Звоните 112: Как "криворожские ребята" хотят прикарманить деньги на экстренную помощь для украинцев

Игорь Смолов
Игорь Смолов

Журналист, экономист

Юлий Гере Фото из открытых источников

Президент Владимир Зеленский любит повторять тезис о том, что действующая ныне власть имеет нулевую толерантность к коррупции. Однако нечистые на руку чиновники продолжают опровергать это утверждение. Особенно – в части закупок.

17 сентября наконец был объявлен тендер на закупку машин по обработке данных для внедрения тестовой системы экстренной помощи. Планируется, что в столице пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий будет проще вызвать необходимую службу.

То, что реализацией важной системы наконец озаботились, без преувеличения важно. Но скорость и справедливость реализации выделенных средств вновь пошли "в клин". Судя по тому, как проходят торги, вполне вероятно, что компании с малой родины президента "под шумок" намерены раздерибанить 65 миллионов гривен. К "распилу" госбюджета может быть причастна фирма отца заместителя министра обороны Юлия Гере.

Зачем Украине единый номер спасения

По данным патрульной полиции, с начала года в результате ДТП погибло 500 человек, травмы получили 4 633. Система обращений за помощью на сегодня далека от идеала: наши пожарная и газовая службы, служба скорой помощи и полиция не взаимодействуют. В них нужно звонить отдельно, что является нонсенсом практически во всем мире. В условиях, когда каждый третий украинец не может за 10 секунд назвать номер телефона той или другой экстренной службы, отсутствие единой системы помощи может стоить человеку жизни.

Причем в Украине не синхронизированы не только отдельные службы, но и работа внутри одной службы в разных городах. Поэтому вызвать карету скорой из столицы на случай в другом городе невозможно.

Чиновники уже не первый год пытаются решить эту проблему, создав единую службу помощи с один номером для обращений – 112. Правительство хотело сделать это еще к чемпионату по футболу "Евро-2012", но реализация программы подкачала. Затем Украина взяла на себя обязательство по созданию такой службы, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС. Подразумевалось ее внедрение и госпрограммой по безопасности дорог. В итоге дедлайн растянулся до 2021 года.

Чиновники планируют, что после принятия вызова программа будет моментально собирать геолокацию происшествия, данные о том, выезд какой из служб необходим, и где находится ближайшая бригада, чтобы перенаправить ее с менее срочного вызова. Причем вызов можно будет отправлять не только вручную. Планируется, что информация будет передаваться автоматически, с помощью подключенных к "112" камер видеонаблюдения на улицах, или от восприятия сигнала аварийной системы в автомобиле. Опытом создания такой системы с нашей страной уже делятся специалисты из Эстонии.

Воплощение планов на контроле у Укринфрапроекта. Это один из пяти органов исполнительной власти, наравне с Укравтодором и Укртрансбезопасностью, Гослужбой морского и речного транспорта и другими. От Кабмина, которому подчиняется данное ведомство, через министра инфраструктуры была поставлена задача в этом году выполнить программу по безопасности дорог на 100%. И вот тендер под пилотный проект в столице наконец был объявлен.

Скользкий тендер с множеством вопросов

Уже вскоре после объявления процедуры закупок стало понятно, что участвовать в ней будет непросто. Участники торгов жалуются, что по каждой номенклатуре был лишь один отвечающий всем требованиям производитель. Сами требования вызвали у участников тендера удивление: представители Укринфрапроекта указали, что новая платформа должна быть построена исключительно на технологии Microsoft. Почему была выбрана именно она – непонятно, ведь это далеко не самый популярный вариант для данных решений. Да и в целом выделение заказчиком какой-то отдельной технологии удивляло, ведь на процесс использования она не повлияла бы: функциональные возможности системы бы не изменились.

