пятница, 13 октября, 2017, 11:57 Власть
Яременко: Украинская власть в ПАСЕ привела не те аргументы, поэтому и проиграла

Украинская власть проиграла в ситуации с рассмотрением в ПАСЕ вопрос о образовательном законе. Еще нужно дождаться решения Венецианской комиссии, но обсуждение в Парламентской ассамблее уже создало некоторое понимание, какими будут эти выводы.

Об этом на своей странице в Facebook написал дипломат, экс-генконсул Украины в Стамбуле, председатель правления БФ «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко.

ИА ZIK подает его пост в полном объеме:

«Что происходит с международной реакцией на Закон об образовании?

Украина выбрала крайне неудачную манеру аргументации и отстаивания своей позиции.

Аргументы о том, что в Румынии или в Венгрии нет украинских школ вообще работают против Украины (почему же вас, украинцев, это не интересовало до сих пор?)

Аргумент о защите прав школьников-представителей нацменьшинств на продолжение обучения в украинских ВУЗах очень сомнителен. Прежде всего, у них есть право выбора, учиться ли в ВУЗЕ. Дальше у них есть право выбора, поступать в ВУЗ в Украине или за рубежом. Поэтому уровень владения украинским не столь уж и принципиален для реализации их прав.

Сомнителен довод о возможности содействия представителями нацменьшинств интегрироваться в систему госвласти Украины через повышение уровня владения украинским языком. Это их право, а не обязанность работать в органах госвласти, избираться и т. д. Если гражданин Украины принимает решение жить вне системы госвласти – это его право. Лишь бы платил налоги. Знание украинского языка также не гарантирует трудоустройства в органах власти или победе на выборах.

Проблема в том, что этими и подобными аргументами, мы лишь маскируем свой страх и свои подозрения к нацменьшинствам. Оттуда совершенно неприемлемые аргументы о раздаче паспортов. Поверьте, украинских паспортов в Приднестровском регионе Молдовы роздано не меньше. Зачем нам это?

Желание получить что-то языково-однородное – это в большой степени результат войны с Россией. 300-летней войны.

Но и здесь не все просто. Даже с русским языком. Если бы мы были с правовой точки зрения в состоянии войны с Россией, то ограничение чего-либо или всего российского могло бы быть оправдано (на период войны). Но это если бы.

Да, 35 процентов учеников школ для нацменьшинств, возможно, и не могут сдать ВНО из-за слабого уровеня знаний украинского. Но ведь 65% – могут. И, очевидно, этого достаточно для соответствующих этнических групп, чтобы иметь своих нардепов, депутатов местных советов, представителей в органах власти. Почему мы хотим от них больше, чем им самим нужно? Что дает нам основания думать, что этот вопрос должен стать предметом государственного регулирования?

Да, украинский язык есть и должен быть государственным в Украине. Но разве в украинском законодательстве есть хоть что-то о том, что все граждане Украины обязаны владеть им на определенном квалификационном уровне? Кажется, нет. Тогда зачем эти аргументы?

Мы попытались подойти к вопросу с точки зрения интересов государства, находящегося в осаде врагов. А в Совете Европы руководствуются интересами и правами человека. Изложенные выше и другие подобные аргументы Украины не могли быть убедительными.

Это не значит, что мы не должны заботиться о национальном единстве, о формировании идентичности. Но механизмы решения этих вопросов не могут быть исключительно запрещающими или ограничивающими.

Так, многие выпускники венгерских или румынских школ поедут учиться и работать в другие государства. Почему? Возможно, причина не в какой-то неприязни, а в том, что украинское образование находится в состоянии разрушения? В конце концов, а сколько украиноязычных украинцев, которые успешно сдают ВНО, стремятся дальше учиться и работать за пределами Украины?

Ну и, конечно, это абсолютно недопустимый уровень осмысления проблемы украинской властью.

Украинская власть бесславно проиграла эту ситуацию (еще, конечно, надо дождаться решения Венецианской комиссии, но обсуждение вопроса в ПАСЕ уже создало некоторое понимание, какими будут эти выводы). Потому что на международной арене не умеет прислушиваться и правильно понимать аргументы оппонентов, не умеет выстраивать систему контраргументов и коммуникацию, ведет переговоры с иностранными правительствами, которые прибегают к неприемлемым способам давления на Украину, и не ведет переговоров с собственными гражданами, позволяя иностранным правительствам формировать их позицию.

Разруха в головах».

Напомним, парламентская ассамблея Совета Европы 12 октября приняла решение с рекомендациями Украине по итогам срочных дебатов.

Решение ПАСЕ довольно жестко осуждает то, что Верховная Рада приняла закон об образовании, изменив статью 7 (о языке образования) без консультаций с представителями национальных меньшинств. Ассамблея также обратилась к Украине с просьбой учесть все без исключения рекомендации Венецианской комиссии, а также внести соответствующие изменения к закону об образовании.

Напомним, 25 сентября президент Порошенко подписал закон «Об образовании», которым в Украине вводится 12-летнее среднее образование. Верховная Рада приняла этот закон 5 сентября. Документ предусматривает, что язык образовательного процесса в учебных заведениях – государственный язык, украинский.

В Польше, Румынии, Венгрии, Греции, Болгарии выразили обеспокоенность в связи с нормами данного закона, которые касаются языка обучения представителей национальных меньшинств Украины.

Позже болгарское меньшинство в Украине поддержало новый закон об образовании.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-12-14 04:29:44