сарказм, не примите серьезно.

Исходя из цели Закона, он должен касаться только лиц, которые осуждены к лишению свободы, ограничению воли, ареста и содержания в дисциплинарном батальоне, то есть к тем видам наказаний, которые могут способствовать распространению острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Проявление гуманизма ко всем остальным осужденным – это проявления антигуманизма к пострадавшим и игнорирование интересов налогоплательщиков, граничащее с преступной халатностью или даже злоупотреблением властью.

2.
В статье 13 законопроекта №3397 указано: "Действие этого Закона распространяется на лиц, совершивших преступления до дня вступления его в силу включительно". (Такая фраза обычно есть во всех проектах законов об амнистии).

Таким образом, государство фактически обещает простить каждому, кто со дня, когда текст законопроекта опубликован (в этом случае – с 29 апреля), и вплоть до дня вступления в силу принятым Законом об амнистии совершит:

  • любое умышленное преступление небольшой или средней тяжести или неосторожное тяжкое преступление, – если это лицо, указано в ст. 1;
  • любое преступление, кроме особо тяжкого преступления и отдельных военных преступлений, – если это лицо, указано в ст. 2;
  • любое преступление, кроме насильственного, если это лицо, указано в ст. 3;
  • любое преступление, кроме определенных в ст. 9, если это лицо, указано в статьях 4, 5 и 6.

Что это не как призыв к безнаказанной преступной деятельности в течение определенного периода?!
Чтобы было иначе, очевидно, что статья 13 должна звучать так: "Действие этого Закона распространяется на лиц, которые совершили преступления до дня официальной регистрации проекта этого Закона в Верховной Раде Украины".

Николай Хавронюк

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...