вторник, 10 октября, 2017, 12:19 Власть
Дни триумфа для Гройсмана – о работе ВР на прошлой неделе
Тарас Черновол
журналист, политический деятель

А теперь пройдусь еще немного по работе Рады на минувшей неделе, чтобы вспомнить все то, что выпало из нашего внимания после бурных событий четверга-пятницы. Поэтому заметка №2 на эту тему. Думал, что будет просто небольшой текст, но было свободное время и понесло, вот вышла немалая статья. Уж извините – не умею лаконично.

Вторым очень важным вопросом вторника стало голосование за пенсионную реформу. Если быть совсем точным, то за реформу солидарной пенсионной системы в Украине. Уточнение важное, потому что некоторые интересные персоналии уже успели обозвать реформу антиреформою под предлогом, что не вводится «здесь и сегодня» накопительная система. Именно такую ерунду когда-то на совместном эфире заявил Добродомов. Кстати, это одна из самых примитивных форм популизма, когда берешь какой-то тезис, который красиво звучит, но смысла которого сам не понимаешь, и начинаешь сыпать обвинения, что «преступная власть чего-то не хочет дать народу».

Поэтому лишь коротко напомню, что пенсии платит нам не государство, а мы сами формируем Пенсионный Фонд, из которого идут выплаты. Это только после экспериментов Тимошенко, при ее втором премьерстве Пенсионный фонд начал банкротиться и в него пришлось ежегодно вливать все больше бюджетных ресурсов, которые забирали не у депутатов или судей, а у учителей, врачей и тому подобное. Накопительная система – это общепринятая мировая практика, но по своей сути – это еще один пенсионный взнос, который в обязательном порядке снимается с вашей зарплаты или с прибыли компании, в которой работаете. Вот только в будущем, на пенсии, эти средства (в дополнение к солидарной пенсии) будете получать именно вы, а не какой-то неизвестный уже нынешний пенсионер, как при солидарной. Мы все равно введем накопительную (сейчас планируют с 2019-го, хотя стоило бы не слишком спешить), когда доходы населения и доходность бизнеса будут достаточными.

Но возвращаемся ко вторнику, когда Рада проголосовала за реформу, и к концу недели, когда Президент в присутствии Премьера подписал этот закон и еще связанное с ним изменение в Бюджетный кодекс. Действительно, это были дни триумфа для В.Гройсмана. Пенсионная реформа была для него важнейшей задачей на этом посту. Еще когда его только избрали премьером, а правительство только формировалось, он добился, чтобы Минсоцполитики возглавил его давний соратник Андрей Рева. Я немного в курсе событий, поэтому могу утверждать, что уже тогда тема реформирования пенсионного законодательства была для премьера принципиальна.

Очень хорошо, что несмотря на все предостережения, именно эта реформа прошла парламентское чистилище  самым безболезненным путем. Лишенная опеки «мамы» Батькивщина совсем расклеилась и не смогла дать того «последнего и решительного боя», которого все ожидали. За каких-то четыре с половиной часа были рассмотрены все правки тех, кто еще захотел встать поперек пути реформы (нардепы сделали даже «невероятное пожертвование», впервые отказавшись от обеденного перерыва), и окончательное голосование оказалось более чем успешным. Против реформы выступили единодушно только Оппоблок, Батькивщина, группка свободовцев. Это традиционное антиукраинское объединение более привычно смотрелось бы с привлечением Самопомощи, но в последний момент там хватило ума дать разрешение на свободное голосование, так что «за» проголосовало чуть больше половины фракции. Во время голосования сохранился текст закона, который стал компромиссом между правительством и профильным комитетом, как утверждает Гройсман, разбалансировки закона не произошло.

И дальнейшие действия были крайне слажены для всех ветвей власти. Комитет и службы ВРУ безотлагательно проверили текст и завизировали его, после чего спикер мгновенно подписал. Также и юридическая служба Администрации Президента обработала текст закона на предубеждения и после поступления документа только провела текстовую сверку. Поэтому закон был подписан и вступил в силу через рекордные пару дней после голосования.

Ну и, собственно, почему все это так важно, и ради чего Владимир Гройсман настаивал на рассмотрении и внедрении именно этой реформы.

1. Я уже упоминал, что Пенсионный фонд начала разваливать еще Юля где-то в 2008 году. Тогда она через неуклюжую экономическую политику добилась того, что Украина хуже всех перенесла мировой кризис. Некоторые соседи, как Польша, даже улучшили свою ситуацию. А у нас тогда без войны и стихийных бедствий гривна девальвировала почти вдвое. Но еще и добитая правительством экономика не смогла воспользоваться таким выгодным для экспорта фактором и продолжила падать. Назревал социальный коллапс и Кабмин сделал абсолютно бессмысленный шаг, – чтобы каким-то образом подтянуть пенсии до грани биологического выживания при надмизерных зарплатах, ввели всем украинцам известный еще со времен СССР полярный коэффициент. Да-да, те 1,35 – это советская надбавка для работников в условиях Сибири и Дальнего Востока. Решение было бессмысленным и худшим из тех, которые можно было выбрать.

