Кассовые аппараты для ФЛП не отсрочили: Что дальше

Топ-новость
Топ-новость
Кассовые аппараты не отсрочили Фото из открытых источников

Вопрос обязательного введения РРО в Украине довольно болезненный, как и большинство "налоговых" документов

Во вторник, 17 ноября, Верховная Рада Украины не приняла законопроект № 4313-д об отсрочке на год обязательных кассовых аппаратов для физических лиц-предпринимателей. Документ поддержали "рекордные" 17 депутатов, а 228 проголосовали против. 

Далее рассказываем об эпопее с введением кассовых аппаратов в Украине, перипетиях с протестами против этого и, конечно, о последствиях вчерашнего голосования в парламенте – под стенами Рады собрался очередной митинг предпринимателей.

Что предусматривал законопроект и для кого

4 ноября Верховная Рада Украины не поддержала отсрочку на год введения РРО и кассовых аппаратов для малого бизнеса. Парламентарии вернули документ на первое чтение в налоговый комитет. В тексте законопроекта предлагалось разрешить не использовать кассовые аппараты плательщикам единого налога II, III и IV групп независимо от вида деятельности, если их годовой доход не превышает 1 миллион гривен, а также перенести на 1 января 2022 года введение положений об обязательном применении РРО субъектами хозяйствования, которые должны применять РРО с 1 января 2021 года.

Но вчера, получив документ с доработками, Верховная Рада снова провалила отсрочку введения регистраторов расчетных операций (РРО) для физических лиц-предпринимателей, не поддержав проект закона № 4313-д.

Интересно, что главы оппозиционных фракций заявили, что после того, как документ был отправлен на повторное первое чтение, его смысл был искажен. В этом, по их мнению, виноват председатель налогового комитета Даниил Гетманцев. В связи с этим кое-кто из депутатов призвал освободить его от должности председателя комитета. 

Смыслом законопроекта было внести изменения в Налоговый кодекс в части освобождения от обязанности использования РРО и/или программного РРО определенной категории плательщиков единого налога и смягчения ответственности за нарушения, связанные с применением программных РРО.

Законопроект №4313-д предвидел такое:

  • перенос сроков вступления в силу норм по применению РРО и/или программных РРО для плательщиков единого налога второй – четвертой групп (ФЛП), кроме тех, которые осуществляют "рисковые" виды деятельности с 1 апреля 2021 года на 1 января 2022 года;
  • в случае добровольного установления и начала применения РРО и/или программных РРО ФЛП, которые не имеют обязанности их применять, с 1 января 2021 года предоставляется право на получение одноразовой денежной помощи из бюджета;
  • внесение изменений в Налоговый кодекс по либерализации применения РРО ФЛП, которыми предусматривается:

а) увеличение размера общей площади, разрешенной для предоставления в аренду на упрощенной системе налогообложения;

б) расширение перечня бытовых услуг населению, предоставляемых плательщиками единого налога;

в) освобождение от применения РРО плательщиков единого налога II группы по критериям места осуществления деятельности и/или размера общей площади торгового объекта;

г) освобождение от ответственности за нарушение порядка применения РРО субъектов хозяйствования, которые проводят расчетные операции без использования режима предварительного программирования наименования товара; увеличение до двух минимальных заработных плат разницы суммы остатка наличных в кассе для неприменения штрафа.

Кстати, не стоит забывать, что к исключениям, на которых не распространяются требования иметь кассовый аппарат, относятся предприниматели I группы (с оборотом в 300 тысяч гривен); те, кто работает в сфере производства, а не торговли; те, кто торгует только по безналу и торговцы, которые продают свою продукцию на рынках и на улицах. 

Новости по теме: У нас есть семь инструментов для поддержки бизнеса, - Шмыгаль о "карантине выходного дня"

Хронология эпопеи с введением РРО в Украине

К осени 2019 года кассовые аппараты были обязательными лишь для двух категорий ФЛП – тех, кто ведет торговлю технически сложными бытовыми товарами, которые подлежат гарантийному ремонту, а также лекарствами и изделиями медицинского назначения.

Однако в прошлом году был принят закон, которым планировалось, что за год, то есть в октябре этого года, РРО должны стать обязательными для определенной группы так называемых рисковых видов деятельности для ФЛП II-III группы. К ним отнесли предприятия ресторанного и гостиничного бизнеса, интернет-торговли и секонд-хенда, продавцов ювелирных и текстильных изделий, а также туристических услуг и автозапчастей.

А с 2021 года классические РРО, то есть кассовые аппараты, или программные РРО должны были стать обязательными для всех, кто пользуется упрощенной системой налогообложения и чьи доходы не превышают 1 млн гривен в год.

