пятница, 8 сентября, 2017, 16:30 Человек
Игорь Туркевич, ZIK: Мы рассматривали ток-шоу Саакашвили вполне прагматично
Фото из личного архива Игоря Туркевича
Фото из личного архива Игоря Туркевича

Преобразование телеканала ZIK из регионального львовского вещателя в национального происходит достаточно драматично. В течение последних двух лет на канале работает уже четвертый генеральный продюсер, причем последние два раза смена генпродюсеров сопровождалась громкими увольнениями части ключевых лиц канала и их заявлениями о вмешательстве руководства медиахолдинга в информационную политику. Недавно ZIK активно заявил о себе в политическом поле трансляцией ток-шоу Михаила Саакашвили. А владелец ZIK Петр Дыминский оказался в сложной ситуации из-за смертельного ДТП. Несколько последних публикаций «Детектора медиа» об интерпретации этих событий вызвали у гендиректора медиахолдинга ZIK Игоря Туркевича желание выразить собственную точку зрения на них.

О планах ZIK закрепиться в топ-20 телеканалов, историю с ток-шоу Михаила Саакашвили, перспективе появления новых ведущих политиков на канале, частой смене генпродюсеров и влиянии ДТП на независимость информационной политики вещателя и инвестиционные планы владельца канала Игорь Туркевич рассказал в интервью «Детектор Медіа».

– Игорь, в Украине сейчас работают 14 или полностью информационных телеканалов, или таких, которые в своей программной концепции имеют большую долю информационно-аналитических и публицистических программ. Какое место среди них должен занимать ZIK? Какую нишу, сегмент, часть аудитории?

– Без преувеличений, в течение первых пяти лет существования ZIK был №1 в Западной Украине. И даже когда нам стало «тесно» и мы поняли, что «выросли» из регионального вещателя, начали расширяться и взяли курс на столицу, приоритетом в этом движении всегда было апеллирование к ценностям Революции Достоинства – события новейшей истории Украины. Поэтому наши зрители – это наши единомышленники прежде всего. Можно говорить о нишах, сегментах, показателях просмотров... Например, наши информационные блоки, дневной и вечерние новостные слоты, токинг-студии – самый рейтинговый продукт. Согласитесь, это своеобразный дискуссионный клуб, в котором артикулируются определенные мысли, мировоззренческие позиции. Такие проекты есть в эфирах ряда телеканалов. И каждый из них производит свои смыслы. Мы в свою очередь ищем контакт с теми, кто двигает эту страну и хочет в ней реальных изменений, то есть обращаемся к социально активным. ZIK демонстрирует стабильный рост главных показателей телепросмотров по общеукраинской аудитории. Нас хорошо смотрят в Хмельницком и Днепре, Львове, Харькове, Киеве. Это свидетельствует о том, что в нашем эфире есть тот объединяющий фактор, точки соприкосновения, в которых общество испытывает потребность.

– Какие KPI стоят перед вами до конца года (показатели просмотров, доходов, увеличение количества кабельных партнеров, запуск новых программ,..)? На ближайшие 2-3 года?

– Абсолютно все вышеперечисленное. Для начала – закрепиться в топ-20 рейтингов. Большое политическое ток-шоу «Народ против» с Наташей Влащенко, к которому канал «созревал» очень долго, – один из наших козырей в этом. В осеннем сезоне перезапускаем линейку проектов журналистских расследований под руководством Ольги Мовчан. Из ближайшей перспективы – с нового года готовим два новых формата, которые еще рано анонсировать, но это будет креативно однозначно. В нашем эфире согласно лицензионных условий появились телесериалы (!), работаем над образовательным и культурным контентом собственного производства. Интенсивно расширяем сеть кабельных партнеров. На сегодня их более 300. На следующий год планируем увеличить эту цифру вдвое.

