Новые правила дорожного движения в Украине: Что изменится для водителей, пассажиров, велосипедистов и пешеходов


Обновленные правила призваны уменьшить аварийность на дорогах Украины
Сегодня в Украине вступили в силу изменения в правила дорожного движения, которые касаются водителей, пассажиров, велосипедистов и пешеходов. В Министерстве внутренних дел Украины заявили, что это должно способствовать уменьшению аварий на дорогах и улучшению ситуации с вождением транспортными средствами в целом.
Дальше рассказываем, как будут действовать обновленные правила дорожного движения и как они отразятся на водителях, велосипедистах и пешеходах.
Что и почему меняется
В Правила дорожного движения были внесены такие изменения в отношении всех участников дорожного движения в соответствии с принятыми 3 июня 2020 года законопроектом № 2694 об использовании световозвращающих элементов пешеходами, законопроектом № 2696 об использовании световозвращающих элементов участниками дорожного движения и законопроектом № 2697 об усилении ответственности пешеходов за нарушение правил дорожного движения.
Изменения для водителей и пассажиров:
- водитель и пассажиры автомобиля и на переднем, и на заднем сиденьях обязательно должны пристегиваться во время движения по населенному пункту. Это правило распространяется и на инструкторов по вождению – они должны быть пристегнуты как во время движения в населенном пункте, так и за его пределами. Исключением являются водители и пассажиры оперативных и специальных транспортных средств, а также водители и пассажиры с инвалидностью, если пристегиваться физиологически невозможно.
- запрещается изменять размеры, форму, обозначения, цвет и размещение номерных знаков. Они должны быть чистыми и достаточно освещенными – запрещено наносить на них дополнительные отметки или закрывать их.
Ранее от требования использовать ремень безопасности освобождались инструкторы по вождению – это нужно было, чтобы мгновенно среагировать, если ученик за рулем делает опасный маневр, а также водители и пассажиры такси и спецтранспорта: пожарных машин и военной техники.
Изменения для пешеходов. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы обязаны использовать световозвращающие элементы: ленту, наклейку, жилет, или быть в одежде со светоотражающими элементами. Это касается пешеходов, которые идут около проезжей части или обочины. При этом роль светоотражающих элементов не стоит недооценивать. "Световые" элементы гарантированно увеличивают зону видимости пешехода с 25-30 метров до 130-150.
Пешеходы в Украине и раньше должны были выделять себя в темное время суток. Существовало, кстати, и правило о светоотражающих элементах, однако оно было скорее рекомендательным, а не обязательным. Однако пока неизвестно, как такое в принципе можно контролировать и наказывать за несоблюдение этой нормы закона.
Изменения для велосипедистов. Велосипедистам отныне разрешено движение по полосе для маршрутных транспортных средств.
Штрафы за нарушение ПДД. За нарушение правила о ремнях безопасности на нарушителей будет налагаться штраф в размере 51 гривни. При этом за отсутствие светоотражающих элементов пешеходы могут "нарваться" на штраф в размере ... 5 гривен.
Как меняли ПДД в Украине в 2020 году
1 июня в Украине запустили систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме. Сначала заработали 45 стационарных комплексов: 20 в Киеве и 25 - на дорогах общегосударственного значения в области, позже - еще несколько в Львовской области. Их задача - контролировать скоростной режим движения. До конца года по Украине должны установить почти 300 таких комплексов. Подробнее о нововведениях на дорогах можно прочитать в материале по этой ссылке.
Интересно, что согласно "государственной программе повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года", первые 200 камер должны были быть установлены на дорогах в 2018 году.
Адреса стационарных комплексов видеофиксации нарушений ПДД в Киеве:
- ул. Елены Телиги, 39;
- Набережное шоссе, 4 (напротив);
- Днепровская набережная, перекресток с улицей Причальная;
- улица Братиславская, 18;
- Чоколовский бульвар, 24;
- Броварской проспект (м. "Левобережная");
- Броварской проспект / ул. Строителей;
- проспект Героев Сталинграда, 25;
- проспект Владимира Маяковского, 56;
- проспект Владимира Маяковского, 65;
- Дружбы народов, бульвар, 27;
- Дружбы народов, бульвар, 36;
- Столичное шоссе, 58, в направлении Киева;
- Столичное шоссе, 58, в направлении Обухова;
- Харьковская площадь / проспект Бажана;
- Харьковская площадь / проспект Бажана.
А недавно в Украине заработало еще одно нововведение, реализованное вместе с Государственной пограничной службой. С 19 ноября в Украине система автофиксации начала регистрировать превышение скорости и нарушение других правил дорожного движения, совершенное водителями автомобилей с номерами иностранной регистрации.
"Пограничник при въезде авто на номерах иностранной регистрации вносит в базу данных номер машины, ФИО и паспортные данные того, кто был за рулем. Далее, если водитель на этой машине превысит скорость, то система автоматически находит данные нарушителя, взяв их из базы данных ГПСУ", - пояснили в МВД.
Далее правоохранители выносят в отношении этих лиц постановления о нарушении правил дорожного движения и отправляют пограничникам. А те в свою очередь при выезде из Украины машины иностранной регистрации фиксируют факт нарушений ПДД за время пребывания в Украине и информируют об этом водителя, предлагая ему заплатить штраф.
Если водитель-иностранец отказывается платить штраф, то ему запретят въезд в Украину. Если владелец "евробляхи" является гражданином Украины и не хочет платить штраф, то документы будут направлять в Государственную исполнительную службу для взыскания через арест имущества или банковских счетов.
А уж до конца года на украинских дорогах должны появиться четыре тестовые программы с системами фиксации правонарушений в неавтоматическом режиме. Их еще называют фантомными патрулями, которые выявляют нарушения во время движения полицейского автомобиля.
В МВД сообщили, что в патрульной машине устанавливается прибор, который позволяет фиксировать правонарушения, которые происходят вокруг полицейского авто в попутном или встречном направлении, даже если оно движется. Известно, что на предстоящую программу 2021-2023 годов уже запланировано закупить до трехсот таких приборов.
*************
Все эти нововведения призваны улучшить ситуацию на украинских дорогах и снизить уровень смертности. Однако остается вопрос, как именно будет реализовываться механизм контроля за соблюдением новых правил. Как, к примеру, всех пешеходов заставить ходить по улицам только в одежде со светоотражающими элементами или как проверять это и фиксировать уклонение? Как проверять "пристегнутость" абсолютно всех водителей и пассажиров в каждом транспортном средстве в Украине?
То есть пока рано говорить о преимуществах системы штрафования нарушителей и наполнения госбюджета благодаря этим деньгам. Самое важное сейчас - корректно фиксировать каждое нарушение, а пока такого механизма не существует.