вторник, 22 августа, 2017, 17:43 Экономика
Финансовая децентрализация ОТГ: бюджетная революция или бутафория?

Три года назад, 1 апреля 2014 года, в Украине дали старт реформе финансовой децентрализации, суть которой заключалась в том, чтобы отдать в регионы полномочия собирать налоги и возможность развиваться собственным путем, самостоятельно решая, на что потратить средства: на дорогу, новую школу или на ремонт в народном доме. И кроме дополнительного финансового ресурса, на местные бюджеты переложили часть расходов на образование и здравоохранение, которые ранее финансировались из государственного бюджета. Сейчас создатели реформы отчитываются о значительном росте доходной части бюджетов ОТГ, впрочем темпы образования объединений выдают проблемы во внедрении реформы.

По состоянию на сегодня во Львовской области созданы 25 территориальных громад из 84 утвержденных перспективным планом. В него пока не включены Дрогобычский и Сокальский районы. Поэтому, вероятно, в области будет около сотни ОТГ. По темпам их создания Львовская область на седьмом месте в Украине. Первые появились в 2015 году в Самборском районе и были небольшими, в прошлом году начали создавать большие объединения – Мостиска, Ходоривская, Судововишнянская территориальные громады, которые, по замыслу, должны аккумулировать больше финансовых ресурсов.

В 2016 году, рассказывает заместитель директора департамента экономической политики Львовской ОГА Валентина Москаленко, все ОТГ области в целом реализовали 150 проектов на 75 миллионов гривен. Из них 46 миллионов – субвенция на инфраструктуру. Чиновница говорит, были как маленькие – замена окон или крыши, так и крупные проекты по строительству школ, детсадов, центров предоставления админуслуг. В 2017 году ОТГ планируют реализовать уже 200 проектов с бюджетом в 80 миллионов гривен.

«Если посмотреть на качество проектов, которые представляют громады, и на их наполнение, то мы видим структурные сдвиги. В прошлом году громады, особенно в первый год объединения, пытались залатать дыры там, где это только можно было сделать: в каждом селе поставить площадку или сделать окно, чтобы каждый житель почувствовал, что объединение – это здорово. В этом году громады, существующие второй год, уже задумываются над тем, куда они потратят субвенцию на формирование инфраструктуры. Мы видим, что вводят в эксплуатацию опорные школы, ЦНАПы, покупают технику для коммунальных предприятий, больниц и школ. Какие-то громады покупают автобусы, какие-то уже их приобрели, поэтому покупают технику для школ. И это не просто парты, а интерактивные доски, оборудование для проведения экспериментов», – рассказала Валентина Москаленко.

Чиновница отмечает: не все так сладко, проблемы также есть. Не все громады могут позволить себе тратить значительный ресурс на развитие. Некоторые бюджеты на это выделяют 30-40%, а некоторым удается направить только 10%.

На стороне реформы и статистика – она впечатляющая. Согласно цифрам, доходы объединенных территориальных громад  Львовщины за два года выросли втрое.

«Анализируя выполнение доходной части за полгода 2017 года и сравнивая с доходами сельских советов до объединения, просто диву даешься, какие мизерные были поступления. За полгода наши громады получили колоссальные доходы, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 150 миллионов собственных доходов. В прошлом году это было 106 миллионов, а до объединения – всего 45 миллионов», – рассказала Ярослава Пишник, эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины.

Эксперт объясняет, объединившись, территориальные громады должны провести инвентаризацию своего имущества, в частности, земли. Как оказалось, здесь скрывался немалый источник доходов. «Когда мы были в одной созданной сельской громаде, спрашиваю, откуда у вас такие поступления, а председатель говорит: мы провели инвентаризацию земли и только в одном селе обнаружили 7 гектаров, не облагаемых налогом», – рассказала Ярослава Пишник.

Финансист говорит, что типичной является ситуация, когда сельский совет, который в течение всего своего существования взимал плату за землю, вдруг увеличил эти поступления не на 10-20%, а в 2-3 раза.

Впрочем, главным бюджетообразующим налогом ОТГ является налог на доходы физических лиц (по новым нормативам, бюджеты районов и городов областного значения получают 60% от этого налога, областные бюджеты – 15%). За первые полгода ОТГ Львовщины собрали 74,3 млн грн НДФЛ, а это на 65% больше, чем за шесть месяцев 2016 года. Но утешаться этими финансовыми победами и говорить про реальный успех реформы – рано. Финансовое положение на местах далеко не такое радужное. Реалистичность созданная картинка приобретает, если рассматривать ее в каждом конкретном случае. Действительно, высокие поступления налога с доходов физических лиц имеют громады, объединенные вокруг определенного предприятия, трудоустроившего своих работников, а в громадах, где нет хотя бы заправки, поступленение НДФЛ значительно скромнее, говорит экс-председатель бюджетной комиссии ЛОР Ярослав Качмарик.

