Новости » Экономика Читати новину українською

Бизнес "уходит в тень": Что напугало украинских ФЛП?

Ирина Шостак
Ирина Шостак

Журналистка

Акция малых предпринимателей под Офисом президента Марина Молько/24 канал

В 2019 году было зарегистрировано 312 211 новых ФЛП, что на 15% меньше, чем в 2018. Об этом сообщает сервис Opendatabot. Считается, что такая динамика была вызвана рядом решений власти, которые по мнению физических лиц-предпринимателей, существенно повышают фискальное давление. ZIK выяснил, какие именно законы спровоцировали торможение развития ФЛП в Украине.

"Регистрация новых предпринимателей — это один из показателей развития экономики. Если в Украине не регистрируются новые компании и предприниматели, это означает, что украинцы боятся создавать бизнес и уходят в тень", — комментирует освещаемую динамику основатель Opendatabot Алексей Иванкин.

Говоря о причинах подобной реакции представителей малого бизнеса аналитики сервиса открытых данных ссылаются на ряд законов, именно из-за которых большое количество ФЛП отсрочило решение о запуске бизнеса. В частности, это:

  • Закон о РРО (регистратор расчетных операций);
  • Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг;
  • Закон о сборе и учете ЕСВ (единого социального взноса);
  • Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно представления единой отчетности с ЕСВ и налога на доходы физлиц.

В среднем ежемесячно регистрировалось 5,5 тысяч компаний и 26 тысяч ФЛП. Всего на начало 2020 года в Украине действует 1 876 604 физлиц-предпринимателей.

Нововведения возмутили ФЛП

Законопроекты о РРО. Наибольшее возмущение, которое вылилось в волну протестов, касалось законопроектов №1053-1 "О внесении изменений в Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" (Далее — Закон №128-IX) и №1073 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" (Далее — Закон №129-IX). 

В частности, по этим законам:

  • вводится обязательность использования регистраторов расчетных операций (РРО) физическими лицами-предпринимателями, которые работают в сферах торговли и питания;

"Эту ошибку или надругательство постоянно повторяет уже 3-й президент: 1-ым пытался в 2010 году — Янукович, именно эта фискализация вызвала "Налоговый" майдан, в 2015 году тоже была попытка Петром Порошенко и его командой ввести эту фискализацию, состоялся так называемый майдан против РРО, нам удалось отбить. Но потом правительство Гройсмана ввело фискализацию уже не законом, а постановлениями Кабинета Министров и с 2018 года реализаторы бытовой техники обязаны использовать фискализированные кассовые аппараты, а с 1 января 2019 года — семейные аптеки (маленький микробизнес)", — комментирует главную причину недовольства предпринимателей председатель Всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич.

"Мы подсчитали, что за первый год использования кассового аппарата любого типа затратная часть каждого предпринимателя возрастет на 70 тыс. грн/год. Эту сумму он будет обязан переложить на цену товаров и услуг, чтобы ее ему возместил потребитель". Об этом на Всеукраинском форуме предпринимателей заявил президент "Ассоциации частных работодателей" Александр Чумак.

Соглашается с тем, что норма фактически подталкивает микропредпринимателей закрывать бизнес из-за недостаточного количества средств и финансовый аналитик, эксперт института GROWFORD Алексей Кущ: "Получается, что каждая точка должна быть оборудована кассовым аппаратом. Каждый день надо будет заносить данные в фискальную память, контролировать". По словам эксперта,  из-за  изменений в законодательстве даже требования к персоналу резко повышаются. Ведь теперь надо нанимать не просто, например, баристу в кофейню, где он работает за 300 грн и сегодня он есть, завтра нет. Надо доверять человеку кассу, занесение отчетов и так далее. То есть это опять более высокая заработная плата, потому что идет совмещение функций работника и кассира.

Согласно новым нормам РРО могут быть как обычные устройства (POS-терминалы), так и программные — программное обеспечение E-Receipt (бесплатно будет предоставлять государство) после установки которого любое устройство (смартфон, планшет или компьютер) сможет выполнять фискальные функции. E-Receipt можно будет применять с 19.04.2020 года.

  • расчетным документом может быть кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п, что подтверждает факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный расчетный документ, QR-код) или заполненный вручную;
  • расширяется круг предпринимателей и предприятий, которые обязаны в своей работе использовать РРО;

Обязаны будут иметь предприниматели, уплачивающие единый налог и которые имеют доход более 1 млн грн/год независимо от категории деятельности. Внедрение системы для "рисковых отраслей" установлено на 1 октября 2020 года, для остальных ФЛП на едином налоге — 1 января 2021 года.