Некоторые требования к исполнителю и вовсе напоминали участникам торгов машинный перевод технических характеристик какого-то конкретного решения на украинский язык. А так как некоторые пункты противоречили друг другу, либо же могли трактоваться по-разному, Укринфрапроект без особого труда мог отклонять отдельные предложения, фактически, на собственное усмотрение.

Данный тендер отлично характеризирует то количество вопросов на сайте Prozorro, которые он вызвал. Кроме того, из 10 замечаний от участников торгов заказчик не удовлетворил ни одного. Участники торгов жаловались на нарушения в Антимонопольный комитет. Это едва ли не единственный действенный инструмент, позволяющий оспорить дискриминационные тендерные требования и достичь справедливости в выборе победителя. Однако с данной закупкой он не сработал.

ТОВ "АЙЕСЕМ" удалось добиться от заказчика лишь незначительных изменений. В полной мере решение комитета исполнено не было. Схожую жалобу подало и ТОВ "ЮНІВЕРСАЛ СНП", но коллегия АМКУ по просьбе заказчика почему-то рассмотрела ее в сокращенном порядке и удовлетворять не стала. Этот случай полностью идет вразрез с европейской практикой урегулирования подобных споров.

В итоге свои предложения подали 5 компаний. Три из них заказчик отклонил, так что в борьбу вступили ТОВ "Инжиниринг-компани" и "Укрбудпроект Плюс". Почему Укринфрапроект сосредоточился именно на этих двух компаниях – с точки зрения законодательства непонятно. Ведь даже самый поверхностный анализ их предложений показывает, что заявки должны были отклонить.

Фото из открытых источников

В "Инжиниринг-компани" не удосужились предоставить справки о наличии необходимого оборудования, а перевод их англоязычных документов, мягко говоря, не соответствовал требованиям. Однако заказчик ее предложение одобрил.

"Инжиниринг-компани" узкопрофильной не назовешь. Она занимается всем, от сноса зданий и строительства автодорог до электромонтажных работ и веб-программирования. Самый крупный куш (11,117 млн грн) компания урвала в 2017 году, поставляя камеры видеонаблюдения во исполнение целевой программы "Безопасный город Запорожье". Журналистское исследование рынка показало, что стоимость подобного товара в то время была ощутимо ниже. Суммарно город мог бы сэкономить около 2 миллионов гривен. Участники закупок убеждены: тендерная документация была выписана таким образом, чтобы предоставить конкурентные преимущества одной конкретной компании, то есть "Инжиниринг-компани". Эти жалобы заказчик оставил без рассмотрения.

Фото из открытых источников

Ситуация с "Укрбудпроектом" еще хуже: документы, которые подтверждают опыт выполнения таких договоров, вообще не отвечают предмету закупки. То есть компанию, которая подобные системы никогда не собирала, почему-то допускают до участия в тендере.

По данным clarity-project, единственный тендер, который выиграла эта компания, касался модернизации системы видеонадзора для филиала "УЗ" "Українська залізнична швидкісна компанія". Прошел он, мягко говоря, не очень гладко. Один из участников тех торгов пытался добиться справедливости, жалуясь на дискриминационные условия тендера. Представители компании детально прошлись по условиям тендера и подчеркнули, что указаны требования выписаны под конкретную модель техники, что нарушает принципы осуществления публичных закупок и мешает добросовестной конкуренции. Как можно догадаться, это обращение осталось без удовлетворения.

Фото из открытых источников

В целом же по тендеру на внедрение тестовой системы экстренной помощи есть более 30 несоответствий оборудования, которое предлагают эти две скандальные компании, условиям заказчика.

Ради справедливости стоит отметить, что документация компаний, которым отказали в участии, тоже была выписана с ошибками. А фирма "Айти-Солюшнс", помимо этого, и вовсе является фигурантом расследования ГБР о растрате средств Госспецсвязи. Кроме того, ранее засветилась в подозрительном тендере НАБУ на 9,6 млн грн.

