Как студенты будут сдавать экзамены и защитят дипломы на карантине: Рекомендации от МОН

Топ-новость
Топ-новость
Студенты впервые будут сдавать сессию онлайн Фото из открытых источников

Учиться стало одновременно и легче, и труднее

"Коронавирусный" карантин сперва казался украинцам временным – максимум на месяц-два. Но теперь, когда первому случаю коронавируса "исполнился" год, а карантин в Украине пересек полугодовой срок, кажется, что ему нет конца.

Мировые медики и эксперты ВОЗ прогнозируют карантин до 2021 года, и украинские чиновники и врачи не спешат опровергать это. Стало понятно, что до конца карантина и замедление темпов пандемии COVID еще очень далеко, поэтому сейчас абсолютно все области общественной жизни имеют не только временно модифицировать свои традиционные "сценарии" работы, но и научиться долго сосуществовать в мире, где правила задает пандемия.

Школьников и студентов в этом году карантин застал врасплох. Не все учебные заведения сразу смогли сориентироваться, как проводить выпускные экзамены в школах, а также вступительные экзамены в колледжи и вузы. Даже у МОН были несколько сценариев проведения внешнего независимого оценивания. Более или менее все учебные трудности были преодолены, и выпускники окончили школу, стали абитуриентами, а далее – первокурсниками. Однако карантин не заканчивается и порождает беспрецедентный случай – еще никогда в истории ученики и студенты не сдавали на карантине экзаменов, да еще и не один раз. Скоро декабрь, а значит – традиционные зачеты и экзамены в стенах альма-матер.

Далее рассказываем, как украинские студенты во время карантина будут сдавать экзамены и защищать дипломные работы.

Как МОН предлагает студентам учиться на карантине

Минобразования разработало рекомендации для училищ и учреждений высшего образования, как принимать контрольные задания, экзамены и дипломные работы. Они были разработаны еще в мае, то есть фактически в начале карантина, однако не потеряли своей актуальности и сейчас, накануне зимней сессии.

Рекомендации касаются как учебного процесса, так и его контроля. Речь идет об оценивании после пройденной темы, семестрового оценивания и аттестационного, то есть защиты дипломных работ и сдачи экзаменов в конце учебного года.

Для нормализации учебного процесса на карантине МОН рекомендует студентам и преподавателям учебных заведений коммуницировать через системы управления обучением (LMS), электронную почту, мессенджеры (Viber, Telegram и т. п), видеоконференции (MS Teams, ZOOM, Google Meet, Skype), форумы, чаты.  К тому же в МОН фактически позволили сократить объем изучаемого и выносимого на итоговый контроль материала дисциплины за счет менее важных (по мнению преподавателя) вопросов.

Среди методов и способов контроля знаний и аттестации МОН отмечает следующее:

  • для контроля знаний рекомендуются использовать дистанционные технологии;
  • для контроля знаний преподавателям рекомендуют использовать разные типы задач: а) автоматизированные тесты для контроля учебных достижений студентов; б) разноуровневые индивидуальные и групповые задания: отчет, презентация, проект, видеозапись по материалу, который изучается; в) взаимное оценивание выполнения заданий самими студентами; г) задания, требующие развернутого, творческого ответа; г) задания, форма которых адаптирована к выполнению средствами LMS.

Новости по теме: Минобразования вернёт деньги за общежитие студентам, которые разъехались по домам из-за карантина

Как МОН рекомендует дистанционно проводить семестровое оценивание

На карантине студентам придется не только учиться, но и проверять полученные знания. Поэтому необходимы действенные инструменты для качественного оценивания знаний и навыков. Конечно, если студенты не ходили на офлайн лекции и семинары, экзамены (в декабре и июне) они будут сдавать в основном также дистанционно. Семестровая оценка включает в себя экзамены, защита курсовых проектов и отчетов о прохождении практики и будет несколько изменен через карантинные ограничения по Украине.