Кроме того, следует подчеркнуть, что введение РРО не будет касаться физических лиц, то есть, по словам Председателя Государственной налоговой службы Сергея Верланова, людей, которые пришли на рынок "продать какую-нибудь зелень и овощи".

  • внедрение механизма "кэшбек" и новые правила уплаты штрафов (по словам авторов законопроекта должно способствовать детенизации оборота наличных средств, стимулируя покупателей получать фискальные чеки);

С 1 октября 2020 года покупатели смогут жаловаться на выданные им чеки с нарушениями (не все позиции в чеке отражены на сервере налоговой или выданый чек вообще не отображается на сервере), но только на покупки от 850 грн. "То есть мелкий бизнес уровня продуктового магазина исключен из действия данного закона", — отмечает Сергей Верланов. Если информация о нарушениях подтвердится, продавец должен будет уплатить штраф в размере 150% стоимости товара, часть из которого получит заявитель, остальные — госбюджет.

"Это не тот "кэшбек" к которому привыкли в Европе, не тот "кэшбек" к которому привыкли некоторые украинцы, которые покупают товар и с помощью определенных сервисов получают компенсацию в части возмещения так называемой электронной транзакции за проведение платежа. Это совершенно искаженная модель "кэшбека", когда фактически вознаграждается потребитель за предоставление информации, которая может быть клеветой в отношении действия или бездействия микропредпринимателей", — объясняет позицию предпринимателей Сергей Доротич.

"На счет "кэшбека": есть большой риск появления рейдерских групп, которые будут тупо отжимать "вкусные" малые бизнесы", — предостерегает Александр Чумак.

Противники изменений обращают внимание, что эти нововведения не только ставят предпринимателей в неловкое положение заставляя платить большие штрафы за незначительные нарушения, а также вообще являются уничтожением упрощенной системы налогообложения и микропредпринимательства в целом.

"Во-первых, не все имеют смартфоны (впрочем, те, у кого нет, наверное, и о законе не слышали). Во-вторых, речь идет не просто о том, чтобы выбить сумму в чеке, весь товар должен быть отсканирован (вручную!). Введен в память, и за каждую ошибку — штраф!", — отмечает старший экономист CASE Ukraine Владимир Дубровский.

Такое мнение поддерживает и финансовый аналитик, эксперт института GROWFORD Алексей Кущ, отмечая, что эти законопроекты можно расценивать исключительно как усиление фискализации малого бизнеса: "Упрощенная система ведения бизнеса рассчитана на то, что предприниматель может сам справиться с простейшими формами расчетов, ему не нужно держать на аутсорсинге бухгалтера и платить ему деньги, не нужно покупать дорогое оборудование. Вместе с тем, согласно новым нормам каждая точка должна быть оборудована этим кассовым аппаратом (каждый день надо заносить данные в фискальную память, отправлять файл в налоговую), что уже является осложнением администрирования".

По словам Алексея, простой предприниматель, не имеющий экономического образования, который начал вести бизнес только потому что не нашел другого занятия по душе в Украине, может не справиться. Тогда ему надо брать аутсорс-бухгалтера, который будет помогать составлять отчеты по кассе, а в налоговой появляется возможность для проведения большого количества проверок. "У нас же есть плановые проверки, которые за год вносятся в специальную базу реестр, и налоговая плановыми проверками не проверяет ФЛП, но кассовая дисциплина — станет любимой темой налоговой, ведь через z-файлы она сможет контролировать предпринимателей, по большому счету, сможет проводить невыездные камеральные проверки и штрафовать. Это возможность для усиления фискального давления на малый бизнес", — добавляет эксперт.

Также, эксперты видят проблему законопроектов в отличительных подходах и инструментах реализации общения с бизнесом в Украине и других развитых странах. "Проблема не в кассовых аппаратах, они есть и в Европе, а в администрировании их работы. Нам говорят красиво: сможете отбивать чеки по смартфонам, но не говорят, что вся остальная отчетность остается в том же объеме", — отмечает президент "Ассоциации частных работодателей" Александр Чумак.