Но с того времени началась самая опасная тенденция во всей нашей новейшей истории – разбалансировка, банкротство и постепенный развал Пенсионного фонда. Когда правительство не сделало ничего, чтобы разогреть экономику, повысить зарплаты, упорядочить пенсионные выплаты, но зато нагрузило ПФ полярным коэффициентом, такие последствия стали неизбежными. Из бюджета начали дотировать ПФ. Сначала на 2 млрд гривен, а в последний год уже более 140 миллиардов. Мы даже не представляем, как близко были от полного развала Фонда. И только повышение тарифов вместе с перекрытием афер, в том числе и Онищенко-Тимошенко на энергоносителях, удалось перекрыть аналогичную по размеру дыру в «Нафтогазе» и перебросить высвободившиеся средства на ПФ. Но дальше разбалансированным фонд оставаться не может, все равно за 2-3 года он бы разрушился, а гарантированные пенсии себе могли бы выбить разве нардепы и судьи. Поэтому первый мотив Гройсмана – это элементарное спасение солидарной пенсионной системы.

Уже сейчас благодаря мерам по детенизации, поднятию минималки и постепенному росту экономики есть ресурс на осовременивание пенсий. Преобразование ПФ в бездефицитный финансовый инструмент – это уже дело многих лет, как следствие реализации норм закона. Я на этом обстоятельстве остановился так подробно, потому что о наибольшей угрозе, к которой толкали страну бывшие бездарные чиновники и нынешние популисты, у нас как-то не принято говорить.

2. Следующий блок – вопросы справедливости. Прежде всего – это приятные плоды – осовременивание, то есть повышение пенсий. Никто этого за последние годы не делал, включительно с шумной экс-премьером. Единственное осовременивание за последние более 10 лет провели в 2012 году да и то по принципам «азаровской справедливости», то есть по показателям 2007 года (еще до Юлиной девальвации). Очень противно, когда те, кто сами будучи у власти этого не делали, сейчас кричат, что это ежегодная обязанность Кабмина. Так вот, государство индексирует именно государственные социальные выплаты, а ПФ находится в распоряжении государства, но не принадлежит к этой категории выплат. То, что потребовали от Гройсмана (чтобы без никаких других изменений просто повысил пенсии) не только могло окончательно уничтожить всю пенсионную систему, но и было бы откровенной политической конъюнктурой. Именно так поступил Виктор Янукович в августе-сентябре 2004-го, желая повысить свою популярность перед выборами. Законом, наоборот, вводится обязательство для любого правительства ежегодно проводить осовременивание пенсий.

О «знаменитом полярном коэффициенте» от Тимошенко я уже упоминал. О нем сейчас больше всего плачут популисты. Но логики в такой системе начислений таки действительно не было, вред от нее роковой, а незначительное проседание размера пенсий затронет лишь небольшую возрастную категорию.

И главное – рост необходимого страхового стажа. Который почему-то манипулятивно называют скрытым повышением пенсионного возраста. Манипулятивно, потому стоит просто совершить простое арифметическое действие, чтобы в этом убедиться. От 60 (возраст выхода на пенсию) отнимем 20 (возраст, когда среднестатистический украинец начинает работать). Получаем даже не 35, а 40. И эта норма начнет действовать только с 2028 года, а до того в течение 10 лет и срок будет расти от 25 до 35, чтобы все, кто не все время официально работали, могли нагнать необходимое количество лет. Сегодняшние 15 лет стажа, при том, что каждый из нас работал, зарабатывал и за что-то должен был жить на протяжении всех этих 40 лет, выглядят, как насмешка. Кстати, почему нардепы так недовольно восприняли новшество? Для нынешних и бывших эта и несколько других норм крайне невыгодны, как и для меня лично. Из 15 необходимых лет для пенсии у меня 12 – высокооплачиваемой работы нардепом, а теперь все это размывается. Но ведь надо не только о себе думать.

В общем, новое пенсионное законодательство содержит немало сложных норм, деталей, условий. Как и любой другой закон, этот лучше читать в оригинале, а не в комментариях. Однако я здесь не ставил себе задачу сделать детальный анализ закона. Речь шла о том, чтобы просто напомнить, какие знаковые законы, проголосованы на прошлой неделе, которые мы пропустили мимо своего внимания, переключившись на депутатские дебоши четверга-пятницы...


Реклама

Если вы предпочитаете старый дедовский способ бритья, то вам не обойтись без острого лезвия, для максимального эффекта. Вам необходимо купить опасную бритву, которая поможет легко и быстро достичь желаемого результата.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-12-17 10:17:26