Иначе говоря, предполагалось, что с 1 января 2021 года использование РРО для определенных видов деятельности II-IV групп ФЛП станет обязательным, а с 1 апреля 2021 года – для всех плательщиков единого налога II-IV групп.

Но, конечно, коронавирусный карантин ворвался неожиданно и поломал все планы законодателей и налоговиков. Летом депутаты отложили введение обязательного РРО для "рискованного" бизнеса до 1 января 2021 года, а для всех остальных – до 1 апреля 2021 года.

Новости по теме: В Европе фискализация малого бизнеса является минимальной, – экономист-международник

Последствия отмены отсрочки на введение РРО

С прошлого года, сразу после принятия закона о детенизации бизнеса, то есть об обязательном введении РРО, идут споры между противниками и сторонниками этого нововведения.

К примеру, первые уверены, что так называемая детенизация на самом деле является "тотальной фискализацией" и может полностью уничтожить малый бизнес и систему упрощенного налогообложения как таковую. В то же время сторонники введения кассовых аппаратов утверждают, что именно РРО помогут вывести скрытые доходы из тени и наполнить бюджет. 

Как бы то ни было, но введение обязательных РРО снова тормозится. Все эти перипетии уже в который раз приводят к народному возмущению, перерастающему в митинги под зданием Рады. Так, вчерашнее неголосование нардепов за отсрочку введения РРО для ФЛП привело к ломке забора под стенами парламента. 17 ноября движение на улице Грушевского в правительственном квартале Киева перекрыли митингующие. В организации "Предприниматели Украины/ #SaveФОП" сообщили, что они требуют принятия законопроектов №2644 и №2645, которые предлагают отменить законы 128-IX и 129-IX, обязывающие физических лиц - предпринимателей иметь кассовые аппараты.

В свою очередь полиция Киева сообщила, что протестующие начали ломать забор, чтобы пройти на охраняемую территорию.

"Чтобы восстановить правопорядок, правоохранители немедленно вмешались в ситуацию и оттеснили митингующих. В результате возникли кратковременные стычки. Сейчас задержанных нет. Информация о пострадавших уточняется", - заявили в сообщении.

Но на самом деле бизнес протестует не со вчерашнего дня. Еще 4 ноября протестовал и легальный бизнес, выступая против возвращения к теневой экономике. Говорят, что это произойдет в случае отмены кассовых аппаратов, тогда торговля станет бесконтрольной, а потому пострадает не только легальный бизнес, который платит налоги, но и потребители, потому что не будут иметь доказательств покупки товара.

Новости по теме: Из предпринимателей хотят выжать последнюю копейку в бюджет, когда "скрутки" в налоговой достигают 2 млрд в месяц, – Дубинский

Какое решение Рада предлагает теперь и что дальше 

Пока ситуация такова - законопроект об отсрочке обязательного введения кассовых аппаратов для ФЛП на год (до 1 января 2022 года) не поддержали. Это означает, что они все-таки должны быть установлены малым бизнесом с 1 января 2021 года.

Однако до этого еще есть время, а следовательно и возможность отмены обязательности РРО для малого и среднего бизнеса. По крайней мере на такие мысли наталкивают несколько законопроектов, зарегистрированных в парламенте. Речь идет о документе, поданном нардепом от "Слуги народа" Игорем Фрисом. В законопроекте указано, что в 2015 году пределом для обязательного применения кассовых аппаратов была сумма в 821 минимальную зарплату, поэтому ее надо сохранить с учетом актуальной минималки. Получается, что вместо предела в 1 млн грн, что действует сейчас для обязательного применения кассовых аппаратов, может возникнуть сумма в 4+ млн грн.

Второй законопроект имеет похожую логику – он предусматривает право плательщиков единого налога не применять РРО, если их доходы меньше 820 минималок, то есть 4,1 млн грн.

Третий похожий документ, поданный лидером "Батькивщины" Юлией Тимошенко, предусматривает "введение ежегодного повышения предельных объемов доходов для применения упрощенной системы налогообложения в привязке к размеру минимальной заработной платы". Так, возрастет и предел для применения РРО.

Новости по теме: В Раде создадут рабочую группу для разработки нового закона, который позволит отсрочить обязательность РРО для ФЛП

*************

Пока история с введением в Украине обязательных РРО продолжается, остается лишь предполагать – таки введут их или отменят закон об обязательности кассовых аппаратов. В конце концов, со времени первого закона о применении РРО в сфере торговли, общепита и услуг, принятого в сентябре 2019 года, прошло больше года, а вопрос по сути никак не решился и даже не сдвинулся. Есть только традиционные танцы вокруг него, как, впрочем, и вокруг почти всех налоговых законов в Украине. 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...