Поэтому среди методических рекомендаций, присланных Минобразования университетам и колледжам, по оценке студентов в конце семестра, есть такие:

  • использовать при оценке единый инструмент дистанционной коммуникации, например, видеоконференцию;
  • разрешение выставления итоговой оценки за экзамен / зачет через пропорциональный перерасчет семестровых оценок в итоговую оценку;
  • во время проведения семестрового контроля в форме экзамена необходимо обеспечить идентификацию личности студента;
  • на экзамен могут быть вынесены тестовые вопросы и задачи, требующие творческого ответа и умение применять знания при решении практических задач. Следует уделить внимание надлежащему качеству заключения письменных заданий, чтобы они не могли быть выполнены путем копирования ответов из других источников;
  • предэкзаменационная консультация может проводиться средствами аудио- или видеоконференций;
  • студенты должны иметь надежную интернет-связь, в случае устных ответов - телефон или компьютер с микрофоном, возможность установить на компьютер необходимое программное обеспечение;
  • экзаменационное задание может состоять из: случайно сгенерированного набора практических ситуаций; тестовых вопросов, автоматически выбранных из базы тестов для каждого студента отдельно – такие функции есть в большинстве сервисов по онлайн-тестированию); творческих задач и ситуаций, решение которых требует от студента комплексных знаний;
  • максимальная продолжительность сдачи экзамена с момента начала должна быть одинаковой для всех студентов;
  • если во время экзамена у студента возникли форс-мажорные обстоятельства, он должен сообщить об этом экзаменатору с помощью определенного канала связи (телефон, мессенджер и т. п.) с обязательными фото- или видеофиксацией состояния выполнения задач и объективных факторов, препятствующих его завершению. Тогда экзаменатор определит возможность и время пересдачи экзамена;
  • если овладение учебной дисциплины или прохождение практики требует выполнения заданий, которые невозможно выполнить дистанционно, то итоговое оценивание может быть перенесено на следующий семестр.

Новости по теме: В Тернопольской области к лечению пациентов с COVID-19 будут привлекать студентов-медиков

Как проводить сессию в условиях карантина

В рамках проведения дистанционного оценивания на экзаменах Министерство образования предлагает экзаменационным комиссиям действовать таким образом:

  • обеспечить надлежащий контроль, то есть фиксировать время начала и окончания выполнения студентами заданий и использовать алгоритмы случайного выбора задач;
  • проводить защиту квалификационных работ по видеосвязи. В то же время никто не исключает необходимости бумажного экземпляра работы с подписью студента. Он может быть отправлен по почте заранее в экзаменационную комиссию, или электронный экземпляр, заверенный электронной цифровой подписью (при условии использования в вузе электронного документооборота);
  • если перечень вопросов, выносимых на экзамен, доведен до сведения студентов заранее, то для избежания заблаговременной подготовки ответов на экзамене может быть задан дополнительный вопрос или даны задания;
  • в случае возникновения у студента технических препятствий, ему нужно сообщить об этом экзаменатору (так же, как во время семестрового оценивания);
  • те, кто не имеет возможности сдавать экзамен – должны подтвердить для деканата причину;
  • аттестация на бакалаврском и / или на магистерском уровнях высшего образования в форме защиты квалификационной работы с использованием дистанционных технологий обучения должна осуществляться в режиме видеоконференции. Рекомендовано осуществлять видеозапись / аудиозапись / фотофиксацию процесса защиты работы;
  • для проведения защит квалификационных работ студентам разрешается, как альтернатива синхронному выступлению, заблаговременно прислать экзаменационной комиссии видеозапись выступления так, чтобы на записи было видно самого студента;
  • учреждению образование рекомендуется сохранять цифровую запись процесса защиты квалификационных работ не менее одного года;
  • учебная практика в вузах для студентов может быть перенесена на следующий семестр.

Новости по теме: Поцеловать памятник, пробежать голышом и призвать "халяву": Как в мире отмечают Международный день студента

*************

Несмотря на детальность прописанных Министерством образования методических рекомендаций, все же они являются лишь предложениями. Высшим учебным заведениям разрешено самим решать, как именно проводить обучение и экзамены, их не ограничивают в реализации других решений по организации дистанционного обучения. 

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...