– Сколько вам стоила общенациональная цифровая лицензия? Сколько еще вам понадобится инвестировать в канал, чтобы расширить национальный вещатель? Смогут ли эти инвестиции окупиться и когда?

– Каждая сделка подобного масштаба содержит в себе требования по конфиденциальности ее положений перед третьими лицами и запрет на разглашение. Что до бюджета развития, то нашу смету будет диктовать время, цели, которых мы планируем достичь, и инструменты, которые к этому будут привлекаться. Каждый бизнес-актив в идеале должен быть конкурентоспособным, рентабельным и инвестиционно привлекательным. Мы как медиаструктура – не исключение.

– Мы спрашивали у одного из ваших конкурентов, какова, по его мнению, цель Петра Дыминского при построении канала. Он сказал, что г-н Дыминский инвестирует в ZIK, чтобы повысить его стоимость и затем выгодно продать. Действительно ли это так? Есть ли возможность/смысл его продать до выборов 2019 года, или это уже более далекая перспектива?

– Как я говорил выше, медиабизнес живет по универсальным законам бизнеса. Ты создаешь, вкладываешь, развиваешь и должен быть готов, что однажды может поступить предложение, от которого будет трудно отказаться.

– Холдинг ZIK – это не только телеканал, но еще и информационное агентство. Работают ли сейчас эти две структуры автономно? Или вы намерены их интегрировать?

– Нет, не автономно. Информационное агентство является абсолютной информационной поддержкой телеканала, как и телеканал использует эксклюзивные материалы агентства для сюжетного наполнения эфира. Контент-отдел под руководством Тараса Смакулы оперативно готовит для новостной ленты комментарии и заявления гостей токинг-студий, топовых авторских программ. Сейчас среди первоочередных задач – максимальная интерактивная интеграция этих двух платформ, примером которой является проект Vox Populi с Олегом Борисовым. Зритель сам с помощью сайта zik.ua выбирает спикера, которого хочет видеть на экране, и сам задает ему вопросы.

– В начале года существовали четыре версии телеканала ZIK: львовская на спутнике, цифровая всеукраинская, и на втором спутнике – SD - и HD-версии. Плюс в аналоге ежедневно выходило четыре часа на львовской ОГТРК. Сохраняется ли до сих пор такая ситуация? Видите ли вы смысл в том, чтобы параллельно с национальным телеканалом сохранить региональное вещание?

– Действительно, в начале года в течение короткого промежутка времени у нас было вещание с двух спутников – AMOS-2 и АSTRA 4А. Чтобы переход с одного спутника на другой не привел к потерям аудитории, мы два месяца дублировали сигнал на AMOS-2 с уведомлением в бегущей строке о новые технических параметрах на АSTRA 4А. Это общепринятая практика. На сегодня мы присутствуем в Т2 (общенациональное цифровое вещание), на спутнике ASTRA 4A в HD - и SD-форматах, в сетях кабельного телевидения во всех областях Украины и в дальнейшем имеем четыре часа аналогового эфирного вещания на 12 ТВК в Львове. Кроме того, работаем над возможностью расширить наше аналоговое эфирное вещание на другие регионы Украины. В частности, с 1 июля ZIK активно сотрудничает с местным луганским телеканалом «ИРТА». Теперь наше эфирное вещание достигает Лисичанска, Северодонецка, Белолуцка, Сватово, Троицкого, Беловодска, Белокуракино, Марковки, Кременной, Попасной и других населенных пунктов Луганской области, временно оккупированных территорий, а также приграничных территорий Российской Федерации.

– Недавно в Реестре предприятий мы увидели, что у журнала «Публичные люди», который ранее принадлежал нынешнему генеральному продюсеру ZIK Наталье Влащенко, изменился владелец: им стала Анастасия Хлапонина. Насколько мы знаем, она работает делопроизводителем на канале и вашей помощницей. Не означает ли это, что журнал на самом деле купил Петр Дыминский?