Но, исходя из всех нарушений, решение Укринфрапроекта допустить к тендеру только криворожские фирмы, а остальным отказать, все равно сомнительно. И вот почему.

Криворожские друзья Кабмина

Примечательно, что владельцы обеих компаний проживают в Кривом Роге. "Инжиниринг-компани" на 40% принадлежит Гере Павлу Юлиусовичу, на 30% - Соловьеву Сергею Николаевичу, на 30% - Романько Олегу Адамовичу.

Фото из открытых источников


 
На Павла Гере компания переписана всего за 5 месяцев до тендера – лишь 8 апреля. Прежде ею владел его сын Юлий, который сегодня является ни много ни мало заместителем министра обороны Украины по вопросам цифрового развития. Схема стандартная, ведь, пребывая на госдолжности, чиновник не может вести бизнес. Так что он находит нового собственника чисто номинально, на практике продолжая управлять компанией.

Гере стал одним из 8 новых замов министра обороны Тарана (хотя у предшественников министра обычно было около 4 заместителей). Согласно расследованию "СтопКор", глава оборонного ведомства назначает окружение исходя из личных контактов. К примеру, одним из замов стал Андрей Бойко, с которым Таран вместе служил. В расследовании также говорится о том, что Юлию Гере не привыкать использовать админресурс: якобы он планировал завести "своих" людей и под второй этап создания Единого центра безопасности вооруженных сил. Речь шла примерно о 400 миллионах гривен из госбюджета.

Юлий Гере не скрывает своих связей в кругу чиновников, в частности, в Минцифры. После смены вертикали власти в стране его компания, кажется, поймала удачу за хвост: в 2019-2020 годах она выиграла в два раза больше тендеров, чем за все предыдущие годы ее деятельности.

Фото из открытых источников

Чем только ни занималась "Инжиниринг-компани" в последнее время: монтировала в Кривом Роге системы пожарной сигнализации, искала подслушивающие "жучки" в "Укрзализныце", поставляла компьютеры для инклюзивного центра Святошинского района Киева и даже бесконтактные термометры для "Укрпочты" по 1,7 тысячи гривен за штуку. Цена удивляет даже с учетом даты закупки (апрель 2020), когда спрос на такое оборудование был особенно высоким.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

К слову, подозрительной выглядит и поставка техники для Криворожского горсовета. Предмет закупки был выписан предельно четко, и по какому-то невероятному совпадению оказалось, что "Инжиниринг-компани" в силах поставить именно такие ноутбуки, ПК, принтеры и маршрутизаторы, как было нужно властям родного города Юлия Гере.

Фото из открытых источников

Почти треть тендеров, в которых участвовала компания, были неконкурентными. И именно в тендерах без конкуренции она побеждает наиболее часто. Особенно – в то время, как Юлий Гере стал топ-чиновником.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

И если "Инжиниринг-компани" Юлий Гере потрудился переписать на отца, то кипрская GSC HI-TECH INVEST LTD продолжает "висеть" на чиновнике. Но самого долларового миллионера столь неприкрытое наличие офшоров, кажется, вовсе не смущает.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

На счетах в банках у Гере приличные суммы. Помимо этого, он владеет 53 биткоинами (а это, на минуточку, на сегодня почти 27,4 миллиона гривен). "Под матрасом" в валюте чиновник хранит более 4,2 миллионов гривен. Согласно его декларации, поданной на место в Минобороны 14 мая, у него и жены есть три квартиры в Кривом Роге (на 43,8, 58, 36,2 м2), и строится еще одна в Одессе.

Гере любит хорошие аксессуары: часы Ulysse Nardin, средняя цена на которые составляет около миллиона гривен. При этом у него нет собственной машины. Жена ездит на Volkswagen Tiguan, который является собственностью "Инжиниринг Компани". Жена владеет еще и Toyota SEQUOIA 2013 года, которую он, правда, имеет право водить, а Shkoda superb 2011 года записана на его отца.

