live

"Оскар" для "Паразитов": Феномен корейского фильма, победившего голливудских киногигантов

Топ-новость
Топ-новость
"Паразиты" Фото из открытых источников

После ночи 10 февраля в лос-анджелесском театре "Долби" весь мир сейчас, безусловно, только и говорит о "Паразитах"

Даже Квентин Тарантино, чье лицо во время вручения статуэтки за лучший фильм трудно назвать радостным, искренне удивлялся – какими критериями руководствовались киноакадемики, отдавая четырех "Оскаров" корейской ленте? Поэтому в контексте громкой мировой премьеры "Паразитов" и безоговорочного восторга зрителей, которые были откровенно шокированы последними кадрами, мы решили рассказать о фильме-сенсации, фильме, шокировавшем "Оскар" этого года. 

Пон Чжун Хо Фото из открытых источников

Мы разобрали фильм по сюжету, идеям и посылам, которые он пропагандирует, и попытались понять феномен "Паразитов" - первого фильма, снятого не на английском языке, но взявшего четыре статуэтки.

О чем фильм

"Паразиты" (режиссер Пон Чжун Хо, в ролях: Сон Кан Хо, Ли Сон Гюн, Чо Е Чон, Чхве У Сик, Пак Со Дам) – лента о личном выборе, о честности и ответственности перед другими людьми и грани, за которую человек готов переступить в желании лучшей жизни.

Ки-тек Ким – водитель, потерявший работу и едва сводящий концы с концами вместе с семьей в полуподвальном сыром и темном помещении. Его жена Чунг Сук и двое взрослых детей – сын Ки-Ву и дочь Ки Чжон – зарабатывают тем, что собирают вручную картонные коробки для сервиса по доставке пиццы. 

Кадр из фильма "Паразиты" Фото из открытых источников

Однажды Ки-Ву узнает, что его друг Мин работает репетитором по английскому с девочкой в богатой семье. Однако Мин едет за границу и по-дружески "передает" свое место – мол, работа легкая, люди адекватные, девочка умная.

Правда, у Ки-Ву нет образования, однако он делает вид, будто учится в вузе, а репетиторство – его подработка. Его радушно принимают в богатый дом и он начинает преподавать английский способной дочке семьи Пак. 

Напряженная сцена в "Паразитах" Фото из открытых источников

У богачей помимо дочери, есть еще и сын, который очень любит рисовать. Ки-Ву замечает, что хорошо было бы мальчику поучиться графике и обставляет все так, будто у него есть знакомая репетитор по рисованию, которую он рекомендует. На самом деле это его сестра Ки-Чжон. После этого Ки-Ву решает устроиться в богатом доме как можно лучше – он подстраивает увольнение водителя семьи Пак и устраивает вместо него своего отца Ки-тека. В конце концов, глава семьи устраивает следом свою жену Чунг Сук на место домработницы. Предыдущую Ки-тек оговорил, и ее лишили работы.

Когда вся семья уже устроена на новой работе, а богачи уехали из дома, все идет к поразительной развязке. Концовка ленты достаточно непредсказуемая, кровавая и жестокая с точки зрения количества насилия в кадре.

Фильм определенным образом лишен составляющей, делающей его предсказуемым, и оттого – плоским и постным. Здесь нет режиссерского поучения, нравственной составляющей, катарсиса, вдохновения на свершения или душевной гармонии, нет четкой границы между хорошим и плохим. Зато в нем есть именно та изюминка, называющаяся внутренним изъяном, червоточиной человеческого естества, которая по-настоящему интересует зрителя. После финальных титров зритель понимает, что фильм утверждает: на пути к цели все способы оправданы, однако каждый выбирает сам, способен ли он принять последствия, к которым может привести такой путь.

Что у "Паразитов" между строк?

"Паразиты" завоевали "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, лучшую режиссуру, а также как лучший фильм и лучший фильм на иностранном языке. Это не первые награды фильма. Ранее жюри Каннского кинофестиваля присудило "Паразитам" Золотую пальмовую ветвь как лучшему фильму, на Мюнхенском и Сиднейском кинофестивалях лента завоевала награду как лучший международный фильм. Это большой багаж наград как для корейского социального триллера. 

Однако "Паразиты" — это не просто лучший фильм нынешнего "Оскара" и не простая социальная драма. На самом деле это первый шаг на пути мира к нетривиальному, сложному, зашифрованному социальному кино, в котором нет четко прописанных типажей "хороший" и "плохой". Это не просто популярность среди зрителей, а революционное признание ленты даже таким "архаичным" жюри, как Американская киноакадемия. 

Мин, как символ движения вперед, на запад Фото из открытых источников

Собственно говоря, "Паразиты" – это блестящая картина о старейшем и самом опасном в мире неравенстве - социальном. Правда, это не мораль режиссера Пон Чжун Хо на тему неудач и недостатков общества, не дорожная карта, показывающая, куда идти и как спастись от сокрушительной бедности.

Режиссер точно уверен лишь в том, что бег по кругу и соперничество между богатыми и бедными - это навсегда, это воронка, поглощающая всех, кто возле нее находится. Единственный намек на свет в конце тоннеля - это двигаться "на запад", так, как это сделал в самом начале фильма успешный студент Мин, таким образом, как будто передав другу Ки-Ву эстафету на барахтанье в трясине борьбы за благосостояние. Да и в этом режиссер на самом деле отнюдь не уверен.

***********

"Паразиты" стали лидером проката в Южной Корее и самым обсуждаемым фильмом мира, по крайней мере еще на несколько месяцев. И вместо того, чтобы слушать оды фильму-революционеру, лучше один раз его посмотреть.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...