"Дело в том, что у нас очень любят лучшей зарубежной практикой прикрывать не лучшие скрытые цели. Во-первых, моменты фискализации должны идти от головы. То есть, государство сначала должно научиться качественно регистрировать налоги большого бизнеса, потом среднего, а уже потом переходить на ФЛП. Во-вторых, чем аргументируют введение этой фискализации — тем, что крупные почтовые организации, торговые, они используют систему единого налога для оптимизации своего налогообложения, когда они представляют собой лишь корпоративные настройки, а на самом деле состоят из конгломерата, к примеру, 100 ФЛП. А 100 ФЛП— 700 млн грн/год оборот. Но, для того чтобы, условно говоря, вывести тараканов из кухни, не желательно кухню сжигать, нужно было принимать специальный закон по объединению малого бизнеса в группы". По словам Алексея, это должен быть специальный законодательный акт, который регулирует именно конгломераты ФЛП и объединения ФЛП в юридические конгломераты. Там можно было бы менять систему налогообложения, а не трогать микропредпринимателей.

И хотя инициаторы и те кто поддерживают законопроекты о РРО, например, Европейская Бизнес-Ассоциация говорят, что законы направлены на защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции, выведение из теневого оборота доли наличных расчетов, "серого" товара, улучшение эффективности налогового администрирования и государственного контроля за расчетными операциями, сами же представители бизнеса говорят о том, что следует ожидать противоположного эффекта.

"Бизнес невероятно тяжело вывести из тени и легко туда загнать. Каждый шаг, который усложняет работу предпринимателя или процесс покупки для потребителя, отпугивает покупателя и заставляет искать другие пути предпринимателю, проще говоря, если соблюдение закона ведет к убыткам для бизнеса, очень вероятно, что он его просто не будет придерживаться и уйдет в тень", — считает предприниматель из Киева Сергей, который занимается ломбардным бизнесом.

Оъединение отчетности по ЕСВ и НДФЛ. Законопроекты №1057 "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" относительно представления единой отчетности с единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налога на доходы физических лиц" (Далее — Закон №1057) и №1072 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности с единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налога на доходы физических лиц" (Далее — Закон №1072)  также стали одной из причин отрицательной динамики количества новых ФЛП в Украине. Ими с 1 января 2021 года вводится новая объединенная отчетность по ЕСВ и НДФЛ (будет распространяться на всех самозанятых лиц и предпринимателей).

Инициаторы изменений отмечали, что поскольку в большинстве случаев база начисления ЕСВ совпадает с базой начисления НДФЛ в виде заработной платы и вознаграждения за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам, целесообразно создать единый унифицированный документ, который позволит уменьшить количество и объем налоговой отчетности.

Законопроектами предусмотрено упрощение представления отчетности с единого взноса, для:

  • физлиц-предпринимателей и физлиц, которые проводят независимую профессиональную деятельность, в частности, предусмотрено, что сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ с доходов от предпринимательской деятельности или внедрения независимой профессиональной деятельности представляются в составе годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации).
  • физлиц — плательщиков единого налога предусмотрено представление отчетности с единого взноса в составе налоговой декларации плательщика единого налога.
  • страхователей (предприятий и само занятых лиц, использующих труд наемных работников) вводится ежеквартальная отчетность по налогу на доходы физических лиц и единого социального взноса с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

Предприниматели встретили эту инициативу также негативно, отмечая, что законопроекты вместо того, чтобы упростить процедуру заполнения и представления налогоплательщиками отчетности в контролирующие органы, усложнили ее.

"Очень плохое решение, накапливать всю работу целый квартал, а потом сидеть вспоминать…квартал, лучше бы сделали один отчет за месяц по ЕСВ и доходы НДФЛ, за месяц отчитался и дальше спокойно работаешь. А так все нужно будет поднимать, сверять за квартал, вспоминать. Очевидно, закон составляли люди, которые не имеют практического опыта. Бесконечные справки из соцзащиты…", — комментирует объединения отчетности пользовательница финансово-бухгалтерского портала "Дебет-Кредит", Елена.

В частности, такая оценка вызвана и тем, что по состоянию на сегодня не известно, как именно отчеты, предоставляемые в различные периоды будут объединяться в один. Ведь если ФЛП I и II групп обязаны были сдавать отчет по доходам, а также по ЕСВ один раз в год и объединение этих документов кажется понятным, то 3 группа ФЛП сдавала отчет о доходах ежеквартально, а отчет о ЕСВ один раз в год. Поэтому, как эти документы должны объединиться в один пока не понятно.