Фото из открытых источников

Учитывая тот факт, что владелица второй компании-участника этого тендера Ксения Николаевна Гамидова тоже проживает в Кривом Роге, такое совпадение наталкивает на определенные мысли о тендерном сговоре "криворожских ребят".

Расстояние между местом проживания участников тендера Фото из открытых источников

На данный момент закупка находится на этапе оспаривания в Антимонопольном комитете. Хотя перспективы у этих жалоб туманны. Дело в том, что глава крайне лояльного к "Инжиниринг-компани" Антимонопольного комитета Ольга Станиславовна Пищанская – тоже выходец из Кривого Рога. До того, как 16 июля стать главой ведомства, она закончила Криворожский технический университет, была инженером "Криворожстали" и начальником в разных департаментах "АрселорМіттал Кривий Ріг".

То есть чиновники не просто незаслуженно отдают предпочтение некоторым исполнителям, но и прямо во избежание установленных процедур "протягивают" эти две компании в процедуре закупок. Эдакое землячество во главе с целым заместителем министра и главой АМКУ.

Впрочем, Украина далеко не в первый раз сталкивается с ситуацией, когда компании с малой родины президента осваивают бюджет, преследуя, в первую очередь, собственные бизнес-интересы.

Деньги для Укринфрапроекта и репутация страны

То, что заказчик настолько открыто идет навстречу двум криворожским компаниям, бросает тень на ведомство с и без того с не самой лучшей репутацией. В 2016 году против Укринфрапроекта было открыто исполнительное производство, а в 2018 году удалось подписать договоров меньше, чем на 10 миллионов гривен. После смены власти в стране ведомство наконец начало активную работу, но коррупционные скандалы вновь не обошли его стороной.

За то, насколько на самом деле эффективно будут использованы более 2 миллионов долларов средств налогоплательщиков под столь без преувеличения жизненно необходимую задачу, несет ответственность глава Укринфрапроекта Кирилл Хомяков. Судя по его странице в соцсети, сейчас он сосредоточен на самом большом авиационном проекте за время независимости Украины – строительстве нового аэропорта в Днепре. Однако это не значит, что более мелкие тендеры могут выпадать из поля его внимания.

На должности главы Укринфрапроекта Хомяков относительно недавно: в своем кресле он просидел ровно год. Судя по его декларации, живет он безбедно: сумма денежных активов (его и семьи) в наличке превышает 5 миллионов гривен. Глава агентства задекларировал, что у него "на черный день" лежит почти 6 миллионов наличкой, а на теще – еще 2,4 миллиона.

У Хомякова в общей собственности с женой есть две квартиры в Киеве на 66,7 и 59,7 м2, а в Козине – еще и дом на 150 квадратов. За год его работы во главе ведомства он накопил на дачу в Козине на 70 м2, а Хюндай жены превратился в Ауди A3 2017 года в собственности самого Кирилла Алексеевича. У тещи в лизинге – Q7 того же года.

Audi A3 2017 года

Фото из открытых источников

Впрочем, ответственность за данную закупку лежит не только на Хомякове, но и на главе государства. Владимир Зеленский заявлял, что взял деятельность ведомства под личный контроль. Так что те махинации, которые сейчас проводит Укринфрапроект, накладывают отпечаток и на самого президента. Тем более на фоне других закупочных скандалов, с "Большим строительством" в частности. Экс-советник главы ОП Игорь Уманский уже заявлял, что в требования к тендерной документации время от времени вносились изменения, и новым правилам могли соответствовать только одни и те же шесть компаний.

У чиновников осталось не так много времени, чтобы отменить сомнительный тендер. Ведь если нарушения процедур в жизненно важных для украинцев закупках и далее будут допускаться в правовом государстве Украина, с ним зарекутся иметь дело не только иностранные инвесторы, но и предприниматели внутри страны.

Игорь Смолов

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...