– Итак, все точки над «і». Анастасия Хлапонина – заместитель директора телестудии ZIK в Киеве. Да, она действительно является владелицей журнала «Публичные люди».

– Какими еще медиаактивами вы бы хотели пополнить медиахолдинг ZIK?

– Как помните, есть негативный опыт старта ZIKовского радиовещания в 2013-ом. Такое направление развития не рассматривается. Хотя, как известно, никогда не говори никогда...

– До того, как ZIK приобрел общенациональную цифровую лицензию и начал преобразования из регионального в национальный телеканал, в медиасреде относились к нему очень благосклонно. После выхода на национальный уровень все изменилось: несмотря на то, что Петр Дыминский в конце прошлого года открыто признал себя владельцем канала, зимой прокатилась волна слухов, что к каналу якобы причастен Александр Клименко. Почувствовали ли вы на своей работе, что с выходом на национальный уровень для вас обострилась конкуренция, работать стало сложнее и жестче? Ожидали ли вы этого и были ли готовы?

– Мы осознавали, на что идем. Национальный уровень вещания – не только ответственность, но и конкуренция, местами жесткая. Поэтому и такие методы, как дискредитация соперников никто не отменял. Относительно структуры собственности, телеканал ZIK обнародовал все необходимые документы, удостоверяющие, что бенефициарными собственниками (контроллерами) является Петр Дыминский и члены его семьи – жена Елена Ивановна, дочери Жанна и Анастасия Дыминские.

– С выходом на национальный уровень ваш канал начал вести довольно смелую и независимую информационную политику. В частности, у вас появилось ток-шоу Михаила Саакашвили «Другая Украина». Расскажите, пожалуйста, об истории его появления и закрытия: долго ли длились переговоры? Действительно ли у Саакашвили были какие-то проблемы во время съемок (однажды он начал эфир с того, что ему, якобы, выключают свет в студии)? Почему и кто закрыл шоу (программа ушла на каникулы, как говорил продакшн, шоу закрыл канал, как нам рассказал экс-генпродюсер ZIK Гайгисиз Гелдиев)? Или было какое-то пожелание закрыть программу со стороны Администрации Президента? Будете ли вы дальше продолжать сотрудничество с Саакашвили, который сейчас готовится вернуться в Украину?

– В конце июня «Другая Украина» ушла в отпуск, о чем было официально сообщено. Как известно, мы не занимались непосредственным процессом съемок, лишь предоставляли эфирное время для ток-шоу. Непосредственной информацией о трудностях, с которыми сталкивался «Укрмедиапростор», не владею. Есть только публично сделанные заявления продакшена о давлении, которое на них осуществлялось. Не отрицаю, «Другая Украина» имела хорошие рейтинги. Да, мы, скорее всего, потеряем какую-то часть аудитории, которая смотрела наш канал в частности и благодаря ток-шоу Саакашвили, но это не катастрофически. Мы не останемся без зрителя. У нас есть свои достойные продукты. Поэтому наполнение этого слота качественным продуктом не является проблемой.

– Сейчас на информационных каналах часто можно встретить политиков-ведущих. Считаете ли вы такую практику правильной? Не является ли это джинсой и скрытой политической рекламой, когда политик платит каналу за трансляцию своей программы?

– Считаю, что не стоит путать политиков на экране с журналистикой. Здесь вы правы. Опыт с Михаилом Саакашвили для ZIK – пока единственный. Мы рассматривали этот процесс вполне прагматично, как взаимовыгодное партнерство – доступ к аудитории взамен на финансовые дивиденды и рейтинг, ведь даже в повторах ток-шоу достигало высоких показателей.

– Будут ли у вас еще ведущие-политики? Кто?

– На данный момент такие варианты не рассматриваются.

– Сейчас Петр Дыминский попал в непростую ситуацию в связи с ДТП. Повлияет ли это как-то на канал – независимость информационной политики или размер инвестиций?