"Кроме того, ФЛП и компании обязаны были сдавать отчет о ЕСВ за своих работников. Принятый закон также предусматривает, что, собственно, этот отчет ЕСВ по работникам теперь будет объединенный в большой отчет вместе с декларацией о доходах. Как видим, должен быть один большой документ в котором будет и декларация о доходах, и декларация по ЕСВ за физическое лицо-предпринимателя, и по ЕСВ за работников. Получается один гигантский документ", — объясняет относительно нововведений на своем YouTube-канале  юрист Богдан Янкив.

Прогнозы по стабилизации ситуации

Динамика роста и падения ФЛП меняется соответственно до введения новых правил регулирования малого бизнеса. Например, по данным Opendatabot рекордное количество ФЛП было зарегистрировано 1 декабря 2016 года — 2 млн. После принятия закона об обязательной уплате ЕСВ количество ФЛП начало снижаться. Такая негативная динамика продолжалась на протяжении 4 месяцев, после чего, количество ФЛП начало восстанавливаться. Но сыграет ли время на руку сегодня?

Финансовый аналитик, эксперт института GROWFORD Алексей Кущ считает, что нет: "Относительно предыдущих законодательных изменений: если посмотреть на процент сокращения ФЛП процентов 70 шло, так называемых, фиктивных или спящих ФЛП, которые не осуществляли никакой деятельности, примерно 30% — реальный бизнес. Но эти изменения, которые есть сейчас кардинально другие, они касаются именно реального бизнеса. Я прогнозирую значительное сокращение предпринимателей".

С этим соглашаются и юристы, которые еще до принятия законопроектов отмечали, что из-за них Украину ждет новая волна закрытия ФЛП, миграция предпринимателей первой группы плательщиков единого налога, повышения розничных цен на продукцию.

"Многим, кто занимается мелкой торговлей через интернет, не выходя из дома, придется найти менее доходную, но более безопасную, с точки зрения проверок, работу. Также нас ожидает рост количества судебных обжалуемых налоговых проверок в геометрической прогрессии", — говорит юрист-аналитик МЮФ Kinstellar Алексей Бурчевский.

По словам председателя Всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергея Доротича, проанализировав реакцию на предыдущие изменения в 2018 году (по бытовой технике) и 2019 года, можно сделать выводы, что бизнес выход все равно найдет: "Бизнес просто игнорирует изменения. У нас в стране легче откупаться от проверок, работать "вчерную", чем выполнить эти "драконовские" требования"". Поэтому бизнес найдет выход, если нет — просто закроется или уедет". Сергей также добавляет: "Многие мои коллеги пишут: "Чего вы мучаетесь, в Польшу приезжайте. Льготные каникулы у нас, дешевые кредиты, все, что угодно". К сожалению или к счастью, европейцы избалованные, ленивые, а наши люди голодные, злые и готовы асфальт грызть, чтобы заработать копеечку".

Важно отметить и недавние новости, которые всколыхнули бизнес-сообщество — инициативы Национального банка Украины внести изменения в порядок использования счетов физических лиц-предпринимателей, которые вступили в силу с 3 января 2020 года и уже 17 января 2020 года именно через негативную реакцию бизнеса были отменены.

В частности, речь шла о норме о порядке использования текущих счетов ФЛП. НБУ намерен запретить использовать средства со счетов ФЛП на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью. Для того, чтобы использовать предпринимательские средства для собственных нужд, нужно было перечислить их на отдельный счет. Сделать же это можно было лишь после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом.

Если в этой ситуации быстрая негативная реакция ФЛП смогла обезопасить их от дальнейших возможных трудностей вызванных инициативой НБУ, то в ситуации с законопроектами №128-IX, №129-IX, №1057 и №1072 даже протесты и широкомасштабные акции не заставили президента ветировать их.

Хотя, следует отметить, власть же пообещала сделать несколько важных шагов — Указом от 08.11.2019 г. №837/2019 президент поручил Кабмину до 31 декабря 2019 года принять меры для создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, в частности:

  • ввести двухлетний мораторий на проведение проверок ФЛП (кроме тех, которые осуществляют высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) в отношении соблюдения ими порядка применения РРО;
  • смягчить ответственность ФЛП за нарушение установленного порядка представления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО.

Прошел месяц с начала нового года, однако пока никаких решений по этому поводу не было озвучено. Поэтому, пока власть раздумывают, в какую именно сторону собирается шагать, предприниматели продолжают собирать широкомасштабные акции. В частности, 19 февраля состоится очередная Всеукраинская акция под Офисом Президента.

Ирина Шостак

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.