Специальные школы в Украине: Что правительство предлагает обновить в правилах работы школ для детей с особыми потребностями


Ничего фундаментального чиновники не собираются добавлять
На днях Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение новую редакцию Положения о специальной школе. Обсуждение продлится до 7 декабря. Это означает, что не за горами принятие законопроекта или издание приказа об урегулировании порядка работы в Украине специальных школ, которые, кстати, уже давно существуют и работают. Это – способ обучения для детей, которые по ряду причин не могут учиться в традиционной школе. Однако на самом деле не все точно знают, что такое специальная школа, как там учат и главное – кого.
Мы решили разобраться, что Министерство образования и правительство вкладывают в понятие "специальная школа". Об этом – в нашем материале в рассмотрении и анализе проекта постановления Кабмина об утверждении нового Положения о специальной школе.
Что такое специальная школа и кто там учится
Специальная общеобразовательная школа – общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней для детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития. Такие школы в полной мере обеспечивают реализацию права детей на получение полного общего среднего образования.
Иначе говоря, это школа-интернат, где осуществляются и учебный процесс, и меры по реабилитации.
Согласно новой редакции Положения о специальной школе, предложенной правительством, специальная школа должна отвечать следующим требованиям:
- количество учеников специальной школы должно составлять не менее 60 детей для сельской местности, и не менее 130 детей для городской местности или в соответствии с мощностью заведения;
- обеспечивать получение образования учащимися в соответствии с Базовым компонентом дошкольного образования и Государственных стандартов общего среднего образования;
- иметь оборудованные кабинеты для предоставления психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг в соответствии с профилем специальной школы.
Как учат в специальных школах
6 марта 2019 года Кабинет министров Украины издал постановление № 221 "Об утверждении Положения о специальной школе и Положения об учебно-реабилитационном центре".
В соответствии с ним определяются типы специальных школ и векторы их работы. Однако несколько дней назад Министерство образования и науки Украины обнародовало новую редакцию Положения о специальной школе, утвержденного постановлением КМУ от 6 марта 2019 г.
Согласно новой редакции Положения о специальной школе, среди главных ее задач Кабмин видит такие:
- получение образования детьми с особыми потребностями, обусловленными нарушениями интеллектуального развития, физическими, речевыми и/или сенсорными нарушениями;
- системное психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая помощь, реабилитационные мероприятия для детей;
- применение в процессе обучения наиболее приемлемых для учащихся способов общения в образовательной среде, которые способствуют усвоению знаний, путем использования украинского жестового языка, шрифта Брайля и тому подобное;
- преподавание учебных предметов, учитывая возможности и потребности детей с особыми образовательными потребностями, в частности, путем адаптации содержания учебных предметов;
- содействие всестороннему развитию учащихся и усвоение ими норм этики и морали, межличностного общения, основ гигиены и здорового образа жизни.
Виды и структура специальных школ
Согласно Положению, которое мы рассматриваем, Кабмин предлагает законодательно закрепить типы специальных школ. Предлагается разделить их с учетом особенностей развития детей, в частности:
- для детей с нарушениями слуха (с глухотой и с пониженным слухом);
- для детей с нарушениями зрения (со слепотой и со сниженным зрением);
- для детей с нарушениями интеллектуального развития;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Школы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата могут давать образование на одном или нескольких уровнях: начальное образование – 1-4 классы, базовое среднее образование – 5-10 классы и профильное среднее образование – 11-13 классы.
Тогда как школа для детей с тяжелыми нарушениями речи и с нарушениями интеллектуального развития может обеспечивать получение образования на следующих уровнях: начальное образование – 1-4 классы и базовое среднее образование – 5-10 классы.
Согласно новой редакции Положения, определено минимальное количество учеников спецшколы, требования к материально-технической базе, наличии оборудованных кабинетов для оказания психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг.
Итак, предельная наполняемость классов составляет:
- детей с глухотой – восемь учеников;
- детей со слепотой – восемь учеников;
- детей со сниженным слухом, нарушениями опорно-двигательного аппарата – десять учеников;
- детей со сниженным зрением, легкими нарушениями интеллектуального развития, тяжелыми нарушениями речи – двенадцать учеников;
- детей со сложными нарушениями развития, умеренными нарушениями интеллектуального развития – шесть учеников;
- детей с нарушениями развития, также имеющих расстройства аутичного спектра – шесть учеников.
Сколько учатся в спецшколах
Продолжительность уроков в 1 классе составляет 35 минут, в 2-4 классах – 40 минут, в 5-12 (13) классах – 45 минут. Периодичность проведения перерывов во время уроков (физкультминутки) и продолжительность перерывов между уроками одобряется педагогическим советом в соответствии с особенностями организации образовательного процесса и питания и утверждается руководителем специальной школы.
Продолжительность каникул в течение учебного года не может составлять менее 30 календарных дней.
Обучение в спецшколах для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата может организовываться так:
- первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2 года обучения);
- второй цикл начального образования – основной (3-4 года обучения);
- первый цикл базового среднего образования – адаптационный (5-6 года обучения);
- второй цикл базового среднего образования – базовое предметное обучение (7-10 годы обучения);
- первый цикл профильного среднего образования – профильно-адаптационный (11 год обучения);
- второй цикл профильного среднего образования – профильный (12-13 годы обучения).
Что нового предлагает Положение о спецшколе
Проектом Кабмина также предусмотрена возможность создания структурных подразделений специальной школы, в частности дошкольного отделения и пансиона, реабилитационного отделения. К тому же разграничены образовательные услуги и услуга проживания в пансионе.
В соответствии с проектом коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь спецшколы смогут оказывать детям, которые не являются учениками специальной школы и не получают таких услуг в других учреждениях или учреждениях образования.
*************
По состоянию на 1 января 2020 года МОН обнародовало данные о количестве инклюзивных классов в Украине. Известно, что в таких классах сейчас учится 19345 учеников с особыми образовательными потребностями. На начало 2020 года в Украине создано 13782 инклюзивных класса.
Вероятно, обновленное положение о специальной школе может точнее урегулировать работу таких школ и будет способствовать грамотному распределению средств из госбюджета на нужды школ.
К примеру, в этом году впервые из бюджета была профинансирована закупка оборудования для специальных школ. Следовательно, если все спецшколы Украины будут работать по обновленному правительственному положению, процедура выделения средств может стать легче и понятнее. По крайней мере, хочется на это надеяться.