– Буквально на следующий день после ДТП я виделся с Петром Петровичем. Кстати, ни одной царапины, никаких следов на нем я не заметил. Разговоров о трагедии, как таковой, не было. Он просто заверил, что никаких трудностей с функционированием канала не будет, что эта ситуация никоим образом не затронет работников ZIK. Но политизация трагедии происходит. Я не могу комментировать, но довольно странно выглядит, как Антон Геращенко выступает и прокурором, и судьей, и экспертом в этом деле. К слову, мы ждем очередную налоговую проверку и предупреждение от Нацсовета (уже после того, как было записано это интервью, Нацсовет объявил ZIK предупреждение за нарушения в отношении технических параметров. – ДМ). Подозреваю, что представители «Народного фронта», который полностью потерял доверие избирателей, таким образом ищут рычаги влияния на ZIK, в частности новоиспеченные владельцы «Эспрессо» Яценюк, Аваков...

– Расскажите, пожалуйста, о новом большом политическом ток-шоу «Народ против», которое стартует на этой неделе. Насколько мы знаем, идея его запустить появилась еще в начале года. Какие были кандидатуры ведущих? Сразу ли его обсуждали в таком виде, каким оно выглядит сейчас?

– Да, идея вынашивалась давно. Общая концепция на старте и то, что получаем сейчас – почти тождественны, в течение производства видоизменялись, уточнялись лишь детали.

– Этой осенью на украинских каналах будет пять крупных политических ток-шоу. Почему их так много? Чем будет отличаться ваше? Каким образом вы планируете его монетизировать?

– Украинцы слишком политизированы, нечего греха таить. Поэтому не удивительно, что такие вещи пользуются спросом. Каждое адекватное медиа должно быть в оппозиции к власти, инспектировать ее. Вот почему «Народ против». Кроме того, мы готовим экшн, интерактив. Здесь будет превалировать именно шоу, а не «ток». Мы воплощаем концепцию Колизея на экране, такой своеобразной студии-бойцовской арены. Здесь или командная игра, или скамейка запасных. Только на этом поле боя народ собственноручно сможет «уволить» народного депутата, министра и даже премьера в прямом эфире. Мы рассчитываем на хорошие рейтинги, которые помогут нам привлечь солидных рекламодателей.

– Почему у вас на канале так часто меняются генеральные продюсеры? Видите ли вы в этом проблему?

– ZIK – молодой канал, в прямом и переносном смысле. Коллектив ZIK – молодые, амбициозные, но очень профессиональные люди, с хорошим опытом работы на телевидении. И каждому из наших 400 работников говорю спасибо, потому ZIK – это прежде всего они. Конечно, каждый, кто возглавляет канал, имеет свое видение дальнейшего развития, направления, в котором надо двигаться. Закономерно, что-то удается, где-то есть «проседания». В стремительном движении плотные ротации даже идут на пользу, ведь каждый из генпродюсеров дает что-то свое, что делает канал еще более выразительным.

– Одновременно со сменой генеральных продюсеров каждый раз происходят громкие увольнения ваших сотрудников. Причем они каждый раз обвиняют руководство холдинга во вмешательстве в редакционную политику. Почему так происходит? Относительно последнего инцидента: почему закрыли программу Даниила Мокрика «Последняя инстанция»?

– Почему в сугубо рабочих ротациях кадров ZIK выискивают скрытый контекст? При создании телеканала была договоренность между Петром Дыминским и тогда созданным редакционным советом о том, что инвестор не вмешивается в работу телеканала. Мы стараемся быть сбалансированными, давать максимальную свободу действий своим журналистам. Даниил Мокрик проработал на канале четыре года. В свое время мы забрали его из Львова в Киев, дали возможность сделать проект «Рада 8.0», который не пользовался особой популярностью и который мы наконец закрыли. Похожая история повторилась и с «Последней инстанцией». Дело в рейтингах, и только.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-11-18 01:03:48