Новости » Политика Читати новину українською

Бюро экономической безопасности: Обычная смена "вывесок" или создание нового законного госоргана?

Григорий Мамка
Григорий Мамка

Народный депутат Украины VIII созыва от "Оппозиционной платформы - За жизнь"

Григорий Мамка Фото из открытых источников

Еще не закончилась чехарда с НАБУ и САП, а Украина напрашивается на очередную проблему – Бюро экономической безопасности (БЭБ), создаваемый монобольшинством новый государственный правоохранительный орган. 3 сентября законопроект о БЭБ №3087-д принят в первом чтении благодаря голосованию за него "Слуги народа" и "Голоса".

Об этом заявил народный депутат Украины от "Оппозиционной платформы - За жизнь", заместитель председателя Комитета по вопросам правоохранительной деятельности Григорий Мамка.

Приводим текст его заявления дословно:

Глобально цель создания БЭБ должна была бы быть следующая: создание новой службы со сбалансированным акцентом не только на расследовании, но и на мощной аналитике экономических процессов в стране и мире, и превентивных мерах реагирования, ответственного за расследование экономических преступлений против государства для замены нынешней Налоговой милиции и консолидации всех полномочий по борьбе с финансовыми преступлениями против Государства в одном агентстве, избегая при этом дублирования функций. Вопреки ожиданиям БЭБ в предложенном варианте законопроекта не забирает на себя полностью все финансовые и экономические преступления, которыми ранее занималась налоговая милиция, СБУ и Нацполиция. Мягко говоря, не хватает в законопроекте и четко выписанных правил взаимодействия Бюро с другими структурами (например, Госфинмониторинг и Государственная аудиторская служба).

В течение 14 дней согласно действующему законодательству в законопроект разрешено было вносить правки. Итак, 17 сентября срок истек и профильный комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики (председатель – н. д. Гетманцев) приступил к работе над правками. При чем сразу следует подчеркнуть, что довольно специфически приступил. Полный список предоставленных правок пока никому из депутатов не предоставлен. Лично я как заместитель Комитета по вопросам правоохранительной деятельности вообще не понимаю, почему профильным комитетом по данному законопроекту, которым создается новый правоохранительный орган – не привлечен наш комитет.

Но подобная странная логика перестает таковой быть, когда более внимательно присмотреться к проекту закона.

БЭБ по замыслу авторов должен быть государственным правоохранительным органом, на который возлагаются задачи по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию уголовных правонарушений, отнесенных законом к его подследственности. Таким образом, за БЭБ хотят фактически закрепить на уровне отдельного законодательного акта специальный правовой статус. Там самым тщательным образом законотворцы нарушают нормы Конституции и действующего законодательства.

Под государственными органами, которые имеют специальный статус, понимаются органы, создание которых прямо (или косвенно) предусмотрены в Конституции Украины и которые формально не отнесены ни к одной из ветвей единой государственной власти. Статья 85 Конституции Украины содержит правовые основания создания таких государственных органов и к таким государственным органам можно, в частности, отнести: НБУ, ЦИК, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, СБУ. В сфере исполнительной власти к таким органам относятся: Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины и Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, создание которых также предусмотрено Конституцией Украины. При этом, Конституция Украины, как известно, не предусматривает существования в государственном механизме других государственных органов со специальным статусом. Об этом неоднократно подчеркивало и главное научно-экспертное управление ВР Украины. Характерной чертой указанных выше органов, которые квалифицируются как центральные органы со специальным статусом, является то, что они НЕ ВХОДЯТ в систему центральных органов исполнительной власти, ключевые кадровые функции в отношении которых осуществляет исключительно Кабинет Министров Украины. Поэтому чтобы БЭБ стал государственным правоохранительным органом - следует менять Конституцию Украины. Иначе - это антиконституционная норма.

Как нардеп я внес соответствующие правки в законопроект, где определяется, что "БЭБ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, создается и подчиняется Кабинету Министров Украины с целью предотвращения, предупреждения, выявления, прекращения, расследования и раскрытия уголовных правонарушений, отнесенных законом к его компетенции".

Казалось, что подобный "законодательный" шаг монобольшинства – это могло быть обычное юридическое невежество. Но-нет. Предоставляя вновь создаваемому Бюро такой специальный правовой статус, фактически его переводят под полный контроль ... Президента Украины. Это, в частности, удостоверяет порядок назначения и увольнения директора БЭБ Президентом Украины и проведения конкурсного отбора на должность директора (ст. 13 проекта), порядок формирования Совета общественного контроля (ст. 31 проекта), контроль за деятельностью БЭБ (ч. ч. 3, 4 ст. 32 проекта), и тому подобное. Это нарушает уже другое положение Конституции - статью 106, которая содержит исчерпывающий перечень полномочий Президента Украины, и в которой соответствующие полномочия отсутствуют.

Другой момент. Одним законопроектом авторы пытаются и установить правовой статус БЭБ и внести изменения в УПК, чтобы определить его подследственность. Но напомню, что только 19 мая 2020 года вступил в силу Закон №619, которым четко устанавливается, что "изменения в законодательство Украины об уголовной и административной ответственности могут вноситься исключительно отдельными законами О внесении изменений в этот кодекс и/или в уголовное процессуальное законодательство Украины, и/или в законодательство Украины Об административных правонарушениях". И этого касается также предоставленные мной правки к Законопроекту о БЭБ.

Кажется, такого уровня пренебрежения действующего законодательства, как при нынешней власти, независимая Украина еще не знала. Очень хочется надеяться, что во время работы над правками хватит ума представителям "Слуги народа" их учесть, и в конце концов проголосовать за Законопроект, который не будет изначально таким, что противоречит нормам действующего законодательства. Иначе - неизбежным является обращение в Конституционный Суд Украины и признание полномочий Президента в отношении БЭБ неконституционными. Об этом лучше задуматься уже сейчас, чтобы не наступить на те же грабли, что и с НАБУ.

 

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.