Так, наибольшие доходы имеют пять ОТГ: Мостиска – 16,9 млн грн НДФЛ за шесть месяцев 2017 года, Ходоровская ОТГ – 10,8 млн грн, Новокалиновская ОТГ – 7,6 млн грн, Давидовская ОТГ – 6,1 млн грн и Жовтанецкая ОТГ – 6,9 млн грн. Тогда как восемь громад за полгода не удосужились собрать и миллиона гривен НДФЛ (Вильшанская, Воле-Баранецкая, Дублянская, Лукивская, Миженецкая, Навомиская, Новострилищанская, Чуквянская ОТГ), хотя в сравнении с аналогичным периодом 2016 года поступления налога в этих ОТГ кое-где выросли вдвое. Возникает вопрос, останется ли потенциал для роста в дальнейшем?

Действительно, большие поступления в основном имеют большие по численности громады – в Ходоривскую входит свыше 26 тыс. людей, в Мостискую – почти 23 тысячи. Впрочем, важно, чтобы население было официально трудоустроено. К примеру, в Новокалиновской и Тростянецкой ОТГ живет одинаковое количество людей – чуть более 7 тысяч, а первая собирает НДФЛ вдвое больше второй.

«Тем ОТГ, где зарегистрированы предприятия, на которых люди работают на условиях полной занятости, то есть те, которые платят налог с заработной платы, хорошо, но это далеко не все объединенные территориальные громады. Я знаю в Самборском районе целый ряд ОТГ, ничего не получивших в части налога на доходы физических лиц, потому что там нет рабочих мест. Скажем, Новокалиновская ОТГ – это военная часть, где есть предприниматели, какие-то рестораны, там все хорошо, бюджет нормальный, у них прогресс, а другие шесть ОТГ – точно убыточны. На этом фоне выигрывает те, у кого исторически сложилось так, что есть предприятия, но это далеко не все», – говорит Ярослав Качмарик.

Кроме того, задекларировав свободу регионов в использовании собственных средств, власть не передает им главного ресурса – земли за пределами сел и сейчас принадлежат государству. Парламент еще не принял закон, который позволил бы громадам распоряжаться этими землями. То есть отпустив объединенные территориальные громады «в самостоятельное плавание», власть боится потерять над ними контроль.

Экономист также напоминает, что получив часть налогов, органы местного самоуправления получили и целый ряд полномочий и обязательств, которые ранее выполняло государство. Именно из местных бюджетов теперь приходится содержать больницы, школы, платить комуслуги и зарплату работникам. А это не малые затраты. Агитируя за децентрализацию, государство финансово поддержало объединенные территориальные громады и предсказало базовую дотацию, а также образовательную и медицинскую субвенции. Это фактически дофинансирование на реализацию делегированных государством полномочий из бюджета. При этом правила финансирования полномочий меняются каждый год, какой будет субвенция в следующем и сможет ли она покрыть потребность – неизвестно. То есть принцип перебрасывания денег сверху вниз не изменился, а это превращает реформу децентрализации в фикцию.

Экономический эксперт Андрей Новак децентрализацию в Украине называет виртуальным обманом, под которым власть создает иллюзию активной реформаторской деятельности. На самом же деле на местах произошло лишь изменение административно-территориального устройства, а централизация финансов даже усилилась.

«Местным органам власти дали больше полномочий, на карте рисуют новые границы так называемых объединенных громад, а настоящей децентрализации, которая должна заключаться в децентрализации доходной части бюджета, то есть налогов – нет. Согласно государственному бюджету на 2017 год, 81% налогов идет на прямую в государственный бюджет и, соответственно, лишь 19% налога остается местным бюджетам, а потом уже из центрального бюджета, как говорится, с барского плеча премьер-министр в лице Министра финансов раздает в регионы средства фактически в ручном режиме. Это то же самое, что было все годы независимости. Более того, для сравнения, в правительствах так называемой преступной власти под руководством Азарова и Януковича это соотношение было 80 на 20. Поэтому, децентрализация полномочий есть, изменение административных границ есть, а главного – децентрализации средств – нету», – уверен Андрей Новак.

Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова с 9 по 13 июня 2017 года, две трети жителей объединенных громад после реформы не почувствовали никаких изменений.

За последний год среди жителей объединенных громад доля почувствовавших улучшение условий жизни несколько упала – с 16% до 11%, а процент тех, кто почувствовал ухудшение, немного вырос с 9% до 12%. Большинство опрошенных жителей объединенных громад – 63% – указали, что до сих пор не почувствовали изменений условий жизни.

Марьяна Билозир,
IA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-09-21 09:38:14